СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приставка как значимая часть слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приставка как значимая часть слова»

Тема. Приставка как значимая часть слова

Класс: 6

Цель. Актуализация и расширение знаний учащихся о приставках.

Задачи: - способствовать умению образовывать новые слова с помощью приставок; совершенствование навыков разграничения приставки и предлога;

-содействовать совершенствованию речевых, орфографических, пунктуационных умений и навыков учащихся;

Формировать уважение к культурно-историческому наследию и традициям белорусского народа.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная, работа в парах, работа по вариантам, взаимопроверка, самоконтроль.

Ход урока

1.Организационный момент

Ужасно интересно все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно, нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,

Тогда с тобою многое удастся нам понять.

- Открываем тетради, записываем дату и классная работа. Для записи темы урока оставьте пустую линейку.

2. Целеполагание

- Глядя на тему урока, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? А, что мы повторим? А, что мы узнаем?

- Да, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о приставках, повторим, что это такое, для чего они нужны и научимся образовывать новые слова и находить приставки в словах.

3. Актуализация знаний

Сейчас мы с вами повторим, изученное в 1 четверти, играя в игру «Правда или действие» (Презентация)

Задания для игры (Приложение 1)

4. Работа по теме урока

Стадия осмысления

- Откройте учебники на с.50.

Задание: прочитайте правило о приставке .

- Что в прочитанном материале для вас было знакомо?

- Какие открытия сделали, читая этот материал?

- Так что же такое приставка?

- Почему приставка-значимая часть? (каждая приставка имеет значение)

Практическое применение знаний и умений

Работа с учебником

-Выполним письменно упр. 94, с.50 и узнаем какие же значения имеют приставки.

-Образуем слова с помощью данных приставок, выделим приставки в записанных словах.

1 –ый ряд три слова с приставкой в- (во-);

2-ой ряд три слова с приставкой пере-.

3-ий ряд ри слова с приставкой над-

- Проверим какие слова получились. Какое значение имеет прист. в-? А приставка пере-? А над-?

(чтение слов, определение значения каждой приставки)

- Для чего нам нужны приставки? (они образуют новые слова)

Физкультминутка

Самостоятельная работа

- Выполним упражнение 96 по вариантам., где вам нужно подобрать к слова 3-4 однокоренных слова с приставками.

1 вариант- слова свет, боль

2 вариант – жар, чистый.

- Обменяйтесь друг с другом тетрадями и проведите проверку.

5. Закрепление изученного материала

-Сейчас вы будете работать по вариантам. На партах лежат карточки с заданием.

Задание. -Пары однокоренных слов нужно разделить на два столбика. По какому признаку вы их разделите?

(в задании нужно различить приставку от предлога)

- Как это сделать? Какие есть версии?

-Запишите слова в два столбика, раскрывая скобки, предлоги подчеркните, а приставки выделите.

1 вариант – слова с предлогами, 2 вариант – слова с приставками.

(два ученика у доски).

(бес)крайний, (без)края, (под)осиной, (под)осиновик, (пред)осенье, (перед)осенью,

(про)летел, (под)деревцем.

-Проверим

- Ребята, слова “рассыпались” на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова. (на доске и в тетрадях)

ок, лес, пере ___________________перелесок
ок, гор, при   ____________________пригорок
ый, про, н, зрач____________ прозрачный

н, ий, зим_______________зимний

- Какие слова у вас получились?

- Какое слово с точки зрения структуры отличается от остальных? (зимний)

- Посмотрите, ребята, в окно. Какую природу вы видите?

-Составьте устную мини-зарисовку на тему зима. (2 -3 мин.)

6. Подведение итогов урока

7. Стадия рефлексии

- Мы сегодня хорошо потрудились. Отвечали на многие вопросы. Давайте еще раз повторим, что знаем о приставках. Если утверждение верное, то вы хлопаете, если нет – топаете.

  • служит для связи слов

  • стоит перед корнем

  • неизменяемая часть слова

  • неизменяемая часть речи

  • общая часть родственных слов

  • значимая часть слова

  • служит для образования слов

  • в слове может быть несколько приставок

8.Домашнее задание

Параграф 13, Упр.100 (комментирование)







Приложение 1

Задания для игры



  1. Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них блещут лужицы.

  2. - А какая Италия?

- Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты всякие растут сладкие да вкусные.



  1. Италия – государство на юге Европы, на Средиземном море. Климат средиземноморский: жаркое, сухое лето и дождливая зима. Растительность южная: в горах – леса, на равнинах – поля, сады, виноградники.


Выдели корень:


Местность, красный, хранилище, берёза, раздача, увидеть, растение, обвинение, заберу, улица.

Выдели окончание:


Местность, красный, хранилище, берёза, раздача, увидеть, растение, обвинение, заберу, улица

Выдели основу:


Местность, красный, хранилище, берёза, раздача, увидеть, растение, обвинение, заберу, улица

Разбери слова по составу:


Подберёзовик, подоконник, затуманиться, местность, обвинение.