МКОУ СОШ №2 с. Эльхотово
2) Метапредметный результат- уметь анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи, устанавливать логические связи;
3) Предметный результат- формирование умения читать историческую карту, понимания прямой зависимости занятий древних людей и их представлений о мире от природно-климатических условий;
- устанавливать связь жизни и культурного наследия различных народов с их природно-климатическими условиями и географическим месторасположением;
№ | Этапы урока | Основные задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный этап | Положительный настрой на урок | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Делит класс на группы | Приветствуют учителя, готовятся к групповой работе к уроку. |
2 | Повторение и актуализация опорных знаний | Мотивация учебной деятельности обучающихся. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний | Ребята, вы любите путешествовать? А зачем люди отправляются в путешествия? Я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в далекую страну. Узнать, куда мы отправимся, вы сможете, выполнив 1-е задание | Отвечают на вопросы учителя |
3 | Формулирование темы и целей урока | Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Постановка цели и задач урока | Учитель предлагает выполнить задание 1. После выполнения задания предлагает прочитать слова: 1-я группа-Египет, 2-я группа - Финикия, 3-я группа Вавилон, 4-я группа - слова из неподписанного конверта. Эти слова связаны со страной, куда мы отправимся. Какая группа может ее назвать? С какой целью мы отправимся в неблизкий путь? Арабы говорили: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». В Индии растет одно из самых необычных деревьев мира - баньян(1-2 слайд презентации). В нашем индийском уголке есть символ баньяна, но на нем нет листьев. Я предлагаю вырастить на нем необычные листья. Все новое, что вы узнаете, записывайте на зеленые листочки и прикрепляйте к дереву. Вам поможет схема, которую вы заполните. А на красных листьях напишите, что вас больше всего удивило в Индии, их изобретения и открытия, что вам понравилось в индийцах. Индия славится своими сокровищами. Для каждой группы я приготовила сундучок. За правильный ответ группа получает золотую монету. Если же ответ будет повторяться, я буду вынимать монеты из сундучка группы. А в конце урока подсчитаем, какая группа набрала больше монет. Что должен изучить путешественник, прежде чем отправиться в путь? Для чего? Что мы должны узнать об Индии? | Выполняют задание и отвечают на вопросы. Формулируют тему урока «Природа и люди Древней Индии». Формулируют цели урока. |
4 | Усвоение новых знаний | Организация деятельности учащихся по изучению и освоению новой учебной информации. | Изложение теоретического материала урока: Найдите на форзаце учебника Индию. Внимательно рассмотрите карту. Что общего у Месопотамии, Китая и Индии? Покажите эти реки на настенной карте. На северо-востоке Индии расположены горы Гималаи. Это высокие горы? Почему вы так считаете? Какой климат должен быть в Индии благодаря Гималаям? Выполнение заданий 2,3. Рассказ учителя о природных условиях. Выполнение 4-го задания. Скажите одним словом о чем рассказывается в 3-м пункте параграфа. Какие опасности подстерегали человека в джунглях? Релаксация. В джунглях мы побывали, пора познакомиться с индийцами. Какие у них орудия труда, верования и представления о жизни. Выполнение 5-го задания. Показ презентации. Насколько были благоприятными условия Индии для жизни людей? Многие народы верили, что плохие люди понесут наказание после смерти. Какое наказание могло ожидать плохого человека по представлениям индийцев? Как на отношение к природе и поведение индийцев повлияла вера о переселении душ? Индийцы любили отгадывать загадки в свободное время. Мои загадки связаны с открытиями и изобретениями индийцев, которые в наше время повсеместно распространены. Учитель загадывает загадки. Ученики отвечают и смотрят слайды, иллюстрирующие ответы. (ответы: цифры, сахар, бенгальский огонь, шахматы). Мы вернулись из далекого путешествия за знаниями. Вы выполнили задания и заполнили схему. А сейчас группы по порядку заполнят схему на экране. | Слушают изложение нового материала, отвечают на вопросы, выполняют задания. |
| Релаксация | Улучшение физического состояния и повышение работоспособности детей | Под фонограмму «шум джунглей» учитель поднимает учеников и организовывает «прогулку по джунглям». | Делают физические упражнения |
5 | Практическая работа | Организация деятельности учащихся по выполнению практической работы | Организует выполнение практической работы в группах по теме. После выполнения каждого задания группы прикрепляют листочки к «баньяну» Задание 1. У каждой группы на столе есть карточки со словами и 4 конверта. На каждом конверте название государства, а 4-й конверт без надписи. Распределите слова по соответствующим конвертам, а оставшиеся положите в неподписанный конверт. Задание 2.Обозначьте на ваших контурных картах Гималаи, Индийский океан, п-ов Индостан. Заполните в схеме раздел «географическое положение». Задание 3. Обозначьте на настенной контурной карте (на экране): 1-я группа Инд, 2-я группа-Ганг, 3-я группа- п-ов Индостан, 4-я группа-Гималаи. Задание 4. Прочитайте 3-й пункт параграфа и продолжите заполнение схемы. Задание 5. В 3-м файле рассказ путешественника об Индии. В каждом предложении он сделал ошибки. Подчеркните их, а затем группы проверят друг друга. В работе вам поможет 3-й и 4-й пункт учебника. | 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа выполняют практические задания |
6 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | Первичное закрепление ЗУН и подведение итогов. Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности | Эксперты подсчитывают монеты, чтобы узнать какая группа работала лучше. Учитель читает содержание листочков на «баньяне». Организует подведение итогов урока. Дает качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. | Учащиеся анализируют, что вспомнили, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли. Делают вывод. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнал….. Было интересно…. Было трудно…. Я выполнял задания…. Я понял, что…. Теперь я могу…. Я почувствовал, что…… Я приобрел… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило…. |
7 | Задание на самоподготовку, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания учащимися цели содержания и способов выполнения домашнего задания | 1. Почему восточные люди считают, что у каждого года хозяином является какое либо животное? 2. Что символизирует герб Индии? Параграф 20. Ответить на вопросы, выполнить задания. Учитель инструктирует учеников и прощается с ними. | Записывают задание на самоподготовку |