Просмотр содержимого документа
«Привлечение дошкольников к общественно-полезному труду.»
Привлечение дошкольников к общественно-полезному труду.
Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
Вопрос привлечения детей к труду нашёл место в работах, таких выдающихся педагогов прошлого как К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве наивысшего вида человеческой деятельности, в котором реализовывается природное для человека, желание жить и быть. Первостепенной миссией развития в труде и для труда, К. Д. Ушинский считал, привитие дошкольникам уважения и любви к труду вместе с привычкой трудиться.
А. С. Макаренко рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива, считал, что его значение в обществе будет зависеть от того, насколько он готов к труду и как к нему относится. Одной из главных целей привлечения детей к труду А. С. Макаренко считал организация у детей самостоятельного и творческого расположение к труду и отмечал, что для решения этого вопроса требуется, чтобы у детей сформировалась стойкая привычка к труду, тогда даже неприятная работа будет приносить ему радость. Говоря о труде маленьких детей, он также указывал на тесную связь труда с игрой, которая постепенно должна переходить в труд.
Уже с самого раннего возраста дети начинают пытаться помочь взрослым по хозяйству. Так же и в детском саду детей приобщают к труду. Общественно-полезный труд, является одним из видов труда, то есть это- труд на общее благо! С раннего возраста мы в ДОУ стараемся привлекать детей к осуществлению простых трудовых действий: сообща с взрослым или под его наблюдением, например дети могут, сервировать столы к приёму пищи, то есть расставляют салфетницы, хлебницы, блюдца и бокалы, раскладывают ложки. Мы дошкольникам прививаем навыки поддержания порядка в группе, убирать за собой игрушки по местам. В младшем дошкольном возрасте у детей формируют желание участвовать в посильном труде, развивают умение преодолевать небольшие трудности. Побуждают детей к выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям, по окончании убирать по шкафчикам. учат детей дежурить по столовой. Приучают детей соблюдать чистоту и порядок в помещении и на участке детского сада. Со среднего дошкольного возраста у детей воспитывают положительное отношение к труду, желание трудиться. Формируют ответственное отношение к порученному заданию. Педагоги учат детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других. У детей поощряют инициативу в оказании помощи взрослым и товарищам. В старшем дошкольном возрасте дети уже более осмысленно выполняют трудовые поручения, с желанием участвуют в совместной трудовой деятельности. Воспитатели формируют у дошкольников необходимые умения и навыки в разных видах трудовой деятельности, воспитывают самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца, учат оценивать результаты своей работы. Дети уже самостоятельно стремятся поддерживать порядок в группе и на участке, протирают и моют игрушки, убирают их по местам, подметают дорожки, скамеечки, расчищают снег. Добросовестно выполняют поручения дежурных по столовой, по занятиям, по уголку природы. У детей формируется интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Формируются навыки учебной деятельности: умение слушать педагога, действовать по предложенному плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.