Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая).
Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.
Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».
Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и пр.).
Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Обработка данных.
Подсчитывается количество пропущенных ошибок:
0–2 – высший уровень внимания;
3–4 – средний уровень внимания;
более 5 – низкий уровень внимания.
Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.
Результаты диагностики на начало 2022-2023 уч. год
| 5 Б (10 человек) | 6 Б (6 человек) |
Уровень внимания | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество детей | - | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | - | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Результаты диагностики на конец 2022-2023 уч. год
| 5 Б (10 человек) | 6 Б (6 человек) |
Уровень внимания | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество детей | - | 3 | 2 | 3 | 1 | 1 | - | 1 | 2 | 1 | 2 | - |
Результаты диагностики на начало 2023-2024 уч. год
| 7 Б (6 человек) | 9 Б (11 человек) |
Уровень внимания | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество детей | - | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 5 | 2 | 2 |
Результаты диагностики на конец 2023-2024 уч. год
| 7 Б (6 человек) | 9 Б (11 человек) |
Уровень внимания | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество детей | - | 2 | 1 | 1 | 2 | - | - | 1 | 2 | 5 | 2 | 1 |
Диагностика уровня творческой активности учащихся.
(методика М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С.Алишева, Л.А.Воловича)
Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.
Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем критериям: чувство новизны;
критичность; способность преобразовать структуру объекта; направленность на творчество.
Предусмотрен также контрольный опрос, предполагающий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осуществляемой испытуемыми.
Оценивание критерия осуществляется по средней оценке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Самооценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41–44; по критерию «критичность» – на вопросы 45–48; по критерию «способность преобразовать структуру объекта» – на вопросы 49–52; по критерию «направленность на творчество» – на вопросы 53–56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка – 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний результат между оценкой и самооценкой.
Можно выделить три уровня творческой активности подростка и отдельных ее аспектов: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1,5 до 2.
1. Опросник. «Чувство новизны»
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняется символ ответа в карточках):
1. Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту (0)
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино (1)
в) построил бы такой, которого нет ни у кого (2)
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми (0)
б) сочиняю сам сюрприз для гостей (2)
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино (1)
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную (2)
б) трудную (1)
в) простую (0)
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое (1)
б) точное (0)
в) необычное (2)
5. Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще (0)
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо
отражают мои мысли (1)
в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова (2)
6. Мне хочется, чтобы на уроках:
а) все работали (1)
б) было весело (0)
в) было много нового (2)
7. Для меня в общении самое важное:
а) хорошее отношение товарищей (0)
б) возможность узнать новее («родство душ») (2)
в) взаимопомощь (1)
8. Если бы я был поваром, то:
а) стремился бы к. тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны
(0)
б) создавал бы новые блюда (2)
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда (1)
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:
а) «Седьмое чувство» (0)
б) «Поле чудес» (1)
в) «Очевидное-невероятное»(2)
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут (0)
б) неизведанный маршрут (2)
в) маршрут, который хвалили мои друзья (1)
2. Опросник «Критичность»
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке
следующими символами Ваши ответы:
а) полностью согласен – 0;
б) не согласен – 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.
11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д. И.
Писарев).
12. Лицо – зеркало души (М. Горький).
13. Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А. Франс).
14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
16. Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает Франсуа де Ларошфуко).
18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние
(Блез Паскаль).
19. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К. Д. Тимирязев).
20. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д. Л.
Оруэлл).
3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»)
В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какоето соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует
между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов,
между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку
номер ответа.
21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ
а) вор
Арест б) обвиняемый
в) судья
г) адвокат
22. ОЗЕРО-ВАННА
а) лужа
Водопад б) труба
в) вода
г) душ
23. ВУЛКАН - ЛАВА
1) источник – родник
2) глаз – слеза
3) огонь – костер
4) шторм – наводнение
21–23 (для среднего возраста)
Представлена исходная пара слов, которые находятся в определенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).
21. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ОБУЧЕНИЕ
а) доктор
Водопад б) ученик
в) учреждение
г) лечение
д) больной
22. ПЕСНЯ - ГЛУХОЙ
а) хромой
Картина б) слепой
в) художник
г) рисунок
д) больной
23. РЫБА - СЕТЬ
а) решето
Муха б) комар
в) комната
г) жужжать
д) паутина
24–27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций (свой ответ запишите на обороте карточки).
24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
25. В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше – Ваши действия?
26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?
Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
отсутствие ответа – 0;
тривиальный ответ – 1;
оригинальный ответ – 2.
28–30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
28. Консервная банка.
29. Металлическая линейка.
30. Велосипедное колесо.
4. «Направленность на творчество»
31–40. Если бы у Вас был выбор, то что бы Вы предпочли?
31. а) читать книгу (0)
б) сочинять книгу (2)
в) пересказывать содержание книги друзьям (1)
32. а) выступать в роли актера (2)
б) выступать в роли зрителя (0)
в) выступать в роли критика (1)
33. а) рассказывать всем местные новости (0)
б) не пересказывать услышанное (1)
в) прокомментировать то, что услышали (2)
34. а) придумывать новые способы выполнения работ (2)
б) работать, используя испытанные приемы (0)
в) искать в опыте других лучший способ работы (1)
35. а) исполнять указания (0)
б) организовывать людей (2)
в) быть помощником руководителя (1)
36. а) играть в игры, где каждый действует сам за себя (2)
б) играть в игры, где можно проявить себя (1)
в) играть в команде (0)
37. а) смотреть интересный фильм дома (1)
б) читать книгу (2)
в) проводить время в компаний друзей (0)
38. а) размышлять, как улучшить мир (2)
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир (1)
в) смотреть спектакль о красивой жизни (0)
39. а) петь в хоре (0)
б) петь песню соло или дуэтом (1)
б) петь свою песню (2)
40. а) отдыхать на самом лучшем курорте (0)
б) отправиться в путешествие на корабле (1)
в) отправиться в экспедицию с учеными (2)
5. Самооценка (контрольный опрос)
Да – 2; трудно сказать – 1; нет – 0.
41. Мне нравится создавать фантастические проекты.
42. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
43. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
44. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
45. В основном стараюсь обо всей иметь свое мнение.
46. Мне удается находить причины своих неудач.
47. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
48. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
49. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
50. Убедительно могу доказать свою правоту
51. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
52. У меня часто рождаются интересные идеи
53. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
54. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
55. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
56. Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
Карта ответов на вопросы анкеты*
Фамилия ____________ Группе (группа) ____
Дата заполнения ____
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20, 21 22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56
*В карточке с номером вопроса напишите букву или цифру, обозначающую выбранный
Вами ответ.
Результаты диагностики на начало 2022-2023 уч. год
| 5 Б (10 человек) | 6 Б (6 человек) |
Уровень творческой активности | 0-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 0-1 | 1-1,5 | 1,5-2 |
Количество детей | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 1 |
Результаты диагностики на конец 2022-2023 уч. год
| 5 Б (10 человек) | 6 Б (6 человек) |
Уровень творческой активности | 0-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 0-1 | 1-1,5 | 1,5-2 |
Количество детей | 2 | 5 | 3 | 1 | 3 | 2 |
Результаты диагностики на начало 2023-2024 уч. год
| 7 Б (6 человек) | 9 Б (11 человек) |
Уровень творческой активности | 0-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 0-1 | 1-1,5 | 1,5-2 |
Количество детей | 1 | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 |
Результаты диагностики на конец 2023-2024 уч. год
| 7 Б (6 человек) | 9 Б (11 человек) |
Уровень творческой активности | 0-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 0-1 | 1-1,5 | 1,5-2 |
Количество детей | 1 | 4 | 1 | 3 | 4 | 4 |