СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приведение к присяга казачьего атамана

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сценарии подробно описан обряд приведения к присяге казачьего атамана на Кубани.

Просмотр содержимого документа
«Приведение к присяга казачьего атамана»

Обряд

« Приведение к присяге Атамана».


Мы живём в казачьей станице, и предками многих из нас были казаки. Конечно, большинство казачьих традиций исчезли из современной жизни, но интерес к обрядам сохранился, и мы сейчас покажем обряд «Приведение к присяге Атамана».


  1. Название «Приведение к присяге» неслучайно. Будущего атамана действительно ведут, держа за руки, два пристава, причём по казачьей традиции нельзя касаться голой рукой голой руки или щеки атамана – считалось, что так Атаман теряет силу, обретаемую им в момент принятия присяги.


Выходят два пристава и атаман.


  1. Пристав слева правой рукой держит Атамана за левый рукав выше локтя, левая рука Атамана лежит на укрытом обшлагом мундира запястье левой руки пристава. Такое положение именовалось в старину «растяжка». Издали фигура Атамана напоминает крест.

Приставы снимают с Атамана мундир, расстёгивают или разрывают рубаху так, чтобы был виден нательный крест. Есаулец может взять крест рукою и показать казакам с объявлением:

- Православный!

Казаки отвечают криком: «Любо!», и все, если сидели, встают.

Атаман:

На Христовом Животворящем Кресте,

На Священном писании присягаю:

Служить верно, не щадя головы

И живота своего. Беречь казачью

Честь, преумножить достояние станицы

Беречь казаков!

Я ваш отец, вы мои дети!

(Отвешивает поклон станице).


  1. Затем ведомый приставами, подходит к старикам, кланяется в пояс. Старики и станичники кланяются в ответ на поклоны Атамана. Затем приставы подводят Атамана к священнику. Атаман целует крест и лежащий на аналое Евангелие.

  2. Атаман выходит на середину круга. На него надевают Атаманский кафтан. Перепоясывают саблей через правое плечо. Перепоясывают полотенцем через левое. Эти символы военной и хозяйственной деятельности Атамана. Перекрещенные перевязи означают защиту правления атаманом Христом.

  3. У кубанских казаков есть обычай «помазания атамана пылью», восходящий к обычаю запорожцев. После того как Атаман облачён в атаманский кафтан, один из приставов мажет ему лицо грязью, снятой с подошвы сапога. Это символично. Атаман, который с этой минуты пользуется абсолютной властью, должен «умалиться, стать ниже сапога в гордыне своей и служить своему народу, а не распоряжаться людьми как собственностью.

  4. Второй пристав утирает Атамана полотенцем, которое повязывает через левое плечо. Старший Атаман вручает пернач. Атаман, принимая, целует пернач и трижды целуется с вручившим. Старики подносят Атаману насеку (ритуал вручения тот же).

  5. Дежурный есаулец торжественно надевает на голову атамана, державшего в правой руке булаву, в левой – насеку, головной убор и командует:

- Перед атаманом – шапки долой!

8. Этот момент считается присягой Круга на полное и беспрекословное подчинение Атаману. По закону все присутствующие на кругу должны после этого подойти и крестному целованию и к целованию Евангелия.



Мы уверены, что если бы сейчас, в современном обществе, так приводили к присяге глав поселений. то порядка в наших станицах было больше.