Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе
«Пришла весна, прилетели птицы»
Подготовила и провела Рябова Л.В. 21.04.2022г.
Цели и задачи:
Дать представление о перелетных птицах,(грач.скворец и ласточка) познакомить с их внешним видом, образом жизни.
учить детей различать зимующих и перелётных птиц;
Закладывать основы экологического воспитания.
Активизировать наблюдательность.
Расширять словарный запас, развивать связную речь.
Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
Учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).
Продолжать учить детей рассказывать о птицах с помощью мнемотаблиц
Материалы: карточки с изображением птиц; аудиозапись «Голоса птиц», «голос Маши»; картинки с запрещающими знаками в природе; картинки скворечника, гнезд - грача и ласточки; пластилин, картинки насекомых, изображения птиц для раскрашивания, карандаши цветные, клей
Предварительная работа: Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
Воспитатель звонит в колокольчик, дети встают в круг для приветствия.
Посмотрите, сколько сегодня гостей собралось в нашей группе, поздоровайтесь с ними и улыбнитесь. А на этом стульчике сидит какой- то необычный гость, кто же это? (дети отвечают). Маша рассказывает детям, зачем она пришла и предлагает пойти с ней в парк, чтобы дети рассказали ей о незнакомых птицах, которых Маша увидела в первый раз.
Дети соглашаются идти с Машей в парк, но перед экскурсией повторяют правила поведения на природе.
1, 2, 3, 4, 5, в парк пришли мы погулять.
Постоим мы на дорожке
Птиц послушаем немножко.
На коврике лежат птицы - зимующие и перелётные, вокруг стоят стулья, на которые садятся дети.
В.Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Весна)
По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (предлагает взять мяч, который дети передают друг другу и называют признаки весны)
В. Молодцы, рассказали Маше о весне. Посмотрите, перед вами, на полянке много птиц. Рассмотрите их. На доске вы видите снежинку и солнышко. Я предлагаю вам разделить птиц на две группы, там,где снежинка будут находиться зимующие птицы, а к солнышку отправятся перелётные птицы. Кто готов? Начинаем, берите в руки картинку, назовите, кто на ней изображён и отправляйте в нужное место. (Дети размещают всех птиц). Маша, а наши дети хотят тебе рассказать про перелётных птиц. Слушайте загадку : Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица … (грач).
Аня нам расскажет про грача.(с помощью мнемотаблицы)
Грачи прилетают самыми первыми, Как только растает снег на полях.Питаются они червяками, жуками, пауками. Живут грачи большими семьями – стаями. Свои гнёзда они строят высоко на деревьях. В народе есть примета: «Увидел грача – весну встречай ».
Слушайте следующую загадку:
Есть на дереве дворец,
Во дворце живет певец,
Он не лает, не кусает,
Сад фруктовый охраняет.(скворец)
Полина нам расскажет про скворца:(мнемотаблица)
Скворцы прилетают вслед за грачами. Питаются они сначала дождевыми червями, а позже уничтожают гусениц. Скворцы охраняют леса и сады. Люди мастерят для скворцов – скворечники и развешивают их рядом со своими домами. В народе есть примета: « Увидал скворца – знай весна у крыльца».
В. Отгадайте ещё одну загадку:
Кто прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Про ласточку нам расскажет Владик (мнемотаблица)
Ласточка прилетает около середины мая, строит гнездышко и откладывает яйца.Она одна из самых быстрых птиц.Лапки у ласточек слабые, им трудно поддерживать тело. Поэтому ласточки никогда не ходят по земле. Они все время в полете, а когда устают, садятся на ветки деревьев или телеграфные провода. Даже пьют ласточки налету, зачерпывая воду из реки клювом.
Есть народная примета: «Если ласточка летает низко – быть дождю»
В.Молодцы, все хорошо рассказали нам о перелётных птицах.
А вы знаете, как появляются птицы?(ответы) Они появляются из яиц. Посмотрите на картинку.
Я вам предлагаю превратиться в птичек.
Физкультминутка.
Давайте посчитаем:
Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Открыли глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.
Прилетали птички,
Птички - невелички.
Весело скакали
Зернышки клевали
И быстро улетали.
Воспитатель: Как вы думаете, куда могли полететь птицы?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, в свой домик. А как называется дом птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, гнездо. Ребята, а вы знаете, что гнезда у птиц бывают разные?
Ответы детей.
Воспитатель: Чей это домик? И как он называется? (показывает на магнитной доске картинку)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Это скворечник – дом у скворца
Ответы детей.
Воспитатель: А где строит дом ласточка?
Ответы детей.
Воспитатель: Ласточка строит дом под крышей
А грач где строит свой дом?
Ответы детей.
Воспитатель: Грач вьёт гнездо на дереве.
Воспитатель: Птицы проголодались, накормите птиц ( На столе лежат ножницы,клей,пластилин.карандаши,раскраски.также расположены фигурки вырезанных перелетных птиц на лугу (зеленый картон)) и картинки с изображением жуков, червяков. бабочек и другие.) Воспитатель предлагает сделать пальчиковую гимнастику
«Ласточка»
Ласточка, ласточка, (На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного)
Милая касаточка,
Ты с чем пришла?
-За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну – красну.
Задача детей – выбрать себе задание, которое они будут выполнять.
Итог:Что вы ссегодня узнали нового о птицах? О каких птицах мы сегодня с вами говорили?Почему они называютсяиерелётными?
Маша дарит детям витаминки от мишки, прощается и уходит.