СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природно-ресурсный потенциал России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с презентацией. Технологии- метод проблемного обучения, здоровьесберегающие, деятельностный метод.

Просмотр содержимого документа
«УРОК 8 КЛАССА ПРП РОССИИ»

Природно-ресурсный потенциал России

Урок географии в 8 классе


Цели: 1.Образовательная: создать условия для усвоения понятий «природные условия», «природные ресурсы»; для усвоения знаний о природно - ресурсном потенциале России;

2. Развивающая: развивать творческое мышление, прогностические, коммуникативные и коммуникационные умения, развивать познавательный интерес учащихся, их творческих способностей, формировать единую картину мира, создавать положительный эмоциональный фон обучения, способствовать самореализации личности через проигрывание ролевых отношений;

3. Воспитывающая: воспитание позитивного ценностного отношения к природе и природным ресурсам, экологической культуры обучающихся.


Средства обучения: учебник: И.И. Баринова, География России. 8 кл. – М.: Дрофа, 2012, атлас 8 кл. – М.: Дрофа, ПК, презентация, коллекция ЦОР

Тип урока- комбинированный урок


Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной цели и задач.

- Вы хотели бы гордиться страной, в которой живете?

- Чем должна обладать страна, какой она должна быть, чтобы ею можно было гордиться?

- Благодаря чему наша страна может стать такой?

Богатств есть много у природы:

Леса и воды, почвы, горные породы…

А сколько же богатств у нас в России есть?

Наверное, не счесть!

А, может быть, кто-то уже подсчитал

Природно-ресурсный потенциал?

- Какое новое понятие встретилось в стихотворении?

- Какие ассоциации у вас возникают с этим словосочетанием? О чем речь в стихотворении? О чем мы будем сегодня разговаривать на уроке? Какая главная цель нашего урока? Какие источники информации вам могут понадобиться на уроке?

Запись тему в тетрадь: Природно-ресурсный потенциал России.

  1. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний.

Наш урок будет состоять из нескольких блоков знаний. О чем пойдет речь в первом блоке знаний?

  1. Природа неразрывно связана с человеком, в разных местностях она по-разному влияет на людей, их привычки, вкусовые предпочтения, особенности образа жизни, формирует даже внешний облик людей.

- Что называют природными условиями? (обращение к глоссарию)

ПУ- особенности природы, которые так или иначе влияют на жизнь человека.

- Какие компоненты природы перечислены в стихотворении? Какие элементы природы не названы? Какие из них оказывают наибольшее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека? Обращение к стихотворению.

(ГП, Рельеф и гео. строение, климат, внутренние воды и моря, почвы, растительный и животный мир)

- В чем проявляется их влияние на жизнь и хоз. деятельность?

В России преобладает равнинный рельеф. Издавна люди селились на равнинах вдоль рек. Таким образом, рельеф не является препятствием для расселения человека.

- С каких позиций можно оценить природные условия? (учебник, стр. 116)

Оценка: для с/х, пром-ти, медицины, транспорта, туризма.

Зная качественные характеристики всех перечисленных компонентов природы, можно дать оценку природным условиям для любой территории с точки зрения благоприятности/ неблагоприятности.

Возьмем для примера, Архангельскую и Саратовскую области.


Архангельская область

Саратовская область

На севере страны омывается водами СЛО

На юго-востоке Русской равнины

Рельеф равнинный

Рельеф равнинный, но более разнообразный.

Климат- суровый: САП и АП, влияние Арктики, К1.

Умеренно-континентальный, засушливый, К

Тундра, лесотундра, тайга

Степь более 70%

ПУ этих двух территорий значительно отличаются друг от друга и как следствие значительная разница в деятельности человека.

- Какие основные виды хозяйственной деятельности развиты в данных местностях?

- Сделайте вывод о степени благоприятности/неблагоприятности ПУ в этих территориях.

- Подтвердим свои выводы картой атласа на стр.30.

-На какие группы делятся территория России по степени благоприятности?

- К какой группе относится наша область? (благоприятная) Архангельская? (пограничная между малоблагоприятной и среднеблагоприятной)

Итак, территория России обладает разнообразными природными условиями. Несмотря на огромные размеры территории, основная хозяйственная деятельность россиян происходит лишь в районах, благоприятных для жизни и работы людей. Эта территория называется экономически эффективной территорией. Именно здесь находится основная зона расселения людей.

-Посмотрите на диаграмму «Экономически эффективная территория некоторых стран мира».

- Какой процент общей площади в России является экономически эффективной? (37%). 53%- многолетняя мерзлота. Глядя на эту диаграмму, наша страна перестает казаться сверхгигантом.

- Итак, сделайте вывод о влиянии природных условий на экономику страны, жизнь людей. (несмотря на огромные размеры,3/4 страны практически малопригодны или непригодны для жизни населения)

2. Физпауза. Перед вами лежат карточки с названиями ООПТ.

Разместите их на стене согласно сторонам горизонта. В конвертах представители флоры и фауны данных ООПТ. Разместите их правильно. (Командорский, Большой Арктический, Приокско-Террасный, Баргузинский). У кого был самый старый заповедник? Самый большой?

3.ООПТ создаются с целью охраны определенных компонентов природы, либо целой территории. Как называются компоненты природы, которые человек использует для удовлетворения своих потребностей? (ПР)

- Могут ли ПУ стать ПР? (обращение к стихотворению)

Деление на ПУ и ПР достаточно условное. Вода и солнечный свет являются и ПУ и ПР. по мере совершенствования техники и технологии некоторые ПУ переходят в разряд ПР (геотермальная энергия).

- Как можно классифицировать ПР?

1. По степени происхождения: водные, почвенные и земельные, минеральные, климатические, биологические.

2. По степени исчерпаемости и неисчерпаемости.

Самостоятельная работа: 1 чел- схематично на доске классифицирует, 2- на парте собирает схему. Самопроверка уч-к стр, 118.

Работа с атласом, стр.10.

-Какими минеральными ресурсами богата Россия?

- Какие крупные месторождения расположены в полярных широтах? Добыча каких полезных ископаемых осложнена сильной заболоченностью территории и наличием многолетней мерзлоты?

- Какими еще природными ресурсами выделяется Россия на мировом фоне? (водные, биологические, почвенные, рекреационные). (карты-анаморфозы)

Но все это богатство в основном находится на территории с экстремальными условиями добычи.

Термоядерная энергия, альтернативные источники энергии являются по-настоящему неисчерпаемыми ресурсами, но на данном этапе развития производительных сил потребности человека в различных видах энергии невозможно удовлетворить только за счет этих источников.

- Достаточно лишь знаний о количестве того или иного ресурса, имеющегося на территории страны?

- Какие критерии еще необходимо учитывать для характеристики обеспеченности территории ПР? (уч-к стр. 119) (размещение по территории страны, геологические и климатические условия залегания)

Несмотря на богатство России, извлекать ПР становится все труднее. Сырьевые базы сдвигаются все дальше на север и восток.

Совокупность природных ресурсов страны- природно-ресурсный потенциал.

  1. Обобщение.

- В чем отличие ПУ от ПР?

- В чем особенности природно-ресурсного потенциала страны?

Практическая работа по модулю: 08.09. (К.)-(1-3,7-8); 08.09 (П)-2.

  1. Домашнее задание. Подготовить кроссворд по теме «Биологические ресурсы» (не менее 10 терминов или номенклатуры)

  2. Рефлексия.

Перед вами лежат цветные полоски бумаги. Приклейте себе в тетрадь полоску определенного цвета, в соответствии со следующими критериями:

- я все понял, смогу объяснить этот материал другому.


- я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя.

- я ничего не понял.





Богатств есть много у природы:

Леса и воды, почвы, горные породы…

А сколько же богатств у нас в России есть?

Наверное, не счесть!

А, может быть, кто-то уже подсчитал

Природно-ресурсный потенциал?










Богатств есть много у природы:

Леса и воды, почвы, горные породы…

А сколько же богатств у нас в России есть?

Наверное, не счесть!

А, может быть, кто-то уже подсчитал

Природно-ресурсный потенциал?
























Глоссарий


  1. Природные ресурсы- элементы природы, удовлетворяющие потребности человека в материальных или духовных благах.


  1. Природно-ресурсный потенциал- совокупность всех видов природных ресурсов территории.


  1. Природные условия- элементы природы, в той или иной мере влияющие на жизнь и деятельность человека.


  1. Рекреационные ресурсы- ресурсы, способствующие восстановлению физического и психического здоровья человека (целебный воздух, красивый пейзаж, минеральные источники)








































ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ





ИСЧЕРПАЕМЫЕ



НЕИСЧЕРПАЕМЫЕ





ВОЗОБНОВИМЫЕ





НЕВОЗОБНОВИМЫЕ





БИОЛОГИЧЕСКИЕ





МИНЕРАЛЬНЫЕ



ВОДНЫЕ





ЗЕМЕЛЬНЫЕ И ПОЧВЕННЫЕ





РЕКРЕАЦИОННЫЕ





ЭНЕРГИЯ СОЛНЦА, ВЕТРА, ТЕКУЧЕЙ ВОДЫ ВЕТРА





КЛИМАТИЧЕСКИЕ























Просмотр содержимого презентации
«ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

Богатств есть много у природы:  Леса и воды, почвы, горные породы…  А сколько же богатств у нас в России есть?  Наверное, не счесть!  А, может быть, кто-то уже подсчитал  Природно-ресурсный потенциал?

Богатств есть много у природы: Леса и воды, почвы, горные породы… А сколько же богатств у нас в России есть? Наверное, не счесть! А, может быть, кто-то уже подсчитал Природно-ресурсный потенциал?

ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ

ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ

Физические карты Архангельской и Саратовской областей

Физические карты Архангельской и Саратовской областей

Экономически эффективная территория некоторых стран мира

Экономически эффективная территория некоторых стран мира

Какими ресурсами богата Россия?

Какими ресурсами богата Россия?

Россия Китай Бразилия Обеспеченность стран мира пресными водными ресурсами

Россия

Китай

Бразилия

Обеспеченность стран мира пресными водными ресурсами

Р о с с и я Бразилия Обеспеченность стран мира лесами

Р о с с и я

Бразилия

Обеспеченность стран мира лесами

Прибавка леса Потеря леса

Прибавка леса

Потеря леса

Россия Самые посещаемые туристами страны мира

Россия

Самые посещаемые туристами страны мира

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %   Апатиты Природный газ 55 28 Алмазы Железные руды 14 Руды цветных металлов 26 Никель 13 Нефть 22 Калийные соли 12 Каменный уголь 16 12

Доля России в мировой добыче полезных ископаемых, в %

Апатиты

Природный газ

55

28

Алмазы

Железные руды

14

Руды цветных металлов

26

Никель

13

Нефть

22

Калийные соли

12

Каменный уголь

16

12

Размещение основных природных ресурсов на территории России Европейская часть Территория % Азиатская часть Население 30 70 % Гидроэнергопотенциал 70 18 Каменный и бурый уголь 30 82 15 Нефть, газ 85 12 Железная руда 42 88 Внутренние воды (пресные) 58 Земельные ресурсы  Лес 18 65 82 25 35 75

Размещение основных природных ресурсов на территории России

Европейская часть

Территория

%

Азиатская часть

Население

30

70

%

Гидроэнергопотенциал

70

18

Каменный и бурый уголь

30

82

15

Нефть, газ

85

12

Железная руда

42

88

Внутренние воды (пресные)

58

Земельные ресурсы

Лес

18

65

82

25

35

75

1. Может ли человек при всей катастрофичности экологических и экономических проблем отказаться от использования природных ресурсов?   2. «Некогда какой-то враг вытеснил славян, именно наших предков с Дуная, прогнав их на девственный северо-восток…Так история-мачеха заставила их населить страну, где природа является мачехой для людей » О.В.Ключевский 3 . Природное богатство ресурсами - это благо или проблема?

1. Может ли человек при всей катастрофичности экологических и экономических проблем отказаться от использования природных ресурсов?

2. «Некогда какой-то враг вытеснил славян, именно наших предков с Дуная, прогнав их на девственный северо-восток…Так история-мачеха заставила их населить страну, где природа является мачехой для людей » О.В.Ключевский

3 . Природное богатство ресурсами - это благо или проблема?