СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема депрессивных состояний подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются виды депрессивных состояний, причины их возникновения, а также методы профилактики депрессивных состояний.

Просмотр содержимого документа
«Проблема депрессивных состояний подростков»

XXI муниципальная научно-практическая конференция «Шаг в науку – 2024»




















Проблема депрессивных состояний подростков











Выполнила: Карпова Екатерина, ученица 6-А класса

Руководитель: Мирошникова Ольга Михайловна,

педагог-психолог





















с.Верх-Усугли

2023-2024г.



СОДЕРЖАНИЕ

План исследования 3-6

Научная статья

ГЛАВА 1. ДЕПРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ

1. Виды депрессивных состояний 6-9

2 Причины возникновения депрессивных состояний 9-13

3 Методы выхода из депрессии 13-14

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ ВУСОШ

1. Опрос подростков школы 14

2. Симптомы депрессии у подростков 14-16

3. Методы профилактики депрессивных состояний 16-17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18-19

ПРИЛОЖЕНИЕ 20-25








































План исследования

Депрессия— психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие. К дополнительным симптомам депрессии могут относиться пониженная самооценка, неадекватное чувство вины, пессимизм, нарушение концентрации, расстройства сна и аппетита, суицидальные тенденции. Тяжелые формы депрессии характеризуются так называемой «депрессивной триадой»: снижением настроения, заторможенностью мышления.

Однако депрессия поддается лечению. К сожале­нию, большинство людей, страдающих депрессией, не получают никакого лечения вследствие ряда причин. Некоторые, очевидно, воздерживаются от ле­чения, надеясь, что рано или поздно все пройдёт само собой. Другие считают депрессию слабостью, изъяном собственного характера или признаком неудачника; они полагают, что должны выйти из кризиса самостоятельно. А кому-то вообще невдо­мек, что депрессию можно лечить. В свете того, что нам известно о природе депрессии, нет никакого резона испытывать смущение или стыдиться свое­го состояния. Депрессия не является признаком сла­бости; это болезнь, с которой трудно справиться в одиночку, но которая, к счастью, преодолима.

Одно из наиболее тяжелых проявлений депрес­сии связано с чувством беспомощности, присущим большинству людей, страдающих этой болезнью. Иногда человека преследует ощущение, что он словно попал в ловушку глубокого отчаяния. Одолевает безнадежность. Обеспокоенные самочув­ствием друзья стараются подбодрить: “Все будет хорошо… Не нужно видеть все в черном цвете…” В подавляющем большинстве случаев одних ободря­ющих слов мало для улучшения состояния.

Актуальность темы работы заключается в том, что депрессия стала «болезнью нашего времени». Это распространенное расстройство, которым страдают миллионы людей. Многие люди переживали депрессивное состояние и понимают, что из него достаточно тяжело выйти. К тому же, в последнее время резко увеличилось количество случаев суицидального характера в подростковой среде, вызванных депрессиями.

Цель: изучить симптомы, последствия и пути профилактики депрессивных состояний.

Задачи:

  • изучить литературу и Интернет-источники по теме;

  • провести анкетирование среди подростков;

  • проанализировать материалы теоретического и практического исследования;

  • разработать рекомендации для обучающихся и родителей по профилактике депрессивных состояний

Объектом моего исследования является депрессивное состояние подростка

Предмет исследования: способы избежание депрессивных состояний в подростковом возрасте.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую 

гипотезу: предполагаем, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно осуществлять психологическую диагностику и коррекцию депрессивных состояний у подростков

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, наблюдение, тестирование, ранжирование.

Этапы работы и ожидаемые результаты

1 этап. Организационный.

На данном этапе работы были определены цели, задачи, актуальность, практическая значимость, определены основные этапы работы.

2 этап. Практический.

На практическом этапе исследования собрать необходимую информацию и систематизировать её, провести анкетирование, разработать методические рекомендации

3 этап. Итоговый.

Подведение итогов.

Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности психологической помощи подростков для выхода из депрессивных состояний.

Библиография

  1. Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков [Текст] / Ю.Ф. Антропов. - М.: Изд-во Медпрактика, 2000. - 224 с.

  2. Как определить депрессию у подростка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yu-service.ru/opredelit-depressiyu-podrostka/

  3. Ковалев, Ю.В. Депрессия, клинический аспект [Текст] /Ю.В. Ковалев, О.Н. Золотухина. - М.: Медицинская книга, 2001. - 144 с.

  4. Кооб О. Темная ночь души. Пути выхода из депрессии. М.: Энидентис, 2002. с.208.

  5. Мафсон, Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия [Текст] /Л. Мафсон, Д. Моро. - М.: ЭКСМО, 2003. - 320 с.

  6. Плесовских Т.Н. Депрессии у подростков: проявление и лечение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/277411/depressii-u-podrostkov-proyavlenie-i-lechenie

  7. Шaймepдeнoвa Д.С. Пoдpocткoвaя дeпpeccия: пpичины, cимптoмы и лeчeниe. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://depressio.ru/nastroenie/49-podrostkovaya-depressiya.html










































НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

ГЛАВА 1. ДЕПРЕССИВНОЕ СОСТОЯНИЕ

  1. Виды депрессивных состояний

Не всё депрессия, что ею кажется.

И наоборот, то, что кажется

соматическим заболеванием,

может оказаться депрессией.

Все виды депрессивных состояний условно можно разделить на три группы:

  • психогенные – развиваются под воздействием внешних травмирующих факторов;

  • соматогенные – возникают на фоне развития различных «физических» заболеваний;

  • эндогенные – формируются на фоне генетической предрасположенности.

Список «депрессивных диагнозов» довольно велик, мы остановимся на тех, для которых преобладание определенных групп симптомов наиболее типично.

Клиническая депрессия – "классическая" форма расстройства. Ее ставят в случае, когда все симптомы ярко выражены и представляют собой целостную картину заболевания, но отсутствует возможность изучить детали и с большей точностью диагностировать вид. Заболевание развивается постепенно и последовательно. На пике человек все время подавлен, ощущает умственную и физическую истощенность. В корне изменяется поведение и образ мыслей — появляется необъяснимая тревога, страх, отчаяние. Важно! Возможны мысли о суициде или попытки суицида.

Хроническая депрессия. Главным отличием от клинической считаются протяженность и тяжесть. Симптоматика более слабая, но проявляется в течение 2-х лет и более. Человек может вести привычный для себя образ жизни — общаться с родными, ходить на работу, однако, его настроение всегда заметно снижено, прежние увлечения больше не представляют интереса, общество новых людей пугает. Проблемы с физическим состоянием помогают точнее определить диагноз — бессонница, снижение аппетита, отсутствие работоспособности, регулярные головные боли, изменение поведения.

Маскированная депрессия

При этой форме наиболее ярко выражены соматические симптомы депрессии, неврологические и вегетативные расстройства. При этом симптомы не являются вымышленными, как у ипохондриков. Т.е. реально могут наблюдаться и приступы астмы, и аллергические реакции «не понятно на что», и заболевания суставов...

Существует также и вариант, когда у таких пациентов никакой аномалии не выявляется. Больной в таких случаях продолжает упорно «ходить по врачам», относя симптомы депрессии к последствиям соматических или неврологических заболеваний. После выявления депрессии и грамотного лечения, как правило, все беспокоящие расстройства исчезают.

Психотическая депрессия развивается вследствие наследственной предрасположенности или ушиба головного мозга. Главной особенностью является наличие галлюцинаций, бреда, мании или фобии. Они прилагаются к "классическим" симптомам.

В отличие от биполярной депрессии, в этом случае человек постоянно находится под давлением апатии и собственного плохого настроения. Пациент настолько замыкается в себе, что просто не желает обсуждать проблему, обращаться к специалисту.

Невротическая депрессия — смесь классического вида заболевания и невроза. Чаще всего встречается у людей со слабой нервной системой или определенным складом характера.

Основная причина невротической депрессии — конфликт или патовая ситуация, выхода из которой пациент не видит. Типичная симптоматика смешивается с признаками невроза — головными болями, проблемами пищеварительной системы, болью в мышцах и суставах.

В большинстве случаев больной сам осознает, что нуждается в помощи.

При атипичной депрессии, помимо основных симптомов, наблюдаются повышение аппетита, постоянная сонливость, желание плакать, болевые ощущения по всему телу, повышенная тревожность и панические атаки.

Апатическая депрессия

При таком состоянии ярко проявляется безразличие к себе, к окружающим, событиям. Характерна двигательная заторможенность, вплоть до ступора, стойкий отказ от еды, прекращение контактов.

Анестетическая депрессия

Специфическим признаком становится болезненная психическая бесчувственность, утрата способности сопереживать и радоваться. Больные осознают перемены в своем восприятии, считая его необратимым. Теряя надежду на возвращение нормального мироощущения, такие пациенты часто склонны к суициду.

Тоскливая (витальная депрессия)

Для пациентов характерны глубокая тоска в сочетании с симптоматикой анестетической депрессии, подавление всех инстинктов.

Тревожная депрессия

Состояние больных характеризуется беспокойством, ажитацией (речевым и двигательным возбуждением, суетливостью), тревогой. Женщины считают себя виновными, греховными, невезучими.

Пациентам присущ фатализм, который проявляется ожиданием беды, катастрофы, которая «обязательно случится». На этом фоне нередки случаи т.н. расширенного суицида: матери лишают жизни своих детей, «чтобы они не мучились», а уже после этого сами кончают жизнь самоубийством. Риск развития «тревожной» симптоматики с возрастом увеличивается.

Ипохондрическая депрессия

Одна из форм эндогенной депрессии со склонностью к длительному течению. Чаще всего страдают женщины худощавого телосложения с узкими плечами и грудной клеткой, длинной шеей (астенического типа). Причем риск развития этого состояния увеличивается при наличии ранее перенесенных депрессивных фаз.

На стадии, предшествующей развитию депрессии, выражена мнительность, тревожность. Реальные соматические недомогания «перерабатываются», преувеличиваются и получают в итоге гораздо большее значение, чем имеют на самом деле. Далее пациентки убеждают себя в наличии тяжелого, подчас неизлечимого, заболевания. Наиболее часто «сомнения вызывают» голова и желудок.

Биполярная (маниакальная) — самый тяжелый вид депрессии. Расстройство передается при помощи наследственности или зарождается на фоне других психических отклонений.

Главная особенность биполярного вида — резкая, беспричинная смена настроения. В первый промежуток времени больной раздражительный, подавленный, отказывающийся от общения и собственных увлечений. Могут присутствовать замедленная речь, отсутствие физической и мыслительной активности. Второй промежуток кардинально отличается от первого — человек находится в состоянии эйфории, много говорит, смеется, строит планы, не может усидеть на месте, все время что-то промышляя. Период яркой активности, как правило, менее долгосрочный.

Диагностика депрессий остается объективно сложным процессом, поскольку помимо «чистых» состояний встречаются сочетанные. При этом схема лечения депрессии для каждого случая будет разной. Мы рекомендуем обращаться к врачам как можно раньше, это позволит специалисту подобрать максимально мягкую, щадящую методику, а человеку, страдающим этим недугом – забыть о депрессии как можно быстрее.


  1. Причины возникновения депрессивных состояний

По мнению специалистов, на данный момент нет ни одного объяснения, которое способно объяснить феномен развития депрессии. Так, один и тот же фактор способен у одного человека вызвать тяжелейшее состояние депрессии, а у другого не вызывает никаких отклонений в психическом состоянии.

Вместе с тем, в психиатрии выделяют следующие причины, способствующие развитию депрессии:

  • сильные переживания, связанные с потерей чего-то или кого-то очень значимого (смерть близкого, разрыв отношений, потеря работы, изменение статуса в обществе и т.д.);

  • недостаток биогенных аминов (серотонина, дофамина);

  • побочное действие лекарственных препаратов;

  • недостаточное количество солнечного света;

  • стресс;

  • бесконтрольный прием нейролептиков;

  • соматические заболевания, неврологические, эндокринные, онкологические;

  • авитаминоз;

  • беременность, роды;

  • травмы головы;

  • злоупотребление алкоголем, прием наркотиков и психостимуляторов.

По мнению психиатров, для развития депрессии необходимо одновременное взаимодействие нескольких факторов.

Но наиболее частой причиной возникновения депрессивного расстройства становятся стрессы. Именно поэтому в нашей жизни, переполненной различными стрессами, специалисты и отмечают рост депрессий. Первичный спад настроения, вызванный переутомлением на работе или неприятностями в личной жизни, способен спровоцировать это серьезное психическое заболевание. Последующие негативные события лишь усилят возникший эпизод. Постепенно спады настроения превращаются в затяжные периоды, а негативное влияние стресса начинает проявляться в виде торможения структур головного мозга.

Также абсолютно любой конфликт может вызвать депрессию у подростка.

Дети, отстранённые от решения вопросов, касающихся семьи и их лично, становятся безынициативны и покорны. Чрезмерная опека препятствует формированию самостоятельной личности: во взрослую жизнь выходят люди, не способные справится со своими трудностями без помощи родителей.

Иногда чрезмерно оберегаемый ребёнок превращается в «маленького диктатора». Заставляет выполнять своих родителей все свои желания. Как правило, такие случаи встречаются в семьях, где появление малыша ждали как «последнюю надежду на счастье». Но поведение подростка в семье в качестве «деспота» встречается довольно редко. Как правило – это послушный ребёнок, не доставляющий особых хлопот в детском возрасте; и только в подростковом периоде он «срывается с цепи» и «восстаёт» против взрослых. В зависимости от индивидуальных особенностей, это может выглядеть и как холодная вежливость, и как активный отпор.

Соблюдайте контроль, без которого невозможно воспитание, но сведите опеку к минимуму. Помощь родителей прекрасна, когда подросток сам решает свою проблему.

Другой проблемой являются авторитарные родители. В таких семьях родители, не замечая успехов детей, наказывают их неуважением за любую неудачу. Ведут с ними воспитательные беседы, не давая высказать свою точку зрения. Постоянно требуют совершенства, говоря при этом: «А вот я в твоем возрасте...». Это приводит к двум типам конфликтов:

  1. Ребёнок таких родителей начинает чувствовать своё бессилие, при этом его охватывают обида и ярость. На грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей случится несчастье, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой. Будьте терпимее, постарайтесь восстановить доверие и уважение к своему подростку. Найдите и развивайте в нём те достоинства, которые свойственны его натуре. Вместо унижения оказывайте поддержку. Уверьте ребёнка в том, что он никогда не лишится любви родителей, что вы гордитесь его качествами, которых недостаёт в вас. Помните, ему тоже трудно.

  2. Другой конфликт между подростком и его родителями: когда ребёнок находится на ранней стадии развития и закладывается его доверие или недоверие к миру. Если в младенчестве была испытана боль, отчуждение, в нём остаётся недоверие. Проявляется замкнутость, необщительность, неуверенность в себе. Из-за того, что мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка, договориться с ним бывает очень сложно. Подобные виды конфликтов проявляются у подростка впадением из крайности в крайность. Новые интересы и круг общения, резкая смена привычек (манера разговаривать, мимика, жесты, поведение).

Дети, привыкшие доверять родителям, будут дружелюбны и общительны с другими взрослыми, с ними можно будет договориться. Если родители не оказывают лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не вызывает у подростка лишних переживаний и желания делать все наперекор.

Конфликты подростков в среде сверстников:

  1. Конкуренция, борьба за статус в группе

В переходном возрасте подростку важно не просто общаться, но и иметь свой статус в группе, который будет его удовлетворять. Быть лидером, «душой компании», первой красавицей и т.д. Чем выше подрастающий ребенок оценивает свои возможности и таланты, тем на более высокий статус он претендует. Если в группе на одну роль претендуют несколько человек, то конфликт интересов перерастает в конфликт между личностями. Далее события развиваются в зависимости от воспитания, агрессивности, обстановки в семье и темперамента участников.

По наблюдениям психологов, путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, и безжалостности. Особенно это проявляется в подростковой среде: ребенок гораздо больше взрослого подвержен к разжиганию конфликтов, соблазну стадности, жестокости и унижения себе подобных.

Чаще всего соперничают сильные личности. Борьба может быть за внимание особы противоположного пола, расположение учителей или руководителей секций, за статус в компании.

Конкуренция, как правило, оказывает положительный эффект на формирование личности. Психологи не рекомендуют родителям подростков вмешиваться в отношения между сверстниками. Подросток сознательно противопоставляет себя сверстникам

  1. Подросток становится объектом травли

Жертвами становятся тихие, спокойные подростки, которые не могут за себя постоять и дать отпор обидчику. Причины травли могут быть различные. Чаще всего травля связана с непохожестью ребенка на других: принадлежность к другой расе, особенности внешности (рыжие волосы, лопоухость), особенности развития (низкий или высокий рост, худоба, полнота, раннее половое созревание у девочек), необычные увлечения (игра на старинных музыкальных инструментах), семейная ситуация (неполная семья, усыновленный ребенок), социальное положение (дети из малообеспеченных семей), отставание или отличные успехи в учебе.

    1. Влюбленность и общение между полами

При отсутствии у родителей опыта решения таких деликатных проблем, влюбленность часто становится причиной сильных переживаний и конфликтов. Общение с противоположным полом значительно осложняют всплески половых гормонов.

Если подросток влюблён, то родители должны поддержать его. В своих высказываниях проявлять тактичность и уважение к его переживаниям. Предостеречь его от последствий ранних сексуальных связей: пояснить, что нежелательная беременность и заболевания, передающиеся половым путем, частые последствия сексуальных контактов.

    1. Конфликт между подростками и учителями.

Плохое выполнение домашних заданий. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. Наблюдается увеличение конфликтов, когда учитель предъявляет завышенные требования к подростку по усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания за нарушение дисциплины. Отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога – приводит к конфликтам. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

Другая ситуация, когда подросток считает изложение материала скучным, а учитель не является для него авторитетом. Это может произойти по причине низкой квалификации учителя или при высокой подготовке ученика. Если подросток демонстрирует свою позицию на уроке, перед другими учениками, то это так же неминуемо приведет к конфликту.

Нарушение дисциплины в школе. Ощущая свое взросление, подросток отказывается выполнять те или иные требования. Связано это с тем, что подросток претендует на статус, равный учительскому. Пререкания с преподавателем, выкрики с места, игнорирование и непослушание – формы протеста подростка против сложившейся системы.

Учителю нужно уметь правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям. Конфликты могут приобрести постоянный характер.

Неуважение к учителю. Учитель, как родитель в сознании подростков. Обладающий властью, распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области — должен стать товарищем и другом. По мнению учащихся, в идеальном преподавателе должны быть:

  1. Способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга.

  2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.

  3. Умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Все три качества не так часто сочетаются в одном лице. Поэтому возникают конфликты. Как установлено психологами, в возрасте от 13 до 18 лет такие ситуации неизбежны и нормальны. Главное, чтобы они не перерастали в «войны» и правильно оценивались.



    1. Методы выхода из депрессии

В современной медицине любые, даже самые сложные формы психических расстройств человека, можно вылечить. Следует учесть, что лечение будет наиболее эффективным, если начать его при первых признаках заболевания.

Сегодня сложно избежать постоянных стрессов на работе, в учебных заведениях или в личной жизни, но правильно подобранное медикаментозное лечение поможет справиться с жизненными затруднениями.

Избежать депрессии могут помочь только высококвалифицированные специалисты, это – психологи, психотерапевты и психиатры

Одним из наиболее распространенных методов лечения депрессии, является психотерапия. Врач поможет научиться правильно общаться с окружающими людьми, изменит негативный стиль мышления, и поведения на положительный настрой к жизни.

Психотерапевт поможет нормализовать эмоциональный комфорт человека и посоветует как избежать повторного возникновения психического расстройства. В случаях тяжелой формы заболевания применяется электрошоковая терапия для пациентов. Она назначается в тех ситуациях, когда больной по каким-либо причинам не принимает, или не может принимать необходимые лекарства, либо в тех случаях, когда состояние пациента несет угрозу для его жизни или жизни и здоровью окружающих его людей.

Выбрать, посоветовать и назначить медикаментозное лечение может только профессиональный врач. Улучшение состояния пациентов проявляется в первые, же недели принятия препаратов, назначенных врачами

Заниматься самолечением не рекомендуется, и даже, категорически запрещается. Только специалист может правильно подобрать медикаментозную терапию, являющуюся безопасной для здоровья пациента и наиболее эффективной в том или ином случае психического расстройства человека.

В нашей школе есть кабинет психолога, где можно получить консультацию, пройти диагностическое обследование, ну и просто отдохнуть.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ МБОУ ВУСОШ

1. Опрос подростков школы

Такая психологическая проблема, как депрессия является наиболее распространенной среди подростков. Мое исследование проводилось на основе моих одноклассников. Это учащиеся 6 класса «А».

Был проведен опрос на тему «Испытывают ли учащиеся состояние депрессии». В опрос входило 8 вопросов (Приложение 1)

В вопросах поднималась тема подавленности тревоги или страха, трудности с выполнением привычных домашних дел, бессонница, а также обратное желание спать сутки напролет.

Из данного опроса можно сделать вывод, что на данный момент малая часть моих одноклассников страдает депрессивным состоянием. Так же, большая часть страдает от пессимистичных мыслей или переживает чувство вины. Есть ребята, которые чувствуют упадок сил, усталость. У некоторых одноклассников имеются проблемы со сном (бессонница или же, наоборот, желание проспать целый день). И даже есть такие, которые принимали снотворные препараты.

Подростки – очень эмоциональные люди. Толчком для развития расстройства у подростка являются разнообразные факторы, в основе которых – влияние окружающей среды при изъянах личной идентификации ребенка (неадекватный либо неверное представление о самом себе). Непонимание близких, недостаточный уровень успеваемости в школе, низкий социальный статус семьи, отсутствие авторитета среди сверстников, невозможность достичь видимых высот в чем-либо – веские аргументы для сознания отреагировать на происходящее депрессией.


2. Симптомы депрессии у подростков

Зачастую симптомы депрессии у подростков проявляются изменением поведения и частой сменой настроения. Ребенок, страдающий расстройством, избегает социальных контактов, прерывает отношения с друзьями, предпочитает быть в одиночестве. Ниже приведены ведущие симптомы депрессии у подростков:

  • снижение интереса к повседневным делам и даже к увлечениям;

  • плохая успеваемость в школе, возможные прогулы;

  • синдром дефицита внимания;

  • бессонница;

  • апатия, раздражительность, подавленность;

  • нарушение или полное отсутствие аппетита;

  • отстранение от общества;

  • плохая концентрация, трудности с принятием решений;

  • немотивированные вспышки агрессии, возбуждение, плаксивость;

  • суицидальные мысли и даже попытки уйти из жизни.

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах. Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как циркулирующая в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит.

3. Методы лечения и профилактики депрессивных состояний

1) Психотерапевтическое лечение.

Чтобы не допустить отягощения подростковой депрессии вплоть до биполярного расстройства или суицида, рекомендуется обратиться к специалисту при первых изменениях в поведении. С этой целью в школах в педагогический состав введена штатная единица – школьный психолог.

В его обязанности входят консультационные беседы с подростками, своевременное выявление признаков депрессий и элементы семейной психотерапии. Терапия у психолога помогает ребенку разобраться с собственными чувствами и с восприятием окружающего мира.

Помощь психолога не ограничивается беседами. В первую очередь назначаются некоторые обследования – анализы, неврологическое исследование, психологические тесты, осмотр у педиатра.

После уточнения характеристик педиатр и психолог совместно ставят диагноз и принимают общее решение, что назначить.

Психотерапевтическое лечение проводится как в индивидуальном порядке, так и в составе группы (групповая терапия).

2) Медикаментозная терапия.

Медикаментозное лечение депрессии у подростков назначается для облегчения симптомов и коррекции психологического состояния. В лекарственный курс входят такие виды препаратов:

  • витамины;

  • антидепрессанты;

  • стимуляторы;

  • гормональные препараты;

  • обезболивающие.

Назначение антидепрессантов часто пугает родственников, так как эти препараты действуют непосредственно на психику подростка. Медикаменты данной группы способствуют нормализации выработки дофамина, серотонина, норадреналина. Пониженный уровень содержания в организме таких гормонов как норадреналин, серотонин провоцируют депрессивные состояния.

Также антидепрессанты могут вызывать определенный вид привыкания, который развивается в результате нормализации психического состояния. Поэтому у подростка появляется мнение, что без медикаментов он не справится с ситуацией. Если доктор назначает пациенту антидепрессанты, он должен предупредить родителей и самого подростка о данном факторе.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги моей работы, можно сделать вывод, что серьезным депрессивным состоянием мои одноклассники не страдают, но имеют некоторые признаки которые можно спутать с депрессией (чувство вины, усталость, бессонница и т . д).

Нередко родители и близкие принимают плохую учебу, необычную вспыльчивость и капризы за обычные проблемы, связанные с гормональной перестройкой, которые в той или иной форме проявляются у каждого подростка. Но по данным, которые приводят различные источники, от 5% до 10% детей старшего школьного возраста страдают депрессией – серьезным психическим заболеванием, которое требует своевременной коррекции.

В группе риска по развитию подростковой депрессии находятся дети в так называемом стрессовом состоянии, те, кто испытывает недостаток внимания со стороны родителей, переживающие смерть близких и неуспевающие ученики.

Отдельно необходимо отметить повышенный риск возникновения подростковой депрессии у школьников, которые чем-то отличаются от большинства сверстников – например, ребята необычной внешности или слишком полные дети. Биологические механизмы возникновения депрессивных состояний у подростков и взрослых аналогичны. Но из-за нестабильного гормонального фона и особенностей незрелой психики, протекание заболевания может кардинально отличаться, что существенно усложняет диагностику. Основная причина возникновения депрессии у подростков − это стремительные гормональные изменения в организме в сочетании с неспособностью несформировавшейся психики адекватно реагировать на стрессы и критику.

Депрессия в подростковом возрасте не является нормальным кризисным проявлением и требует особого рассмотрения, для избегания ее дальнейшего развития и перехода в область психопатологии.

Причины возникновения депрессивных состояния могут быть самыми различными: от генетической предрасположенности до проявлений возрастных кризисов, среди которых наиболее остро протекает подростковый. Проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии, а также депрессия способствует возникновению проблем в ролевом переходе подростка. Депрессия обнаруживается чаще у девочек-подростков, чем у мальчиков. Выдвигаемая в начале работы гипотеза, подтвердилась: предполагаю, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно осуществлять психологическую диагностику и коррекцию депрессивных состояний у подростков. В помощь этому на первом этапе школьный педагог психолог, к которому могут обратиться ребята нашей школы, а также кабинет психологии о котором можно посмотреть мое видео.


В ходе исследования я научилась проводить анкетирование, обрабатывать и анализировать полученные данные. Применила свои навыки по созданию видео о кабинете психологии. В практической части моей работы отражены результаты анкетирования и разработаны рекомендации для подростков и их родителей по профилактике депрессивных состояний.





















































Приложение 1

Анкета



  1. Испытывали ли вы в последнее время чувство подавленности, печаль, длящиеся дольше 10 дней?

А) Нет.

Б) Да, но все длилось не так долго или возникало лишь периодически.

В) Да.

  1. Свойственно ли вам в последнее время мыслить более пессимистично, переживать чувство вины, страха, тревоги или собственной бесполезности?
    А) Нет.

Б) Лишь иногда или ненадолго.

В) Практически постоянно.

  1. Считаете ли вы, что выглядите жалко, никчемно в глазах окружающих или являетесь обузой для них?

А) Нет.

Б) Иногда такая мысль проскакивает.

В) Да, практически постоянно.

  1. Стало ли для вас труднее выполнять обыденные вещи, связанные с бытом и личной гигиеной (мытье посуды, чистка зубов, переодевание)?

А) Нет.

Б) Только самые сложные.

В) Да.

  1. Замечали ли вы слабость, повышенную утомляемость, вялость, упадок сил, которые длятся очень долго (несколько недель) и не имеют веских причин?
    А) Нет.

Б) Да, но причины для утомляемости были.

В) Да.

  1. Появилась ли у вас бессонница или, наоборот, желание спать сутками напролет?

А) Нет.

Б) Да, но этому есть объективные причины.

В) Да.

  1. Можно ли сказать, что недавно вы работали на износ, пережили травмирующее событие, часто нервничали или решали проблемы, но каждый раз безуспешно?

А) Нет.

Б) Да, но все уже позади.

В) Да.

  1. Предпринимаете ли вы частые самостоятельные попытки избежать реальности посредством снотворных препаратов или просто очень долгого сна?

А) Нет.

Б) Изредка.

В) Да.























































Приложение 2

Испытывали ли вы в последнее время чувство подавленности,

печаль, длящиеся дольше 10 дней?











Свойственно ли вам в последнее время мыслить более пессимистично, переживать чувство вины, страха, тревоги или собственной бесполезности?






Считаете ли вы, что выглядите жалко, никчемно в глазах окружающих или являетесь обузой для них?









Стало ли для вас труднее выполнять обыденные вещи, связанные с бытом и личной гигиеной (мытье посуды, чистка зубов, переодевание)?









Замечали ли вы слабость, повышенную утомляемость, вялость, упадок сил, которые длятся очень долго (несколько недель) и не имеют веских причин?


Появилась ли у вас бессонница или, наоборот, желание спать сутками напролет?















Можно ли сказать, что недавно вы работали на износ, пережили травмирующее событие, часто нервничали или решали проблемы, но каждый раз безуспешно?





Предпринимаете ли вы частые самостоятельные попытки избежать реальности посредством снотворных препаратов или просто очень долгого сна?



20