Подготовил:
учитель ОБЖ
первая квалификационная категория
Чупрынин Александр Анатольевич
МАОУ СОШ №2
г.Тавда Свердловская область
Само понятие конфликт берет свое начало от латинского слова “conflictus” - столкновение.
“ Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”.
английский социолог Э. Гидденс
Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
«Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона»
Уильям Линкольн.
Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
То, что хорошо понятно и принято индивидом, помогает ему справиться с любой затруднительной ситуацией
Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Личность – тайна одного,
Любовь – тайна двух,
а всеобщий коллектив
как исторический организм,
вечно стремящийся себя утвердить, -
это тайна не одного,
не двух и не трех,
а тайна всего человечества.
А.Ф.Лосев
Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Что такое стресс? Плохо это или хорошо?
Стресс – это не просто нервное напряжение.
Стресс – состояние напряжения, возникающее при несоответствии приспособительных возможностей, величине действующей на человека нагрузки, вызывающее активацию и перестройку адаптивных ресурсов психики и организма.
Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Стресс не всегда результат повреждения.
«Любая нормальная деятельность – игра в шахматы или страстное объяснение - может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда»
Ганс Селье
Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете.
Г. Селье .
8
Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Причин этого состояния, называемого модными словами «СТРЕСС» ИЛИ «депрессия», огромное количество. И все они разные.
Выход один: бороться и не позволять себе раскисать .
8
Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Стрессоры
- факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека (несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям и т.д.)
- высокая или низкая температура окружающей среды
- микробы и вирусы
- различные яды
- травма
Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Факторы влияющие на человека
Личностные факторы
Физиологические факторы
Организационные факторы
Чупрынин Александр Анатольевич учитель
1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Личностные факторы
Стресс могут вызвать и положительные события (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов, награждение, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата).
12
Чупрынин Александр Анатольевич учитель
1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Физиологические факторы
- повышенное или пониженное артериальное давление;
- приступы жара или озноба;
- повышенная потливость;
- тремор, мышечные подергивания;
- появление мышечного гипертонуса, миалгии;
- боли неопределенного характера; чаще всего головные боли, боли в спине и желудке;
- головокружение;
- нарушение пищеварения;
- изменение веса;
- появление высыпаний аллергического характера;
- нарушение или потеря сна, аппетита
13
Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Организационные факторы
- Конфликт ролей.
- Неопределенность ролей.
- Неинтересная работа.
- Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени .
14
Чупрынин Александр Анатольевич учитель
1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Дистресс – вредоносный или неприятный стресс. Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной.
Дистресс - всегда неприятен.
15
Чупрынин Александр Анатольевич учитель
1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
15
Если молодой человек переживает призыв в армию как стрессовую ситуацию , то , следовательно, в силу недостаточности, неопределенности или даже враждебности информации, а возможно, из за особенностей своего характера или темперамента, он представляет себе эту ситуацию опасной.
15
Чупрынин Александр Анатольевич учитель
1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Практические советы по подготовке к стрессогенному событию или жизненной ситуации
1.Необходима достаточная информация о происходящем.
2.Не делайте преждевременных скоропалительных выводов, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии до того, как ожидаемые события начались. Не пытайтесь, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения.
3.Одно из условий активной сопротивляемости стрессу: достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций.
4. Необходимо понять и принять все перемены, в том числе негативные, как неотъемлемую часть жизни.
5. Стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы расслабления (релаксации).
6. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы ( семья, друзья, товарищи) помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие моральную поддержку.
15
Чупрынин Александр Анатольевич учитель
1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Признаки стресса.
- Невозможность сосредоточиться на чем-то.
- Слишком частые ошибки в работе, чувство усталости.
- Мысли часто «улетучиваются». Ухудшение памяти.
- Довольно часто появляются боли (голова, спина, желудок).
- Повышенная возбудимость. Быстрая речь.
- Работа не доставляет прежней радости.
- Потеря чувства юмора.
- Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
- Пристрастие к алкогольным напиткам.
- Постоянное ощущение недоедания, или пропадает аппетит, теряется вкус к еде.
Чупрынин Александр Анатольевич учитель
1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Что делать , чтобы справиться со стрессом
Измените ход своих мыслей, поймите, что свести стрессы к нулю невозможно
Поменьше курите и не употребляйте возбуждающих напитков и продуктов
Чаще смейтесь и улыбайтесь, это поднимает настроение
Не срывайте злость на другом человеке, это приведёт к усилению стресса
Снимайте плохое состояние физической работой и спортивными упражнениями
Ищите поддержку у друзей и родственников, не бойтесь попросить у них помощи
19
Чупрынин Александр Анатольевич учитель
1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
Используемая литература:
1.В.В.Марков, В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский . Учебник Основы безопасности жизнедеятельности для 11 класса. ООО Дрофа. 2007
2.БСЭ 1992 г.
учитель ОБЖ
первая квалификационная категория
Чупрынин Александр Анатольевич
МАОУ СОШ №2
г.Тавда Свердловская область
Чупрынин Александр Анатольевич учитель 1 кв.категория МАОУ СОШ№2 г.Тавда
19