Природу родную любим!
(Праздник для детей старшей группы по экологии)
Цель. Создать у детей праздничное настроение. Закрепить полученные знания детей о природе, о правилах поведения в природе. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении. Произвести посвящение детей старшей группы в «Юных друзей природы».
Оформление зала: выставка детских работ за год: альбомы, рисунки; панорама добрых дел, календари, глобус; фотографии детей ДОУ, изображающие детей в природе.
Действующие лица: взрослые – Ведущий, Незнайка, Тетушка-Непогодушка.
Ход праздника
Под музыку «Прекрасное далеко» Е. Крылатова дети входят в зал и садятся.
Ведущая. Дорогие дети, посмотрите, как красиво сегодня в зале. Это все вы сделали своим руками в течение года вместе со своими воспитателями. Я вижу, что в нашем зале собрались те, кто знает, любит и бережет родную природу. Мы с вами много сделали за этот год. Это хорошо видно на нашей выставке.
Дети, кто из вас хочет рассказать о нашей выставке? (Приглашаются 1 – 2 ребенка, которые и рассказывают.)
Ведущая. Вижу, что поработали вы на славу, а кто умеет хорошо трудиться, тот умеет и веселиться. Так начинаем наш праздник.
Ребенок. Ветерок с березкой шепчется,
На траве блестит роса,
Нам с тобой земля-волшебница
Снова дарит чудеса.
Миллион чудес загадочных
Мы встречаем каждый час,
Словно самый добрый сказочник
Сочиняет их для нас
Пусть цветы возьмутся за руки
И сойдутся в хоровод,
Пусть планета цвета радуги
Никогда не отцветет.
Если песня в небе кружится –
Веселей звенит заря,
Если все вокруг подружатся, -
Улыбнется вся Земля!
П. Синявский
Дети старшей группы исполняют «Русскую пляску» (русская народная мелодия).
Под музыку «Полька» Н. Золотарева появляется, приплясывая, Незнайка, который приглашает поочередно 2 – 3 детей на танец.
Незнайка: Привет! Сколько много здесь народу собралось. Да тут так много интересного. И это все вы сделали сами? (осматривает выставку.)
Да вы просто молодцы. А кто вы?
Дети: Юные друзья природы! А ты кто?
Незнайка: А вы что, меня не узнали? Да я же – Незнайка.
Ведущая: А наши дети – знайки. Они знают стихи и песни о природе. Послушаем их.
Ребенок читает: Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Звери, птицы и жуки,
Муравьи и мотыльки…
Все, что рядышком со мною, -
Это все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем!
Незнайка: Да зачем же я буду заботиться о каких-то букашках, да таракашках. Да зачем же они – то вообще нужны?
Ведущая: Вот послушай, Незнайка, наших детей и узнаешь.
Ребенок читает:
Все-все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны,
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется…
Все-все-все – на свете нужны
И это все дети запомнить должны.
Б. Заходер
Незнайка: Ну, спасибо, помогли, научили меня.
Ведущая: Незнайка, да ты еще послушай, как умеют петь наши дети.
«Самая счастливая», слова К. Ибреева, муз. Ю.Чичкова.
Незнайка: Вот сколько ваши дети знают, и я хочу так же. (Начинает плакать, при этом брызги попадают на ребят и гостей).
А я ничего не знаю, а-а-а-… Да я даже не могу прочесть письмо, которое мне прислали.
Ведущая: Ну не расстраивайся, Незнайка. Мы тебе поможем (вытаскивает платок и вытирает ему слезы).
Наши ребята не оставят тебя в беде, они всегда помогают друзьям. Вначале давай прочитаем письмо. Ребята, вы согласны?
Письмо:
«Дорогой Незнайка, приглашаем тебя в гости на лесную поляну. Начинай свой путь от одинокого дерева, что растет у входа на лесную тропу. Дерево же ты узнаешь по приметам:
Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Незнайка: Нет, не знаю!
Ведущая: Ребята, тебе помогут (дети отгадывают).
И даже найдут березу, чтобы ты не перепутал ее с другими деревьями. (Дети ищут и отдают Незнайке картинку с изображением березы.)
Ведущая: Посмотри, Незнайка, наш хоровод «Во поле береза стояла». («Во поле береза стояла», русская народная песня)
«…От березы дойти до другого дерева:
Высока, стройна, душиста
В небо тянется она
Вся одежда золотиста
Только шапка зелена. (Сосна)
(С детьми так же обыгрывается сосна.)
От сосны иди по тропинке, никуда не сворачивая,
Не заходя в густой лес, там ты увидишь:
Под осиной – Егорка
В ярко – красной ермолке.
Принимать, привычен он
Ото всех земной поклон. (Подосиновик)
Ты правильно угадал. Мы приглашаем тебя на сбор грибов.
Лесные звери».
Ведущая: Да, Незнайка, лесные звери приглашают тебя в лес. В лесу ждут тебя различные приключения и встречи. А вот кого ты встретишь, ты узнаешь, отгадав нашу загадку.
Круглый бок, желтый бок
Укатился за порог.
На тропиночке лесной
Повстречался он с лисой. (Колобок)
Незнайка: Ой, ой, да кого же я встречу?
Появляется Колобок. Дети старшей группы проводят игру «Колобок». Затем в конце игры лиса ставит под елку корзинку с мухоморами. Незнайка берет корзинку.
Незнайка: Вот, супчик сварю. Какие красивые грибочки.
Ведущая: Дети, что это за грибы?
Дети: Мухоморы.
Ведущая: А суп из них можно есть?
Дети: Нет, они ядовитые.
Ведущая: А рвать, топтать их надо? Нет! Почему? Кому они нужны? (Животным, они ими лечатся)
Ведущая: Так что, Незнайка, отправляйся-ка ты в лес, да собирай там съедобные грибы.
Дети, подскажите, какие грибы надо собирать?
Незнайка: Ой, да это здорово. Прямо сейчас я и побегу.
Ведущая: А как себя вести в лесу ты знаешь?
Незнайка: А что, разве есть правила?
Ведущая: Да ты у ребят спроси.
Незнайка: Ребята, неужели есть? Да быть не может. Зачем они нужны? Ходи себе по лесу, делай, что хочешь, вот и все.
Дети: Ходить надо по дорожкам, не кричать, не шуметь, не пугать зверей и птиц, не разводить костры, не трогать птичьих гнезд, не разорять муравейники, не оставлять мусор…
Незнайка: Это нельзя, это нельзя (показывает на пальцах). А что же можно?
Ведущая: Помогите Незнайке, научите его
Дети: Ходить спокойно, любоваться красотами леса, наблюдать за обитателями, правильно собирать грибы и ягоды. Можно муравьев угостить кусочком сахара.
Незнайка: Ребята, а кто такие муравьи?
Ведущая: Вот послушай стихотворение и узнаешь.
Хоть безоблачно и ясно,
Зонт со мною не напрасно.
Муравьишки – муравьи,
Вот барометры мои.
Нет дождя, но скоро будет –
Как всегда перед дождем
Муравьи закрыли двери
В муравейнике своем.
В. Мусатов
Ведущая: В лесу ты можешь любоваться лесными цветочками, о которых тебе споют наши дети.
Хоровод «Яркие, яркие, яркие цветочки
Расцветайте скорей маки, василечки».
Ведущая: Там ты можешь услышать «Лесные голоса», только надо захотеть.
«Лесные голоса»
У высоких сосен слышен тихий стук –
Дятел длинным носом – туки, туки, тук!
Есть в лесу певица, удивляет всех,
Спой, певунья-птица: Тиу-тиу-тьох!
Камешки, песочек, чистая вода.
Кто напиться хочет? Лида, дили-да!
Притаись потише, под березой встань –
Из лесу услышишь: Тили, тили-тань.
Птичье пение (свистулька).
А. Шибицкая
Незнайка: Ну, это птицы поют. Я сразу узнал, это кукушка.
Ведущая: Нет, Незнайка кукушка не поет, она кукует. Птиц надо знать, они дороги нам. Как часть родной природы. Их веселое пение придает нам бодрость. Дарит нам радость.
Дети знают пословицы про птиц и сейчас нам расскажут.
Лес без птиц и птицы без леса не живут.
Птицы – украшение леса.
Давайте с птицами дружить и этой дружбой дорожить.
Птиц, зверей оберегай и всегда им помогай.
Птицам голодно зимой, давай заботиться о них с тобой.
Будут птицы на свободе, вредных гусениц не будет в огороде.
Появляется Тетушка-Непогодушка: Апчи-апчи! Ап-ап-ап-ап-чихи!
Тетушка: Что такое, не пойму.
И куда это смотрит заведующая?
Где районное начальство?
Почему оно бездействует?
Здесь сплошное веселье,
Шутки и смех.
А это вредно для детей,
Моих маленьких друзей.
Я сейчас все прекращу,
Дожди и туманы на всех напущу.
Ведущая: Да кто вы такая, да кто вас позвал на наш праздник?
Тетушка: Как, вы не знаете меня? Да я! Я – самая главная. Самая важная персона.
Да я Тетушка-Непогодушка. Меня знаю все, кому не дорога природа, со мной все те, кто любит рвать, топтать, ломать.
Ведущая: Да у нас таких нет. Ты не туда попала.
Тетушка: Так я вам и поверила.
Я так долго собиралась,
Я все утро наряжалась, прихорашивалась.
Очень в садик я спешила
И в заветную корзинку свой подарок положила.
Тетушка: Нет, я сейчас вам удружу
И подарки покажу.
Их не зря я берегла
И в корзиночке несла
Достает султанчик-ветрогон и дожделей – бутылку с водой.
Вот вам, вот вам, получайте,
Непогоду не ругайте (обрызгивает детей водой).
Ведущая: Да, ну и подарки у тебя, я скажу.
Тетушка: Все сломаю, все сорву,
Вытопчу кругом траву.
И в хорошую пору
Не люблю совсем природу.
Ведущая: Ну, здесь тебе друзей не найти. Ты ошиблась адресом.
Тетушка: Я проверю, я узнаю,
Поиграть вас приглашаю.
Стану я стихи читать,
Вы мне помогайте,
Окончание «и я тоже»
Только добавляйте:
Я на луг гулять пойду…
Бабочек ловить начну…
Буду прыгать и скакать…
Всех букашек собирать…
Буду белок я ловить…
Воду чистую мутить…
Буду я с детьми играть,
Ветки и цветы ломать…
Распугаю я всех птиц
Воробьев, ворон, синиц…
Я природу не люблю,
Все сломаю, раздавлю…
Ведущая: Нет, нет, наши дети любят родную природу, нашу Землю.
Тетушка: Ха-ха-ха. Я все знаю, я все вижу, потому что я самая умная и самая хорошая.
Ведущая: Если ты такая умная, то отгадай наши загадки.
Дети загадывают:
Серая пташка, на животе тельняшка
В лесу живет, гнезда не вьет. (Кукушка)
Тетушка: Да это матрос (руку к «козырьку» и так ходит по залу)
А это что за пташка:
Прыг да скок
Серая рубашка
Бурый пиджачок. (Воробей)
Тетушка: Правильно, это же козел! Бе! (Пугает детей)
Белые ресницы, желтенький глазок
Очень любит солнце, полевой цветок. (Ромашка)
Тетушка: Ну, это мой колючий цветок – репей.
Ведущая: Ну, Тетушка-Непогодушка, теперь все ясно, какая ты самая умная и красивая. Теперь ты нам не мешай, мы цветы на клумбе сажать будем.
ИГРА «ПОСАДИ ЦВЕТЫ»
Дети выкладывают на «клумбе» - обруче вырезанные из бумаги цветы.
Тетушка пытается помешать детям. Дети становятся вокруг клумбы и берутся за руки (те, кто не занят в составлении букета).
Ведущая: Дети, я знаю, как прогнать тетушку-Непогодушку. Надо солнышко позвать. Да хоровод завести.
Хоровод «Солнышко».
Солнышко: В небе круглый год, вращаюсь,
Вами, дети, восхищаюсь.
В школе вы не забывайте,
Мир природу защищайте,
Дружно трудитесь в саду,
С экологией в ладу.
Этот труд вам продолжать
Чтоб земле прекрасной стать.
Ведущая: Свети, солнышко, теплей
Детям будет веселей.
Живая ниточка связала нас навек:
Листок, улиточка, Земля и человек
Живут на свете как одна семья.
Не обойтись земле без муравья
Воде без рыбы, лесу – без зверей,
А человеку без природы всей.
И ты за эту ниточку держись,
Чтоб не кончалась у природы эта жизнь!
Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник. Приглашаю вас на веселый «Танец утят».
Под музыку Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир» дети уходят из зала.