СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приобщение воспитанников к национальной культуре и традициям народов Поволжья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, является представителем своего мира, традицийкультурыВоспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы детского сада.

Просмотр содержимого документа
«Приобщение воспитанников к национальной культуре и традициям народов Поволжья»

«Приобщение воспитанников к национальной культуре и традициям

народов Поволжья»

«Детство - каждодневное открытие

мира и, поэтому надо делать так,

чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества,

их красоты и величия».

В. А. Сухомлинский.

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде«впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Изменившийся строй жизни, отсутствие идеологии существенно сказались на проблемах воспитания подрастающего поколения. В связи с этим остро возникла необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал родной культуры в духовно-нравственном, культурном и патриотическом воспитании детей.

Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, является представителем своего мира, традицийкультурыВоспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы детского сада.

Мою группу также посещают дети разных национальностей (русские, татары, удмурты, чуваши, и я столкнулась с проблемой формирования культуры межнациональных отношенийвоспитанием у детей миролюбия, принятия и понимания других детей и взрослых, независимо от национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.

Мне на помощь пришла проектная деятельность.

Проект «Дружат дети на планете» я реализовывала в течение 2-х лет.

Актуальность проекта: ознакомление детей дошкольного возраста с обычаями и традициями народов Среднего Поволжья обусловлена:

1. Недостаточно сформированными представлениями детей о традициях, обычаях своего народа и народов Среднего Поволжья (русские, татары, чуваши, мордва).

2. Утратой подрастающим поколением привязанностей к традициям и обычаям не только своего народа.

3. Необходимостью формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками независимо от национальности.

Цель проекта:

• Дать детям знания о народах Поволжья, их культуре и традициях.

• Воспитывать у детей любовь к малой Родине.

• Способствовать развитию эмоциональной восприимчивости.

Задачи проекта:

• Организация планомерной работы по приобщению воспитанников к культуре и традициям народов Поволжья.

• Вызвать у детей интерес к познанию культуры других национальностей.

• Формировать у детей умения реализовывать представления и знания о традициях, обычаях в разных видах деятельности.

• Вызвать у родителей интерес к проблеме приобщения детей к культуре народов Среднего Поволжья.

• Привлекать родителей к процессу проведения совместного досуга.

Решая задачу по ознакомлению с родным краем, я обратилась за помощью в детскую и центральную библиотеки, краеведческий музей города.

Первым этапом работы стала – организация развивающей среды. Основная задача, ставшая передо мной – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания.

В моей группе был организован национально-региональный центр, в котором содержится:

• Государственная символика РТ и РФ;

• методическая литература, знакомящая детей с историей, культурой, искусством, трудом и бытом народов Поволжья;

• куклы в национальных костюмах народов России, Татарстана, Башкирии, Удмуртии, Чувашии.

• детская художественная литература, иллюстрации к сказкам Г. Тукая;

• образцы национальных блюд РТ и РФ;

• наборы открыток, о столицах - России (Москва) и Татарстана (Казань);

• альбомы«Столица России Москва»«Столица РТ Казань»«Мой Агрыз»«История создания Чувашской республики»«Города Башкирии», «Природный, животный и растительный мир России и Среднего Поволжья», «Национальные куклы», семейные фотоальбомы «Мы разные – мы вместе».

• музыкальные народные инструменты, игрушки, образцы народного творчества, народные костюмы.

Мною был составлен комплексно-тематический план, в который вошли мероприятия, проводимые не только с детьми, но и с их семьями.

Разработаны конспекты образовательной деятельности с использованием практического материала. Многие из них были приурочены к конкретным событиям и праздникам народов Среднего Поволжьянапример«Вой кэллян»«Гырон Быдтон»«Яблок спас»«Чечы спас»«Мульы спас» - удмуртские. «Навруз»«Сабантуй», - татарские. «Выль ар»«Агавайрен»«Семык» - марийские.

Я познакомила детей с народными играми, народным календарем, традициями, бытом, обычаями народов Поволжья. Всё это способствовало развитию познавательных интересов у детей, формированию высокой нравственности, воспитанию любви к Отечеству, уважению к предкам, интерес к самобытной культуре народов Поволжья«Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Подвижные и дидактические игры помогли мне обогатить и закрепить знания детей о народах, проживающих в Поволжье, найти отличия и сходства истории и современности, обогатить речевой запас.

В моей группе проведение фольклорных праздников и развлечений совместно с родителями стало традицией.

Ежегодно, совместно с инструктором по физическому развитию, на улице проводим праздник «Масленица». Ведь издавна русские люди старались встречать, а особенно провожать Масленицу достойно, чтобы потом не жить весь год «в горькой беде». Русская пословица говорит «Хоть с себя что заложи, а Масленицу проводи».

Летом, совместно с воспитателями по обучению детей татарскому языку, организуем татарский национальный праздник «Сабантуй». Это целый день различных развлечений: танцы, песни, народные игры «Бег с коромыслами»«Бег с яйцами»«Прыжки в мешках»«Разбей горшок», игры-соревнования «Битва подушками»«Перетягивание каната». Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – порадовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Родители воспитанников являются активными участниками педагогического процесса, они принимают участие:

• в украшении группы (зала) к народным праздникам;

• в изготовлении атрибутов, пособий;

• в пошиве народных костюмов;

• в выставках семейного творчества, смотрах-конкурсах развивающей среды, конкурсах, презентациях;

• в совместных прогулках, экскурсиях (в музей, детскую библиотеку);

• в играх-соревнованиях, развлечениях, праздниках, играя различные роли.

В своей работе я преследовала главную цель – объединить в единую систему семью, детский сад, ближайшее социальное окружение, воспитать всем вместе толерантного и ответственного гражданина, любящего свой народ, свою Родину.

Результатами проводимой работы по приобщению детей к культуре и традициям народов Поволжья является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

Воспитанники моей группы:

• знают свою национальность;

• умеют наладить бесконфликтные отношения друг с другом, дружить;

• проявляют интерес к культуре своего народакультуре других народов;

• активно используют в речи потешки, считалки, загадки;

• умеют играть в народные подвижные игры, знают их названия;

• знают названия народных праздников, поют песни, исполняют частушки, читают стихи;

• используют атрибуты народной культуры в самостоятельной игровой деятельности;

• проявляют интерес и бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Созданная система педагогических условий обеспечила развитие творческих способностей детей, приобщила их к истокам народной культуры. Работать в этом направлении интересно и мне, и детям, и родителям.

Систематическая, комплексная работа по возрождению национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к родным истокам позволила выявить следующую результативность:

- в группе созданы условия, обеспечивающие духовно-нравственное, патриотическое, социально-эмоциональное развитие детей;

- создана богатая предметно-развивающая среда;

- отработана система диагностической работы по выявлению знаний, умений и навыков воспитанников;

- повысилась мотивация к изучению культурного наследия народов Поволжья у воспитанников и их родителей;

- введено в традиции группы проведение народных праздников;

- налажена единая система взаимодействия «ребёнок-педагог-родитель».

В толковом словаре русского языка В. И. Даля можно прочесть«Лад – это мир, согласие, дружба, отсутствие вражды, порядок». Как же не хватает нам всем этих качеств в современном, агрессивном мире. Как важно, чтобы наши дети были в ладу с собой, другими людьми, природой.

На Волге живу я

И песни слагаю

О счастье, не помня о зле.

И братьями всех я людей называю,

Живущих на нашей земле.

Здесь с русскими рядом

Живут по соседству

Чуваши, татары, мордва.

И Волгу родную

Мы любим всем сердцем.

Здесь дружба народов жива.

Кувшинникова Е. В.

Спасибо за внимание!