СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа в произведениях великих поэтов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Город Жанаозен

Средняя школа №10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красота родной земли. Природа в произведениях русских писателей и поэтов.

Урок внеклассного чтения.

 

Шалабаева К.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2012

 

Тема:           Красота родной природы

Цели:           помочь учащимся увидеть переданную в произведениях русских писателей и поэтов красоту, открыть ее для себя; учить школьников «вычитывать» идейно-художественное содержание и понимать, как оно выражается; добиваться, чтобы ученики осознали: эпитет, сравнение, метафора и всякие другие тропы; возбуждать работу мысли и воображения, помогать «увидеть» и почувствовать предмет или явление; выработка у школьников умения «схватывать» органическую связь между словом и образом.

 

Тип урока:   внеклассное чтение

Метод:          учебная работа по применению знаний на практике и выработке умений и навыков; выразительное чтение и анализ стихотворений.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя. 

  На этом уроке речь пойдет о поэтах, которые своими стихами помогают почувствовать осенний пейзаж, ощутить настроение, которое вызывает «пышное увядание природы», как сказал А.С.Пушкин.  Стихи А.С.Пушкина, С.Есенина, Н.Некрасова, Ф.Тютчева и других поэтов как бы настраивают на встречу с золотой осенью.

- Какие стихи об осени на казахском и русском языке знаете?

(чтение наизусть 2-3-ех стихотворений)

На экране проецируются рисунки из набора «Пейзажи нашей Родины».

         Выразительное чтение:

Здравствуй, осень!

Чиста и добротна

Холодеет над лесом заря.

Из сверкающей бронзы сработан

Остывающий день октября.

И.Якушев.

 

 

 

 

Сияют дни своей красой осенней.

В лесах все больше желтого огня.

Как хороши берез и кленов тени,

Как глубока живая просинь дня!

П.Орешин.

 

-Какой цвет преобладает в этих пейзажах?

-Как этот цвет отражают поэты?

(сверкающая бронза, желтый огонь)

-Какие чувства передают авторы этих срок?

(чувства светлые, поэты восхищаются осенней красотой, чистотой осенней зари)

Учитель:    для изображения красоты осени художники используют различные цвета, оттенки, а писатели – яркие, точные слова, изобразительные средства языка.  Поэтому при чтении мы должны быть очень внимательны к каждому слову, его значению, потому что с помощью слов создаются образы, зримые картины.

         Прекрасными, неповторимыми певцами  родной природы были великие  русские поэты А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, С.Есенин, стихи, которых мы будем читать.

(чтение стихотворения Пушкина «Уж небо осенью дышало…», Некрасова «Славная осень», Есенина «Нивы сжаты, рощи голы»).

 

Уж небо осенью дышало

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж  двора.

 

 

Славная осень!

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

 

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор!-

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

 

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразия в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни –

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родную Русь узнаю…

 

Нивы сжаты, рощи голы

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

 

Дремлет врытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

 

Словарная работа.

Таинственная сень лесов, обнажалась, караван гусей тянулся.

  1. Беседа по вопросам:

А) – Что вы увидели, слушая стихотворение? (осеннее небо, лес, туман, караван гусей)

-А что услышали? (шум лесов, крики журавлей)

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (грусти, печали)

-А с помощью, каких слов передает поэт эти чувства? (печальный шум, туман на полях, скучная пора, реже солнышко блистало).

Славная осень.

-Какие приметы осени рисует поэт в стихотворении?

(здоровый, ядреный воздух, лед неокрепший, желтые и свежие листья)

-Какой называет автор осень? (славной)

-Почему?  (потому что «воздух здоровый, ядреный, усталые силы бодрит», «около леса, как в мягкой постели, выспаться можно: покой и простор».)

-Нравится ли автору это время года? Подтвердите свой ответ словами из текста.

- Можете ли вы сказать, что природа у Некрасова тоже живая? Подтвердите текстом.  (К осени поэт обращается, как к живому существу, называет ее славной).

- Какие сравнения употребляет автор в стихотворении? Зачем нужны эти сравнения?

- К какому выводу приходит автор?  («Нет увядания в природе».)

 

Учитель: природа у Пушкина и Некрасова живая: небо дышит, сень лесов обнажается, туман ложится на поля, ноябрь стоит у двора. Так же живой природу рисуют поэты, стихи которых вы прочитали в книге «Времена года».   УЧЕНИКИ ЧИТАЮТ СТИХИ.

 

  1. Орфографическое упражнение «Фотоглаз».

(На интерактивной доске столбиком записываются слова, слова-синонимы)   (можно устно ответить)

 

Красивый                             Красный                    Подлинный

Прекрасный                      Алый                           Настоящий

Великолепный                  Багровый                   Истинный

Изумительный                  Багряный                   Искусный

Восхитительный               Пурпурный                Естественный

Бесподобный                     Пунцовый                  Природный

Блистательный                 Бордовый                  Натуральный

(Слова демонстрируются непродолжительное время 20-30 секунд. Затем столбики закрываются, ученики записывают то, что запомнили.  Потом проверяют запомнившиеся слова).

 

  1. Зрительный диктант. На доске записываются предложения. Каждое предложение на 2-3 знака длиннее предыдущего. Предложения закрыты. Каждое предложение поочередно  демонстрируется 8-10 секунд, затем убирается. Должны учащиеся записать предложение, как запомнили.
  1. Пришла зима. (10знаков).
  2. Ударил мороз.  (11знаков).
  3. Хорошо на улице. (13знаков).
  4. Мороз сковал речку.  (13 знаков).
  5. Детям весело, радостно.  (19знаков).
  6. Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего леса.  (41знак).
  7. Все остановились, пораженные яркой красотой леса. (42знака).
  8. Удивительно красивы клены, одетые в багряную листву.  (44знака).

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.  

 

 

Учитель:   продолжаем разговор о поэзии.  2-3 ученика читают стихи о природе.   Знакомлю учеников с акростихами.  Своеобразие их в том, что в подзаголовке выделен порядковый номер букв в каждой строчке, которые нужно прочесть по вертикали или диагонали  сверху вниз.

                                         Акро-4 /весна/

 

                            Снова вербы нарядились,

              прогремели грозы,

                            И в сережках важничают

                       белые березы.

                            В лес, проснувшийся от спячки,

                     возвратились птицы,

                            И в гнездовьях столько крика-

                          никому не спится.

                            У красавицы- весны солнце

                                         на ресницах.

 

Акро-6  /август/

 

По ночам грустит береза:

                                   Где-то ветер загулял.

 Все мигают в небе звезды,

Клен кудрявый заскучал.

                                   А на листиках росинки,

                                   Капают-текут слезинки.

 

 

 

Акро-3  /январь/

 

Прялку вьюга закрутила

Снежинками над лесом,

                                    Завертела, как юлой,

                                    А наутро, как невесту,

                                    Серебристою фатой

                                     Ель принарядила.

 

                                                                           Михаил Серебрин.

 

 

Акро-диагональ  /весна/

 

Как весенней порою шумят тополя!

    Ходит ветер, цветочною пылью пыля.

                            Все живое обласкано,

Солнцем степным,

         Словно мать и отец, рада наша земля.  Абай.

 

 

-Какие слова и выражения, художественные средства поэтической речи помогают нам отчетливее представить картины зимы о позднего лета?

(Эпитеты- серебристая фата, клен кудрявый; метафоры- вьюга закрутила, ель принарядила, грустит береза, ветер загулял, клен заскучал, шумят тополя, рада земля; сравнения- как юлой, как невесту, словно мать и отец.)

-Каким настроением проникнуты стихотворения?

(«Январь»- чувство восхищения зимней красотой, «Август»- тихая грусть, печаль расставания с увядающей красотой, Весна- чувство радости и нежности.)

 

7. Рассказы по картинке.  (Нарисовать картинку, сочинить небольшой рассказ по нему)

8.  Задание «Узнай дерево». Перевести название дерева на казахский язык.

         Это дерево- символ России. В древних языческих обрядах оно служило «майским деревом»: вокруг него водили хороводы, наряжали разноцветными лентами.  /Береза/

         Это самое яркое из деревьев, оно пылает всеми оттенками багряного цвета. Яркие его ягоды напоминают кровь, вызывают мысли о страданиях, жертвах.  /Рябина/

         Это дерево выделяется стройностью и высотой, которая позволяет ему беседовать с ветром. Кроны этих  деревьев так высоки, что между стволами легко умещается даль. И оттого за деревьями мерещится какой-то бескрайний, похожий на море простор.  /сосна/

         Это дерево- царь древесного царства. Оно горделиво высится в лесу. Одиноко стоит в могучей красоте и шумит зеленой листвой. У него узловатые корни. Раскинул длинные и крепкие ветви столетний великан. От него исходит неиисякающая жизненная сила.   /Дуб/

Вся огнями осветилась,

В серебро вся убралась,

Словно вновь она родилась,

В лучший мир перенеслась.  

О ком пишет И.Никитин?  /ель/

Убери себя алой бусою,

Ярких ягодок загорись красой;

Заплету я их с темно-русою,

С темно-русою заплету косой.

О ком пишет П.Вяземский?  /рябина/

Вглядись в него: он важен и спокоен

Среди своих безжизненных равнин.

Кто говорит, что в поле он не воин?

Он в поле воин, даже и один.    

 О ком пишет  М.Цветаева? /дуб/

Хоть томится, хоть трепещет

Каждый лист над твоей струей…

Но струя бежит и плещет,

И, на солнце нежась, блещет,

И смеется над тобой.                 

О ком пишет Ф. Тютчев?  /ива/

Вставьте пропущенные слова в казахские пословицы и объясните их смысл. К какой части речи они относятся?  Как пословицы звучать по-казахски?

         Три дела делают человеку честь: …, вырытый в пустыне; …, проложенный через реку, …, посаженное у дороги.

         Самая большая радость отцу, когда хвалят ….

         Джигиту нет счастья  без труда, народу - …. /без единства/

         У умного учись, глупого - ….  /сторонись/

- Что должен сделать человек в жизни?  - Вырасти сына, построить дом, посадить дерево. – Пусть в вашей жизни все это состоится. А пока…  Посадите и вырастите хотя бы один цветок- и земля превратиться в сад!