Природно-ресурсный потенциал России
Урок географии в 8 классе
Цели: 1.Образовательная: создать условия для усвоения понятий «природные условия», «природные ресурсы»; для усвоения знаний о природно - ресурсном потенциале России;
2. Развивающая: развивать творческое мышление, прогностические, коммуникативные и коммуникационные умения, развивать познавательный интерес учащихся, их творческих способностей, формировать единую картину мира, создавать положительный эмоциональный фон обучения, способствовать самореализации личности через проигрывание ролевых отношений;
3. Воспитывающая: воспитание позитивного ценностного отношения к природе и природным ресурсам, экологической культуры обучающихся.
Средства обучения: учебник: И.И. Баринова, География России. 8 кл. – М.: Дрофа, 2012, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, ПК, презентация, коллекция ЦОР
Тип урока- комбинированный урок
Ход урока.
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной цели и задач.
- Вы хотели бы гордиться страной, в которой живете?
- Чем должна обладать страна, какой она должна быть, чтобы ею можно было гордиться?
- Благодаря чему наша страна может стать такой?
Богатств есть много у природы:
Леса и воды, почвы, горные породы…
А сколько же богатств у нас в России есть?
Наверное, не счесть!
А, может быть, кто-то уже подсчитал
Природно-ресурсный потенциал?
- Какое новое понятие встретилось в стихотворении?
- Какие ассоциации у вас возникают с этим словосочетанием? О чем речь в стихотворении? О чем мы будем сегодня разговаривать на уроке? Какая главная цель нашего урока? Какие источники информации вам могут понадобиться на уроке?
Запись тему в тетрадь: Природно-ресурсный потенциал России.
Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.
Наш урок будет состоять из нескольких блоков знаний. О чем пойдет речь в первом блоке знаний?
Природа неразрывно связана с человеком, в разных местностях она по-разному влияет на людей, их привычки, вкусовые предпочтения, особенности образа жизни, формирует даже внешний облик людей.
- Что называют природными условиями? (обращение к глоссарию)
ПУ- особенности природы, которые так или иначе влияют на жизнь человека.
- Какие компоненты природы перечислены в стихотворении? Какие элементы природы не названы? Какие из них оказывают наибольшее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека? Обращение к стихотворению.
(ГП, Рельеф и гео. строение, климат, внутренние воды и моря, почвы, растительный и животный мир)
- В чем проявляется их влияние на жизнь и хоз. деятельность?
В России преобладает равнинный рельеф. Издавна люди селились на равнинах вдоль рек. Таким образом, рельеф не является препятствием для расселения человека.
- С каких позиций можно оценить природные условия? (учебник, стр. 116)
Оценка: для с/х, пром-ти, медицины, транспорта, туризма.
Зная качественные характеристики всех перечисленных компонентов природы, можно дать оценку природным условиям для любой территории с точки зрения благоприятности/ неблагоприятности.
Возьмем для примера, Архангельскую и Саратовскую области.
Архангельская область | Саратовская область |
На севере страны омывается водами СЛО | На юго-востоке Русской равнины |
Рельеф равнинный | Рельеф равнинный, но более разнообразный. |
Климат- суровый: САП и АП, влияние Арктики, К1. | Умеренно-континентальный, засушливый, К |
Тундра, лесотундра, тайга | Степь более 70% |
ПУ этих двух территорий значительно отличаются друг от друга и как следствие значительная разница в деятельности человека.
- Какие основные виды хозяйственной деятельности развиты в данных местностях?
- Сделайте вывод о степени благоприятности/неблагоприятности ПУ в этих территориях.
- Подтвердим свои выводы картой атласа на стр.30.
-На какие группы делятся территория России по степени благоприятности?
- К какой группе относится наша область? (благоприятная) Архангельская? (пограничная между малоблагоприятной и среднеблагоприятной)
Итак, территория России обладает разнообразными природными условиями. Несмотря на огромные размеры территории, основная хозяйственная деятельность россиян происходит лишь в районах, благоприятных для жизни и работы людей. Эта территория называется экономически эффективной территорией. Именно здесь находится основная зона расселения людей.
-Посмотрите на диаграмму «Экономически эффективная территория некоторых стран мира».
- Какой процент общей площади в России является экономически эффективной? (37%). 53%- многолетняя мерзлота. Глядя на эту диаграмму, наша страна перестает казаться сверхгигантом.
- Итак, сделайте вывод о влиянии природных условий на экономику страны, жизнь людей. (несмотря на огромные размеры,3/4 страны практически малопригодны или непригодны для жизни населения)
2. Физпауза. Перед вами лежат карточки с названиями ООПТ.
Разместите их на стене согласно сторонам горизонта. В конвертах представители флоры и фауны данных ООПТ. Разместите их правильно. (Командорский, Большой Арктический, Приокско-Террасный, Баргузинский). У кого был самый старый заповедник? Самый большой?
3.ООПТ создаются с целью охраны определенных компонентов природы, либо целой территории. Как называются компоненты природы, которые человек использует для удовлетворения своих потребностей? (ПР)
- Могут ли ПУ стать ПР? (обращение к стихотворению)
Деление на ПУ и ПР достаточно условное. Вода и солнечный свет являются и ПУ и ПР. по мере совершенствования техники и технологии некоторые ПУ переходят в разряд ПР (геотермальная энергия).
- Как можно классифицировать ПР?
1. По степени происхождения: водные, почвенные и земельные, минеральные, климатические, биологические.
2. По степени исчерпаемости и неисчерпаемости.
Самостоятельная работа: 1 чел- схематично на доске классифицирует, 2- на парте собирает схему. Самопроверка уч-к стр, 118.
Работа с атласом, стр.10.
-Какими минеральными ресурсами богата Россия?
- Какие крупные месторождения расположены в полярных широтах? Добыча каких полезных ископаемых осложнена сильной заболоченностью территории и наличием многолетней мерзлоты?
- Какими еще природными ресурсами выделяется Россия на мировом фоне? (водные, биологические, почвенные, рекреационные). (карты-анаморфозы)
Но все это богатство в основном находится на территории с экстремальными условиями добычи.
Термоядерная энергия, альтернативные источники энергии являются по-настоящему неисчерпаемыми ресурсами, но на данном этапе развития производительных сил потребности человека в различных видах энергии невозможно удовлетворить только за счет этих источников.
- Достаточно лишь знаний о количестве того или иного ресурса, имеющегося на территории страны?
- Какие критерии еще необходимо учитывать для характеристики обеспеченности территории ПР? (уч-к стр. 119) (размещение по территории страны, геологические и климатические условия залегания)
Несмотря на богатство России, извлекать ПР становится все труднее. Сырьевые базы сдвигаются все дальше на север и восток.
Совокупность природных ресурсов страны- природно-ресурсный потенциал.
Обобщение.
- В чем отличие ПУ от ПР?
- В чем особенности природно-ресурсного потенциала страны?
Практическая работа по модулю: 08.09. (К.)-(1-3,7-8); 08.09 (П)-2.
Домашнее задание. Подготовить кроссворд по теме «Биологические ресурсы» (не менее 10 терминов или номенклатуры)
Рефлексия.
Перед вами лежат цветные полоски бумаги. Приклейте себе в тетрадь полоску определенного цвета, в соответствии со следующими критериями:


- я все понял, смогу объяснить этот материал другому.
- я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя.
- я ничего не понял.
Богатств есть много у природы:
Леса и воды, почвы, горные породы…
А сколько же богатств у нас в России есть?
Наверное, не счесть!
А, может быть, кто-то уже подсчитал
Природно-ресурсный потенциал?
Богатств есть много у природы:
Леса и воды, почвы, горные породы…
А сколько же богатств у нас в России есть?
Наверное, не счесть!
А, может быть, кто-то уже подсчитал
Природно-ресурсный потенциал?
Глоссарий
Природные ресурсы- элементы природы, удовлетворяющие потребности человека в материальных или духовных благах.
Природно-ресурсный потенциал- совокупность всех видов природных ресурсов территории.
Природные условия- элементы природы, в той или иной мере влияющие на жизнь и деятельность человека.
Рекреационные ресурсы- ресурсы, способствующие восстановлению физического и психического здоровья человека (целебный воздух, красивый пейзаж, минеральные источники)
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
ИСЧЕРПАЕМЫЕ
НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ
ВОЗОБНОВИМЫЕ
НЕВОЗОБНОВИМЫЕ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ
МИНЕРАЛЬНЫЕ
ВОДНЫЕ
ЗЕМЕЛЬНЫЕ И ПОЧВЕННЫЕ
РЕКРЕАЦИОННЫЕ
ЭНЕРГИЯ СОЛНЦА, ВЕТРА, ТЕКУЧЕЙ ВОДЫ ВЕТРА
КЛИМАТИЧЕСКИЕ