СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Природа света. Скорость света и методы её определения»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной учебно-методической разработке представлен конспект урока физики по теме

 “ Природа света. Скорость света и методы её определения ”. Разработка включает в себя подробный план урока.  Представлена технологическая карта урока в которой подробно расписаны действия учителя.

Просмотр содержимого документа
««Природа света. Скорость света и методы её определения»»

Науку все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой тянись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет.

Науку все глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой тянись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знания нет.

Как наша прожила планета  Как люди жили бы на ней  Без теплоты, магнита, света  И электрических лучей? А. Мицкевич. Молюсь оконному лучу –  Он бледен, тонок, прям. А. Ахматова. “… Вдруг Гром грянул, свет блеснул в тумане…” А.С.Пушкин Мело, мело по всей земле  Во все пределы.  Свеча горела на столе,  Свеча горела… Б.Пастернак

Как наша прожила планета Как люди жили бы на ней Без теплоты, магнита, света И электрических лучей?

А. Мицкевич.

Молюсь оконному лучу – Он бледен, тонок, прям.

А. Ахматова.

“… Вдруг

Гром грянул, свет блеснул в тумане…” А.С.Пушкин

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела… Б.Пастернак

 « Чудный дар природы вечной,  Дар бесценный и святой.  В нём источник бесконечный  Наслажденья красотой.  Солнце, небо, звёзд сиянье,  Море в блеске голубом,  Всю природу и создания  Мы лишь в свете познаём»! Гимн свету из оперы ??? П.И. Чайковского

« Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой.

В нём источник бесконечный

Наслажденья красотой.

Солнце, небо, звёзд сиянье,

Море в блеске голубом,

Всю природу и создания

Мы лишь в свете познаём»!

Гимн свету из оперы ??? П.И. Чайковского

Оптика ( оптикос-зрительные восприятия) – это раздел физики, изучающий законы излучения света, распространения света и взаимодействия с веществом
  • Оптика ( оптикос-зрительные восприятия) – это раздел физики, изучающий законы излучения света, распространения света и взаимодействия с веществом
« Нет ничего темнее света»  древний афоризм   … свет самое темное пятно в физике …

« Нет ничего темнее света» древний афоризм

… свет самое темное пятно в физике …

Заполните таблицу знаю узнал Хочу узнать

Заполните таблицу

знаю

узнал

Хочу узнать

Луч света, скорость света, И. Ньютон, корпускулы, эфир, Максвелл, электромагнитная волна, квант, фотон, Эйнштейн, Гюйгенс, Майкельсон, источник света, прямолинейное распространение света, отражение света, преломление света, линза, Рёмер, Юпитер, Ио, природа света,Аристотель.
  • Луч света, скорость света, И. Ньютон, корпускулы, эфир, Максвелл, электромагнитная волна, квант, фотон, Эйнштейн, Гюйгенс, Майкельсон, источник света, прямолинейное распространение света,
  • отражение света, преломление света, линза, Рёмер, Юпитер, Ио, природа света,Аристотель.
Тема: Природа света.Скорость света и методы её определения

Тема:

Природа света.Скорость света и методы её определения

План занятия: Развитие взглядов на природу света. Методы определения скорости света.

План занятия:

  • Развитие взглядов на природу света.
  • Методы определения скорости света.
 Развитие взглядов на природу света.
  • Развитие взглядов на природу света.
Гюйгенс Христиан Ньютон Исаак (1629-1695) (1643-1727) нидерландский физик, английский физик, основоположник корпускулярной теории света основоположник волновой теории света

Гюйгенс Христиан

Ньютон Исаак

(1629-1695)

(1643-1727)

нидерландский физик,

английский физик, основоположник корпускулярной теории света

основоположник волновой теории света

1690 год: «Трактат о свете».  Свет –волна, способная огибать препятствия. 1704 год: «Оптика».  Свет – поток частиц.

1690 год: «Трактат о свете». Свет –волна, способная огибать препятствия.

1704 год: «Оптика». Свет – поток частиц.

Корпускулярная теория света И.Ньютон Волновая теория света Х.Гюйгенс Современная Свет – исходящий из источника поток частиц. М.Планк, Свет – это электромагнитная волна, распространяющаяся в эфире 1.излучение 2.поглощение. Френель-интерференция А.Эйнштейн Юнг- дифракция Свет проявляет себя и как волна и как Малюс - поляризация поток частиц (фотонов)

Корпускулярная теория света

И.Ньютон

Волновая теория света

Х.Гюйгенс

Современная

Свет – исходящий из источника поток частиц.

М.Планк,

Свет – это электромагнитная волна, распространяющаяся в эфире

1.излучение

2.поглощение.

Френель-интерференция

А.Эйнштейн

Юнг- дифракция

Свет проявляет себя и как волна и как

Малюс - поляризация

поток частиц

(фотонов)

Оптика Геометрическая Волновая Закон Закон независимости Закон прямолинейного Закон  распространения света преломления световых пучков отражения В 1660 году Ферма сформулировал принцип, который является обобщением законов геометрической оптики. В простейшей формулировке принцип звучит так: в пространстве между двумя точками свет распространяется по тому пути, вдоль которого время его прохождения минимально. Полное Показатель отражение преломления 15

Оптика

Геометрическая

Волновая

Закон

Закон независимости

Закон прямолинейного

Закон

распространения света

преломления

световых пучков

отражения

В 1660 году Ферма сформулировал принцип, который является обобщением законов геометрической оптики. В простейшей формулировке принцип звучит так: в пространстве между двумя точками свет распространяется по тому пути, вдоль которого время его прохождения минимально.

Полное

Показатель

отражение

преломления

15

Свет имеет двойственную природу Вывод: Свет имеет двойственную  корпускулярно-волновую природу. Свет – это электромагнитная волна (распространение ) Свет – это поток частиц (поглощение и излучение)

Свет имеет

двойственную природу

Вывод:

Свет имеет двойственную

корпускулярно-волновую природу.

Свет – это электромагнитная волна (распространение )

Свет – это поток частиц (поглощение и излучение)

Методы определения скорости света.
  • Методы определения скорости света.
Скорость света – фундаментальная константа,определяющая особенности физического мира С=???????

Скорость света – фундаментальная константа,определяющая особенности физического мира

  • С=???????
Галилео Галилей Оле Рёмер Луи Физо Леон Фуко Альберт Майкельсон К.Ивенсон Заседание Генеральной Ассамблеи мер и весов Дата проведения эксперимента Экспериментатор Суть эксперимента Найденное значение скорости света.

Галилео Галилей

Оле Рёмер

Луи Физо

Леон Фуко

Альберт Майкельсон

К.Ивенсон

Заседание Генеральной Ассамблеи мер и весов

  • Дата проведения эксперимента
  • Экспериментатор
  • Суть эксперимента
  • Найденное значение скорости света.
Метод Рёмера

Метод Рёмера

Метод Рёмера

Метод Рёмера

Дания: РЁМЕР ОЛЕ КРИСТЕНСЕН  1644 - 1710 1676 г. «Астрономический метод измерения скорости света» Вывод: Скорость света 222 000 км/с

Дания:

РЁМЕР ОЛЕ КРИСТЕНСЕН

1644 - 1710

1676 г.

«Астрономический метод измерения скорости света»

Вывод:

Скорость света 222 000 км/с

Метод Физо и Фуко Арман Ипполит Луи Физо  Жан Бернар Леон Фуко ( 1819 - 1896)  1819 - 1868

Метод Физо и Фуко

Арман Ипполит Луи Физо 

Жан Бернар Леон Фуко

( 1819 - 1896) 

1819 - 1868

Франция: ФИЗО АРМАН ИППОЛИТ ЛУИ 1819 – 1896 1849 г. «Лабораторный метод измерения скорости света» Вывод: Скорость света 313000 км/с

Франция:

ФИЗО АРМАН ИППОЛИТ ЛУИ

1819 – 1896

1849 г.

«Лабораторный метод измерения скорости света»

Вывод:

Скорость света 313000 км/с

Метод Майкельсона Альберт Абрахам Майкельсон   (1852 – 1931)

Метод Майкельсона

Альберт Абрахам Майкельсон

  (1852 – 1931)

Метод Майкельсона

Метод Майкельсона

А. Майкельсон (299 796,2 ± 4) км/с К. Ивенсон 299 792 456,2 ± 0,2 м/с Заседание Генеральной ассамблеи мер и весов 299 792 458 м/с   Современные измерения (299 792 458 ± 1,2) м/с  С = 3*10 8 м/c Лат. «celerit» – скорость

А. Майкельсон

(299 796,2 ± 4) км/с

К. Ивенсон

299 792 456,2 ± 0,2 м/с

Заседание Генеральной ассамблеи мер

и весов

299 792 458 м/с

Современные измерения

(299 792 458 ± 1,2) м/с

С = 3*10 8 м/c

Лат. «celerit» – скорость

Дата 1676 г. Экспериментатор Оле Ремер 1849 г. Как происходило исследование. Луи Физо Полученный результат Метод измерения скорости света. Наблюдал затмение спутника Юпитера Ио. 1862 г. Астрономический метод. 2,22·10 8 м/с Измерял скорость света, который проходил через вращающееся колесо и отражался от зеркал. Леон Фуко 1879 г. А. Майкельсон Лабораторный метод. 3,13·10 8 м/с 1972 г. Измерял скорость света, который проходил через вращающееся зеркало. Лабораторный метод. К. Ивенсон 1983 г. Вместо колеса – восьмигранная стальная призма, которая находилась от зеркала на расстоянии 35,4 км. 2,98·10 8 м/с Заседание Генеральной ассамблеи мер Значение скорости света, которое нужно запомнить Лабораторный метод. (299796 ± 4) км/с. Независимые измерения длины волны лазерного излучения. и весов 299792456,2±0,2 м/с 299 792 458 м/с с = 3·10 8 м/с.

Дата

1676 г.

Экспериментатор

Оле Ремер

1849 г.

Как происходило исследование.

Луи Физо

Полученный результат

Метод измерения скорости света.

Наблюдал затмение спутника Юпитера Ио.

1862 г.

Астрономический метод.

2,22·10 8 м/с

Измерял скорость света, который проходил через вращающееся колесо и отражался от зеркал.

Леон Фуко

1879 г.

А. Майкельсон

Лабораторный метод.

3,13·10 8 м/с

1972 г.

Измерял скорость света, который проходил через вращающееся зеркало. Лабораторный метод.

К. Ивенсон

1983 г.

Вместо колеса – восьмигранная стальная призма, которая находилась от зеркала на расстоянии 35,4 км.

2,98·10 8 м/с

Заседание Генеральной ассамблеи мер

Значение скорости света, которое нужно запомнить

Лабораторный метод.

(299796 ± 4) км/с.

Независимые измерения длины волны лазерного излучения.

и весов

299792456,2±0,2 м/с

299 792 458 м/с

с = 3·10 8 м/с.

“ Свет – это добро или зло?” Полезен свет?  В каких случаях свет несет в себе зло?

“ Свет – это добро или зло?”

  • Полезен свет?
  • В каких случаях свет несет в себе зло?
Рефлексия На занятии я узнал, что свет – это… Сегодня на занятии мне стало известно… Сегодня на занятии меня заинтересовало… Работа на занятии заставила меня задуматься о… Своей работой на занятии я … Значение измерения скорости света в том, что...

Рефлексия

  • На занятии я узнал, что свет – это…
  • Сегодня на занятии мне стало известно…
  • Сегодня на занятии меня заинтересовало…
  • Работа на занятии заставила меня задуматься о…
  • Своей работой на занятии я …
  • Значение измерения скорости света в том, что...
Домашнее задание §39,40 принести цветные карандаши  Задача. Рассчитайте, за какое время свет проходит расстояние от Солнца до Земли, равное примерно 15·10 7 км.  Предложите свой способ определения скорости света

Домашнее задание

  • §39,40 принести цветные карандаши

  • Задача. Рассчитайте, за какое время свет проходит расстояние от Солнца до Земли, равное примерно 15·10 7 км.

  • Предложите свой способ определения скорости света