СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приобщение ребенка к художественной литературе как одно из средств достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Приобщение ребенка к художественной литературе как одно из средств достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования»

Приобщение ребенка к художественной литературе как одно из средств достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования


Детская книга при всей её внешней простоватости - вещь исключительно тонкая и не поверхностная.

Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины.

Удивительное искусство - детская книжка!

Лев Токмаков


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для их выражения, строить речевое высказывание в ситуации общения. Для решения таких задач традиционно педагогу на помощь приходили произведения художественной литературы, которые оказывали огромное влияние не только на формирование грамотной речи и обогащение лексики дошкольника, но и служили действенным средством его умственного, нравственного и эстетического развития.

XXI век для человечества считается информационным. Дети все больше находятся под влиянием телевидения и интернета, на чтение художественной литературы у них не остается ни времени, ни желания. Как следствие, книга оказывается вытесненной современными технологиями и интерес к ней постепенно утрачивается.

Тенденция падения интереса к чтению в России - тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым. Данная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры: увеличивается количество людей не читающих или читающих лишь от случая к случаю, утрачиваются традиции семейного чтения, снижается интерес к печатной прессе. Как следствие, ухудшается владение родным языком и снижается уровень грамотности населения страны.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять и делать выводы.

Трудно переоценить роль книги в жизни современного человека. Она дает громадные возможности для постижения человеческого опыта: в области чувств, желаний, мыслей и наблюдений. Сливаясь с чувствами и мыслями автора и его героев, мы становимся в их положение, смотрим на мир их глазами, переживаем то, что переживают они, оцениваем мир их оценками.

Наиболее оптимальной формой приобщения детей к художественной литературе для педагогов нашей группы стала проектная деятельность, которая позволяет объединять всех участников образовательных отношений и стать им полноправными партнерами в организации образовательной деятельности.

Нами был разработан долгосрочный проект «Приобщение детей дошкольного возраста к миру художественной литературы через совместное чтение взрослого и ребенка», цель которого – создать условия для формирования устойчивого интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста и приобщения участников образовательных отношений к традициям семейного чтения.

Участниками настоящего проекта стали педагоги группы и специалисты детского сада, дети в возрасте 3 – 7 лет и их родители (законные представители), социальные партнеры.

Для реализации проекта педагогам не потребовалось создавать специально организованную предметно – пространственную среду. Проект реализовывается в условиях группового помещения, в т.ч. прогулочном участке и музыкальном зале. В рамках этого проекта педагогами группы применяются методы, приемы и средства реализации образовательной программы дошкольного образования. Основным видом деятельности реализации проекта является игра.

Первые шаги в мир художественной литературы маленький читатель делает в дошкольном возрасте. Проводниками для детей становятся взрослые и, в первую очередь, родители. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

Поэтому сложность реализации данного проекта заключается в том, что родители воспитанников, которым обычно некогда и которые всегда куда – то торопятся, по замыслу педагогов и детей группы должны были стать активными и полноценными участниками образовательной деятельности.

Одним из мероприятий по реализации проекта является тематическая неделя «Книжкины именины». В течение тематической недели с целью повышения компетентности родителей в вопросах приобщения дошкольников к художественной литературе был проведен круглый стол «Сказка в жизни малыша». Итогом круглого стола явилось решение о подготовке и проведении совместного театрализованного развлечения для детей «Книга сказок» и создание авторской развивающей книги о правилах безопасности «Аркадий Паровозов спешит на помощь».

В процессе создания авторской развивающей книги «Аркадий Паровозов спешит на помощь» родители вместе с детьми выбирали любимых героев сказок, мультфильмов и телепередач, создавали проекты иллюстраций любимых произведений, изготовляли страницы книги в различных техниках художественного и декоративно – прикладного творчества. В детском саду педагоги совместно с детьми сочиняли тексты четверостиший для созданных иллюстраций. В результате проделанной работы в группе появилось полноценное совместное авторское художественное произведение (интерактивное дидактическое пособие) для дошкольников с использованием игровых приемов.

Активными участниками подготовительных мероприятий совместного театрализованного развлечения для детей «Книга сказок» также стали родители воспитанников. В домашних условиях совместно с детьми они читали и узнавали новые для детей сказки, создавали собственные костюмы и декорации, учили свои роли. Совместно с педагогами группы принимали участие в разработке сценария тематического развлечения. Результатом проделанной работы явилось театрализованное развлечение для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) с использованием игровых приемов и театрализованной деятельности взрослых «Колобок на новый лад». В процессе организации театрализованного развлечения родители воспитанников были объединены одной целью, что позволило им эффективно взаимодействовать друг с другом, делиться собственным опытом. Родители стали полноправными участниками образовательной деятельности и получили возможность проявить свои творческие и актерские способности.

При участии родителей также были подготовлены совместно детско - родительские театрализованные представления «Репка», «Весенняя сказка», «Весна идет, весне дорогу».

Основным мотивом для участия родителей в совместной театрализованной деятельности явилось формирование положительного примера старших и установление доверительных отношений между родителями и детьми, что позволило привлечь к образовательной деятельности не только родителей, но и старших братьев и сестер.

Непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой и фольклором в группе включала в себя ознакомление с биографиями и творчеством отечественных и зарубежных писателей и поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг и письменности в целом.

В рамках совместной образовательной деятельности участники проекта принимают участие в конкурсах различного уровня, праздниках и развлечениях, интеллектуальных играх, оформлении тематических выставок. В детском саду педагоги вместе с детьми разучивают театрализованные игры (пальчиковые, театр игрушек, игры - импровизации), читают художественные произведения и произведения фольклора.

Конкурсы чтецов - одна из форм организации детской деятельности дошкольников и один из красочных моментов в жизни ребёнка, обогащающий его впечатления и развивающий творческую активность. Участие в конкурсах стало доброй традицией нашей группы. При подготовке к конкурсу в группе оформляются выставки художественной литературы и детско – родительских работ.

В рамках реализации проекта воспитанники нашей группы стали участниками конкурсов чтецов, посвященных Дню космонавтики и Дню народного единства. На конкурсы детьми и педагогами группы были представлены музыкально – литературные композиции, в основу сценариев которых легли произведения отечественных поэтов и авторские произведения педагогов группы. Участие в подобных конкурсах способствует воспитанию у дошкольников чувства патриотизма, приобщению к истории и культуре Родины, формированию навыков выразительного чтения, развитию артистических и ораторских умений, а педагогам позволяет проявить творчество в создании концепции музыкально – литературной композиции.

Интересным и современным средством реализации проекта стало создание мультфильма «Рождественская звезда». Процесс создания мультфильма – это увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и сценаристом этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. В процессе создания мультфильма дети оформляли декорации, лепили персонажей мультфильма, во время съемки - озвучивали героев, выступали в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатора.

Создание мультфильма позволило педагогам интегрировать такие виды детской деятельности, как коммуникативную, игровую, познавательно - исследовательскую, изобразительную и музыкальную. В результате чего у воспитанников группы развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками.

Ежегодно в нашей группе проходит акция «Книговорот», в которой дети и родители активно принимают участие.

Поначалу инициаторами проведения акции выступали педагоги, а спустя год дети и родители сами стали инициаторами этой акции. Главный принцип акции «Книговорот» - прочитал сам — передай другому. Участники акции с удовольствием и интересом читали, приносили и обменивались книгами. Взрослые делились впечатлениями, давали советы и рекомендации друг другу, обсуждали содержание книг. В группе дети делятся со сверстниками своими впечатлениями о прочитанных произведениях и проявляют интерес к другим книгам.

У книг не может быть конкурентов. Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут. И поскольку объем информации, которую должен переработать человек, чтобы утолить информационный голод, стать успешным в профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, то, соответственно, возрастает и важность приобщения к художественной литературе.

Самая главная мысль, которую мы должны внушить ребёнку всеми возможными способами, заключается в том, что чтение само по себе является удовольствием. Не наказанием, не скучной обязанностью или унылой необходимостью, а самым лучшим удовольствием и наградой.

Основными планируемыми результатами реализации нашего проекта станут развитие свободной творческой личности ребенка, развитие у него таких качеств как креативность, самостоятельность, желание узнать новое и воплотить в деятельности свой творческий замысел, формирование позиции родителя как полноправного и полноценного участника образовательных отношений.

В процессе деятельности по приобщению детей к художественной литературе взрослому (педагогу и/или родителю) важно помнить о том, что интерес ребенка к тому или иному художественному произведению всегда зависит от того, насколько интересно произведение самому рассказчику. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный автором или рассказчиком мир.