СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приспособление организмов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приспособление организмов»

Тема: Экология. Экологические факторы и среды жизни. Популяция, сообщества, экосистемы. З

Тема: Экология. Экологические факторы и среды жизни. Популяция, сообщества, экосистемы.

З

Вопросы: 1. Понятие об экологии как науке. 2. Среды обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. 3. Понятие об экологических факторах их классификация. 4. Правило минимума Ю.Либиха и закон толерантности В.Шелфорда. 5. Экологическая характеристика вида и популяции. 6. Экологическая ниша вида. 7. Понятие об экосистеме, биоценозе и биогеоценозе. 8. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Трофицеские уровни. 9. Круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Вопросы:

  • 1. Понятие об экологии как науке.
  • 2. Среды обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах.
  • 3. Понятие об экологических факторах их классификация.
  • 4. Правило минимума Ю.Либиха и закон толерантности В.Шелфорда.
  • 5. Экологическая характеристика вида и популяции.
  • 6. Экологическая ниша вида.
  • 7. Понятие об экосистеме, биоценозе и биогеоценозе.
  • 8. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Трофицеские уровни.
  • 9. Круговорот веществ и энергии в экосистеме.
Экология («экос» — дом, «логос» — наука)  Изучив эту тему, мы поймёшь, почему в природе не бывает ничего лишнего. А так же узнаем, почему человек должен бережно относиться к природе.  Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель. Экология – это наука изучающая взаимодействие организмов между собой и окружающей их неорганической средой.

Экология («экос» — дом, «логос» — наука) Изучив эту тему, мы поймёшь, почему в природе не бывает ничего лишнего. А так же узнаем, почему человек должен бережно относиться к природе.

Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель.

  • Экология – это наука изучающая взаимодействие организмов между собой и окружающей их неорганической средой.
Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы. Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой.
  • Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы.
  • Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой.
Структура современной экологии   Экология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная экология изучает наиболее общие экологические закономерности, а прикладная – использует полученные знания для обеспечения устойчивого развития общества. Основу экологии составляет биоэкология как раздел общей биологии. В состав общей биоэкологии входят разделы: 1. Аутэкология – изучает взаимодействие со средой обитания отдельных организмов определенных видов. 2. Экология популяций (демэкология) – изучает структуру популяций и ее изменение под воздействием экологических факторов. 3. Синэкология – изучает структуру и функционирование сообществ и экосистем.

Структура современной экологии

  • Экология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная экология изучает наиболее общие экологические закономерности, а прикладная – использует полученные знания для обеспечения устойчивого развития общества.
  • Основу экологии составляет биоэкология как раздел общей биологии. В состав общей биоэкологии входят разделы:

1. Аутэкология – изучает взаимодействие со средой обитания отдельных организмов определенных видов.

2. Экология популяций (демэкология) – изучает структуру популяций и ее изменение под воздействием экологических факторов.

3. Синэкология – изучает структуру и функционирование сообществ и экосистем.

 Все живые существа связаны множеством невидимых нитей с неживой природой и другими организмами. Всё то, что окружает живые организмы и воздействует на них, называют средой обитания. Организмы живут в разных средах: наземно-воздушной, водной, почвенной и организменной. Каждая среда отличается условиями существования: освещённостью, влажностью, температурой, наличием кислорода.

Все живые существа связаны множеством невидимых нитей с неживой природой и другими организмами. Всё то, что окружает живые организмы и воздействует на них, называют средой обитания.

  • Организмы живут в разных средах: наземно-воздушной, водной, почвенной и организменной. Каждая среда отличается условиями существования: освещённостью, влажностью, температурой, наличием кислорода.
Среда обитания — это часть природы, которая окружает живой организм и с которой он взаимодействует.  Отдельные свойства и компоненты среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Факторы среды многообразны, они имеют разную природу и особенности действия на организмы. Экологические факторы делят на три группы: Абиотические Биотические Антропогенные.

Среда обитания — это часть природы, которая окружает живой организм и с которой он взаимодействует. Отдельные свойства и компоненты среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами.

Факторы среды многообразны, они имеют разную природу и особенности действия на организмы.

Экологические факторы делят на три группы:

  • Абиотические
  • Биотические
  • Антропогенные.
Основные законы воздействия экологических факторов на организмы. Лимитирующие факторы. Лимитирующий (от лат. limitis– межа, граница) – это любой фактор, который ограничивает процесс развития или существования организма, вида или сообщества.

Основные законы воздействия экологических факторов на организмы. Лимитирующие факторы.

  • Лимитирующий (от лат. limitis– межа, граница) – это любой фактор, который ограничивает процесс развития или существования организма, вида или сообщества.
Закон минимума Ю. Либиха В различных участках биосферы развитие жизни лимитируется разными веществами. Немецкий ученый-агрохимик Ю. Либих в 1840 г. в своем труде «Химия в приложении к земледелию и физиологии» описал процессы питания растений и влияние разнообразных факторов и элементов питания на рост. Он установил, что урожай культур ограничивается не теми элементами питания, которые требуются в больших количествах, например, вода, углекислый газ, а теми, которые необходимы в минимальных количествах, но которых в почве очень мало, например, бор или цинк. Либих писал: «Веществом, находящимся в минимуме управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени». Пример: Допустим, что в почве содержатся все элементы минерального питания для данного вида растений, кроме одного из них – цинка или бора. Рост растений на такой почве будет сильно угнетен или невозможен. Если добавим в почву нужное количество бора или цинка, то это приведет к увеличению урожая.

Закон минимума Ю. Либиха

  • В различных участках биосферы развитие жизни лимитируется разными веществами. Немецкий ученый-агрохимик Ю. Либих в 1840 г. в своем труде «Химия в приложении к земледелию и физиологии» описал процессы питания растений и влияние разнообразных факторов и элементов питания на рост. Он установил, что урожай культур ограничивается не теми элементами питания, которые требуются в больших количествах, например, вода, углекислый газ, а теми, которые необходимы в минимальных количествах, но которых в почве очень мало, например, бор или цинк.
  • Либих писал: «Веществом, находящимся в минимуме управляется урожай и определяется величина и устойчивость последнего во времени».
  • Пример: Допустим, что в почве содержатся все элементы минерального питания для данного вида растений, кроме одного из них – цинка или бора. Рост растений на такой почве будет сильно угнетен или невозможен. Если добавим в почву нужное количество бора или цинка, то это приведет к увеличению урожая.
В 1855 г. Ю. Либих обобщил свои результаты исследований и сделал вывод: «Отсутствие или недостаток одного из необходимых элементов при наличии в почве всех прочих делает последнюю бесплодной для всех растений, для жизни которых этот элемент необходим», что получило выражение «закон минимума Либиха». В настоящее время этот Закон минимума читается так: выносливость организмов определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. Отсюда вывод, что дальнейшее снижение действия необходимого фактора ведет к гибели организма.
  • В 1855 г. Ю. Либих обобщил свои результаты исследований и сделал вывод: «Отсутствие или недостаток одного из необходимых элементов при наличии в почве всех прочих делает последнюю бесплодной для всех растений, для жизни которых этот элемент необходим», что получило выражение «закон минимума Либиха».
  • В настоящее время этот Закон минимума читается так: выносливость организмов определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей. Отсюда вывод, что дальнейшее снижение действия необходимого фактора ведет к гибели организма.
Закон толерантности Шелфорда.   Закон толерантности расширяет закон минимума Либиха. Данное правило выдвинуто в 1913 В. Шелфордом. Закон толерантности В. Шелфорда гласит : лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического влияния, диапазон между которыми определяет степень выносливости (толерантности) организма к данному фактору. Потому закон Шелфорда также называют законом лимитирующего фактора. Закон Шелфорда можно применить к нормированию содержания загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве, пищевых продуктах.

Закон толерантности Шелфорда.

Закон толерантности расширяет закон минимума Либиха. Данное правило выдвинуто в 1913 В. Шелфордом.

  • Закон толерантности В. Шелфорда гласит : лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического влияния, диапазон между которыми определяет степень выносливости (толерантности) организма к данному фактору.

Потому закон Шелфорда также называют законом лимитирующего фактора. Закон Шелфорда можно применить к нормированию содержания загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве, пищевых продуктах.

Из закона Шелфорда прямо вытекает следующий закон, определяющий возможность существования организма в пределах и невозможности существования за пределами диапазона толерантности.   Закон оптимума - закон, согласно которому любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы, за пределами которых наступает угнетение жизнедеятельности организма.

Из закона Шелфорда прямо вытекает следующий закон, определяющий возможность существования организма в пределах и невозможности существования за пределами диапазона толерантности.

  • Закон оптимума - закон, согласно которому любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы, за пределами которых наступает угнетение жизнедеятельности организма.
Экологическая характеристика вида и популяции. Вид — элементарная структурная единица в системе живых организмов, качественный этап в их эволюции. Вид - совокупность особей, обладающих сходством внутреннего и внешнего строения, биохимических и физиологических функций, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни, обладающих определенным типом взаимоотношений с абиотической и биотической средой и занимающих в природе определенную область — ареал. Характерные для вида признаки и свойства называют критерии. Среди критериев различают: морфологический, физиологический, цитогенетический, экологический и географический.

Экологическая характеристика вида и популяции.

  • Вид — элементарная структурная единица в системе живых организмов, качественный этап в их эволюции. Вид - совокупность особей, обладающих сходством внутреннего и внешнего строения, биохимических и физиологических функций, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определенным условиям жизни, обладающих определенным типом взаимоотношений с абиотической и биотической средой и занимающих в природе определенную область — ареал.
  • Характерные для вида признаки и свойства называют критерии. Среди критериев различают: морфологический, физиологический, цитогенетический, экологический и географический.
Виды часто занимают большой ареал, в пределах которого особи распределены неравномерно, группами – популяциями. Каждая популяция живет в определенных условиях. Благодаря этому вид, состоящий из ряда популяций, занимает большой ареал, несмотря на разнообразие условий в его пределах. Однако любой вид, состоящий как из одной, так и из нескольких популяций, представляет собой единое целое. Целостность вида обусловлена связями между его особями. Популяция – это совокупность особей одного вида, длительно существующая на определенной территории (ареале) и отделенная от других популяций той или иной формой изоляции. Популяция является элементарной структурой вида, в форме которой вид существует в природе.
  • Виды часто занимают большой ареал, в пределах которого особи распределены неравномерно, группами – популяциями. Каждая популяция живет в определенных условиях. Благодаря этому вид, состоящий из ряда популяций, занимает большой ареал, несмотря на разнообразие условий в его пределах. Однако любой вид, состоящий как из одной, так и из нескольких популяций, представляет собой единое целое.
  • Целостность вида обусловлена связями между его особями.
  • Популяция – это совокупность особей одного вида, длительно существующая на определенной территории (ареале) и отделенная от других популяций той или иной формой изоляции. Популяция является элементарной структурой вида, в форме которой вид существует в природе.
У каждой популяции существует характерный для нее биотический потенциал (от лат. potentia – сила), т.е. показатель способности, с какой могла бы расти ее численность в случае неограниченного пространства, пищи, отсутствия хищников, паразитов и конкуренции со стороны других видов. Обилие популяции – общая численность популяции.  Рождаемость – число новых особей за единицу времению Смертность популяции – это количество особей, погибших за определенный период. Различают три типа смертности. Первый характеризуется одинаковостью во всех возрастах; второй- повышенной гибелью особей на ранних стадиях развития; третий тип характеризуется повышенной гибелью взрослых (старых) особей. Факторы смертности разнообразные: физические условия, биологические факторы и антропогенные. Плотность  популяции – число особей на единицу площади.
  • У каждой популяции существует характерный для нее биотический потенциал (от лат. potentia – сила), т.е. показатель способности, с какой могла бы расти ее численность в случае неограниченного пространства, пищи, отсутствия хищников, паразитов и конкуренции со стороны других видов.
  • Обилие популяции – общая численность популяции.
  • Рождаемость – число новых особей за единицу времению
  • Смертность популяции – это количество особей, погибших за определенный период. Различают три типа смертности. Первый характеризуется одинаковостью во всех возрастах; второй- повышенной гибелью особей на ранних стадиях развития; третий тип характеризуется повышенной гибелью взрослых (старых) особей. Факторы смертности разнообразные: физические условия, биологические факторы и антропогенные.
  • Плотность популяции – число особей на единицу площади.
Экологические характеристики популяции. Биотический потенциал (от лат. potentia – сила) - показатель способности, с какой могла бы расти ее численность в случае неограниченного пространства, пищи, отсутствия хищников, паразитов и конкуренции со стороны других видов. Обилие популяции – общая численность популяции. Рождаемость – число новых особей за единицу времению Смертность популяции – это количество особей, погибших за определенный период. Различают три типа смертности. Первый характеризуется одинаковостью во всех возрастах; второй- повышенной гибелью особей на ранних стадиях развития; третий тип характеризуется повышенной гибелью взрослых (старых) особей. Факторы смертности разнообразные: физические условия, биологические факторы и антропогенные. Плотность популяции – число особей на единицу площади. Численность популяции – общее количество особей. Прирост численности – разница между рождаемостью и смертностью.

Экологические характеристики популяции.

  • Биотический потенциал (от лат. potentia – сила) - показатель способности, с какой могла бы расти ее численность в случае неограниченного пространства, пищи, отсутствия хищников, паразитов и конкуренции со стороны других видов.
  • Обилие популяции – общая численность популяции.
  • Рождаемость – число новых особей за единицу времению
  • Смертность популяции – это количество особей, погибших за определенный период. Различают три типа смертности. Первый характеризуется одинаковостью во всех возрастах; второй- повышенной гибелью особей на ранних стадиях развития; третий тип характеризуется повышенной гибелью взрослых (старых) особей. Факторы смертности разнообразные: физические условия, биологические факторы и антропогенные.
  • Плотность популяции – число особей на единицу площади.
  • Численность популяции – общее количество особей.
  • Прирост численности – разница между рождаемостью и смертностью.
Понятие о экосистеме, биоценозе, биогеоценозе

Понятие о экосистеме, биоценозе, биогеоценозе

Примерами природных сообществ могут служить хвойный лес, берёзовая роща, суходольный или сырой луг, степь, озеро, пруд, река, море. В каждом сообществе обитают миллионы организмов, относящихся к разным видам. Видов в сообществе тоже можно насчитать немало — от нескольких десятков до нескольких тысяч.
  • Примерами природных сообществ могут служить хвойный лес, берёзовая роща, суходольный или сырой луг, степь, озеро, пруд, река, море. В каждом сообществе обитают миллионы организмов, относящихся к разным видам. Видов в сообществе тоже можно насчитать немало — от нескольких десятков до нескольких тысяч.
Трофические цепи. Сообщество организмов — это совокупность связанных друг с другом и зависящих друг от друга организмов в пределах однородного участка суши или водоёма. Организмы в сообществе объединены биотическими взаимоотношениями: друг для друга они выступают в роли пищевых объектов, хищников, конкурентов, симбионтов, паразитов. Пищевая цепь «злаковое растение — полевая мышь — гадюка — орёл-змееяд»

Трофические цепи.

  • Сообщество организмов — это совокупность связанных друг с другом и зависящих друг от друга организмов в пределах однородного участка суши или водоёма. Организмы в сообществе объединены биотическими взаимоотношениями: друг для друга они выступают в роли пищевых объектов, хищников, конкурентов, симбионтов, паразитов. Пищевая цепь «злаковое растение — полевая мышь — гадюка — орёл-змееяд»
Пищевая цепь, или цепь питания , — это ряд организмов, связанных друг с другом пищевыми отношениями. Пищевая цепь показывает последовательность переноса веществ и энергии от одного организма к другому. Первое звено пищевой цепи — растения. Только растения способны производить органические вещества из неорганических. Органические вещества, произведённые растениями, потом подвергаются превращениям, переходя от одного звена пищевой цепи к следующему.
  • Пищевая цепь, или цепь питания , — это ряд организмов, связанных друг с другом пищевыми отношениями.
  • Пищевая цепь показывает последовательность переноса веществ и энергии от одного организма к другому.
  • Первое звено пищевой цепи — растения. Только растения способны производить органические вещества из неорганических. Органические вещества, произведённые растениями, потом подвергаются превращениям, переходя от одного звена пищевой цепи к следующему.
Искусственные экосистемы — это экосистемы, созданные человеком, например агроценозы. Биом — совокупность экосистем со сходным типом растительности, расположенных в одной природно-климатической зоне (тундровый биом, степной биом и т. п.). Биосфера — экосистема высшего порядка, объединяющая все остальные экосистемы и обеспечивающая существование жизни на Земле.  Термин «биосфера» был введен Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 г. Однако создание целостного учения о биосфере принадлежит русскому ученому Владимиру Ивановичу Вернадскому.
  • Искусственные экосистемы — это экосистемы, созданные человеком, например агроценозы.
  • Биом — совокупность экосистем со сходным типом растительности, расположенных в одной природно-климатической зоне (тундровый биом, степной биом и т. п.).
  • Биосфера — экосистема высшего порядка, объединяющая все остальные экосистемы и обеспечивающая существование жизни на Земле.

Термин «биосфера» был введен Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 г. Однако создание целостного учения о биосфере принадлежит русскому ученому Владимиру Ивановичу Вернадскому.

компоненты экосистемы    Равновесное (устойчивое) состояние экосистемы обеспечивается на основе круговоротов веществ.  Для поддержания круговорота веществ в экосистеме необходимо наличие запаса неорганических веществ в усвояемой форме и трех функционально различных экологических групп организмов: продуцентов, консументов и редуцентов. Продуценты — автотрофные организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений. Консументы — гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество продуцентов или других консументов и трансформирующие его в новые формы. Редуценты — гетеротрофные организмы, потребляющие мертвое органическое вещество, переводя его вновь в неорганические соединения.

компоненты экосистемы

Равновесное (устойчивое) состояние экосистемы обеспечивается на основе круговоротов веществ.

Для поддержания круговорота веществ в экосистеме необходимо наличие запаса неорганических веществ в усвояемой форме и трех функционально различных экологических групп организмов: продуцентов, консументов и редуцентов.

  • Продуценты — автотрофные организмы, способные строить свои тела за счет неорганических соединений.
  • Консументы — гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество продуцентов или других консументов и трансформирующие его в новые формы.
  • Редуценты — гетеротрофные организмы, потребляющие мертвое органическое вещество, переводя его вновь в неорганические соединения.
Круговорот веществ и энергии в природе. Известно, что живые существа состоят из атомов тех же химических элементов, что и тела неживой природы. Соединяясь в различных сочетаниях, атомы дают великое множество веществ, из которых состоят тела живых организмов. На сегодняшний день открыты тысячи таких соединений. Самые распространённые соединения в телах живых существ — это вода, минеральные соли и разнообразные органические вещества, главным образом белки, жиры и углеводы. Вещества поступают в организмы из окружающей среды. Так, зелёные растения способны улавливать из воздуха углекислый газ, а из почвы поглощать воду и растворённые в ней минеральные соли. Это неорганические вещества. Используя солнечную энергию, растения превращают эти неорганические вещества в более сложно устроенные — органические — вещества собственных тел. Растительноядные животные поедают растения, а хищные — других животных. Таким образом, животные строят свои тела из веществ, содержащихся в пище.

Круговорот веществ и энергии в природе.

  • Известно, что живые существа состоят из атомов тех же химических элементов, что и тела неживой природы. Соединяясь в различных сочетаниях, атомы дают великое множество веществ, из которых состоят тела живых организмов. На сегодняшний день открыты тысячи таких соединений. Самые распространённые соединения в телах живых существ — это вода, минеральные соли и разнообразные органические вещества, главным образом белки, жиры и углеводы.
  • Вещества поступают в организмы из окружающей среды. Так, зелёные растения способны улавливать из воздуха углекислый газ, а из почвы поглощать воду и растворённые в ней минеральные соли. Это неорганические вещества. Используя солнечную энергию, растения превращают эти неорганические вещества в более сложно устроенные — органические — вещества собственных тел. Растительноядные животные поедают растения, а хищные — других животных. Таким образом, животные строят свои тела из веществ, содержащихся в пище.
Поступление веществ в организмы:

Поступление веществ в организмы:

Бактерии гниения и некоторые грибы (например, плесени) завершают работу по переработке отходов. Благодаря их деятельности мёртвое органическое вещество подвергается разложению и переходит в форму неорганических веществ — воды, минеральных солей и углекислого газа. А эти вещества, как упоминалось выше, необходимы растениям для роста и развития. Так замыкается круговорот веществ, соединяющий живую и неживую природу.
  • Бактерии гниения и некоторые грибы (например, плесени) завершают работу по переработке отходов. Благодаря их деятельности мёртвое органическое вещество подвергается разложению и переходит в форму неорганических веществ — воды, минеральных солей и углекислого газа. А эти вещества, как упоминалось выше, необходимы растениям для роста и развития. Так замыкается круговорот веществ, соединяющий живую и неживую природу.
Круговорот веществ в природе — это циклическое перемещение атомов, составляющих вещества неживой природы, в вещества тел живых организмов и обратно. Непрерывный круговорот веществ происходит благодаря притоку солнечной энергии. Если бы Солнце погасло, то растения не смогли бы расти, то есть осуществлять фотосинтез — превращать неорганические вещества в органические. Следовательно, не были бы обеспечены пищей животные, грибы и бактерии. Жизнь на Земле без энергии Солнца невозможна.
  • Круговорот веществ в природе — это циклическое перемещение атомов, составляющих вещества неживой природы, в вещества тел живых организмов и обратно.

Непрерывный круговорот веществ происходит благодаря притоку солнечной энергии. Если бы Солнце погасло, то растения не смогли бы расти, то есть осуществлять фотосинтез — превращать неорганические вещества в органические. Следовательно, не были бы обеспечены пищей животные, грибы и бактерии. Жизнь на Земле без энергии Солнца невозможна.

Домашнее задание  1. Изучить тему занятия (презентацию и дополнительный материал). Уметь отвечать на вопросы (устно и письменно) по теме. Подготовиться к проверочной работе. 2. Привести пример круговорота веществ и энергии составив схему : продуценты – консументы 1 – консументы 2 – редуценты. 3. Заполнить таблицу

Домашнее задание

1. Изучить тему занятия (презентацию и дополнительный материал). Уметь отвечать на вопросы (устно и письменно) по теме. Подготовиться к проверочной работе.

2. Привести пример круговорота веществ и энергии составив схему : продуценты – консументы 1 – консументы 2 – редуценты.

3. Заполнить таблицу

© 2025, 71 0