1.Организация начала урока | Добрый день, дорогие друзья! Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок! Постарайтесь всё понять, Ответы полные давать, И за работу получать Только лишь оценку пять! -Проверьте, пожалуйста, как организовано ваше рабочее место. Все ли готово к уроку? | | Приветствие учителя и учеников. | Проявление эмоциональной отзывчивости. |
2. Актуализация знаний | -Ребята, послушайте внимательно стихотворение и ответьте на мои вопросы: Учитель читает стихотворение «Необъятная страна»: Если долго-долго-долго В самолете нам лететь, Если долго-долго-долго На Россию нам смотреть. То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озера, горы… Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна. И поймем тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. (Т. Бокова) - Какова главная мысль прочитанного стихотворения? - Как вы думаете, в чем заключается связь стихотворения и сегодняшнего урока? -Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы убедимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое. Условия для жизни организмов очень разнообразны, и разным уголкам нашей страны присуща разнообразная природа. Как вы думаете, почему? Давайте с вами проведем небольшой опыт. Демонстрация опыта. (-Теллурий (от лат. tellus — «Земля», в родительном падеже — telluris) — прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси.) - Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла? - Как вам кажется, влияет ли такое явление на природу земного шара? -Ребята, на Земле есть очень большие пространства с похожими природными условиями , и каждое из них имеет свой характерный растительный и животный мир. -Как вы думаете, как будут называться такие пространства? -Исходя из этого предположите, как будет звучать тема нашего урока? -Какую цель мы поставим перед собой на урок? (Продолжи фразу) «Сегодня на уроке мы познакомимся с …(природными зонами нашей страны)» ЗАДАЧИ: 1.Определеим, какие природные зоны находятся на территории России; 2.Изучим их обозначение и местонахождение на карте; 3.Узнаем о признаках каждой природной зоны, ее обитателях и растительности. | Наша страна большая и ее природа очень разнообразна. Разнообразие природы изучаем на уроках окружающего мира.- Солнце неравномерно прогревает разные участки Земли -Солнечные лучи на эту часть земного шара попадают прямо, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше -Да, природа будет разнообразна и меняется в направлении с севера на юг. -ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ -Природные зоны нашей страны | Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворение. Анализируют его. Участие в опыте. Исследовательская деятельность Определение темы урока. Цели и задач урока. | Предметные: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
3.Открытие «Новых знаний» | -Знакомство с новым понятием «Природные зоны».(На доске понятие) -Для того, чтобы вспомнить, что такое природные зоны, давайте обратимся к словарику из учебника -На сегодняшнем уроке совместными усилиями мы на определим, какие природные зоны существуют в России -Наша страна очень большая, и ее живая и неживая природа очень богата и разнообразна. Северные района нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, южные больше. Вот почему с севера на юг сменяется несколько природных зон. Всего их 6: (Читает один из учеников) ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ(ледяная зона) ЗОНА ТУНДРЫ ЗОНА ЛЕСОВ ЗОНА СТЕПЕЙ ЗОНА ПУСТЫНЬ ЗОНА СУБТРОПИКОВ - Вспомните, с какими видами географических карт мы уже работали на уроках? -А что же такое карта? - С помощью чего мы можем прочитать карту? -Представьте, что вы географы и составляете карту природных зон. Каким бы цветом вы обозначили каждую природную зону и почему? -А теперь, давайте обратимся к карте природных зон России в учебнике (стр.60-61) и найдем условные обозначения природных зон. Поработайте в парах и расскажите соседу, каким цветом обозначены зоны и покажите их на карте.(Работа с картой) -Сегодня мы с вами побудем в роли настоящих исследователей. Для подробного изучения зон, вам предлагаются таблицы, которые необходимо заполнить. Для продуктивной и быстрой работы разделимся на группы исследователей: 1 ряд- Географы. Вам необходимо найти информацию о местоположении зоны, характеристику климата и температуры 2 ряд- Зоологи. Вам необходимо составить характеристику животного мира. Перечислить обитателей зоны. 3 ряд- Ботаники. Вам необходимо выбрать информацию о почве и растениях зоны (Таблица ПРИЛОЖЕНИЕ) + информация о природных зонах России (презентация, работа с текстом) | Природные зоны-участки суши со сходными природными условиями, сменяющиеся в определенном порядке от полюса к экватору. Картой полушарий, физической картой. - Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности. - С помощью условных обозначений, цвета, подписанных объектов Заполнение таблицы. Работа с текстом презентации. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Работа со словариком в учебнике Знакомство с новым понятием Работа в парах. Изучение карты природных зон Деление на группы. Осуществление работы в группах. Отвечают на поставленные учителем вопросы. | Регулятивные:учить участвовать в постановке учебной задачи. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Предметные: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные:слушать и понимать речь других |