Приобщение ребенка к прекрасному.
Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, цветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму и осудить зло. Искусство отражает жизнь, отношение к ней. Сама жизнь - быт человека и его труд.
Яркое, привлекательное воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни звуки, цвет, линии, которые постепенно выступают перед ним как прекрасные формы. Если учить детей прислушиваться к звукам и голосам природы и к ее красоте, то у них накапливаются впечатления об изменениях в ней, а так же можно приложить к этому изменению свой труд.
Эстетика быта - это уклад жизни семьи. Это тесно связано и с культурой повеления. Отсюда появляются первые навыки общения взрослых и детей, умение вести себя в обществе, за столом. Не только к миру предметов, явлений природы можно вызвать эстетическое отношение, но и к человеческим взаимоотношениям. Труд преобразует жизнь и украшает ее, привлекает внимание детей, вызывает желание участвовать и отображать его в играх.
Искусство - сильное средство эстетического воспитания. Ребенок, волнительно и радуясь, всматривается во все окружающее его. Любое художественное явление требует определенного уровня развития процесса восприятия. Развитие музыкально - сенсорных способностей при обучении пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки.
В процессе обучения рисованию дети усваивают формы, определяют свойства, сопоставляют фигуры. Все это приводит к правильному изображению предмета. В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочетаний. Развитие сенсорных способностей - основа для развития восприятия художественного образа.
Сложным явлением является эстетическое переживание, эстетическое чувство. Бытовые предметы и явления природы оцениваются преимущественно со стороны их физических качеств. Яркая окраска игрушек, своеобразные линии и необычные сочетания цветов на крыльях бабочек, звонкие перепевы птиц, плавные движения золотых рыбок в аквариуме - все это подводит ребенка к пропорциям, цвету, линиям. Дети тянутся к блестящим и ярким вещам с раннего детства. Но это не должно приводить к тому, что в дальнейшем все блестящее, броское называется красивым. Мы должны учитывать возрастные проявления ребенка и осуществлять развитие его вкуса. Эстетическое чувство, вызываемое действиями человека, его отношению к труду и быту, ко всей жизни, приближается к более высокому понятию- к прекрасному как высшему нравственному идеалу. Это чувство включает эмоциональное отношение к полярным проявлениям в жизни, в искусстве- прекрасным и безобразным, возвышенным и комическим.
Дети поют, читают стихи, танцуют. Они не только исполнители, но и творцы, сочиняя песенки, воплощая свои замыслы в рисунке, в лепке. Это и есть первые творческие проявления. Все виды художественной деятельности возникают в детстве- и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и проявление себя творчески.
Развивая лучшие традиции прошлого, мастера искусств создают и современное искусство, отвечая на запросы общества.
Художественно - речевая деятельность ребенка очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Из литературы для чтения они узнают о родной стране, о труде взрослых, о природе, о своей жизни. Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены детали, образы, мимо которых дети могли бы пройти. Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей. Они очень хорошо чувствуют и меткость пословицы, и занимательность загадок.
Музыка - яркое средство эстетического воспитания. Чтобы она выполняла эту функцию, надо, прежде всего, развивать общую музыкальность, отзывчивость на нее. Ребенок учится сопереживать то, что выражено в музыке. В воображении возникают различные образы, и под их влиянием он стремится проявить себя в пении, танце, музыкальной игре.