20
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современном мире приобретает большие размахи проблема детской агрессии, причем агрессивное поведение направленно на сверстников и одноклассников. Дети стали жестокими по отношению к окружающему миру. Ученые и специалисты дали название этому явлению – буллинг. Данная проблема актуальна и требует применения незамедлительных мер по искоренению агрессии в детской среде. В данной контрольной работе я предложу программу для снижения агрессивности детей младшего школьного возраста.
Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) в скандинавских и англоязычных странах определяется как притеснение, дискриминация, травля. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).1
Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учеными, школьному буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50 процентов детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному исходу.
Объект контрольной работы: учащиеся начальных классов (дети 6-9 лет).
Предмет контрольной работы: агрессия в детской среде.
Цель данной работы – разработка инновационной программы борьбы с буллингом в детской среде, что приведет к снижению детской агрессии и уровня возможных девиаций.
Поставленной цели соответствует выполнение следующих задач:
- теоретический анализ литературы по проблеме буллинга в детской среде;
- анализ полученных данных в результате эмпирического исследования;
- создание программы по снижению агрессии в детской среде.
Гипотеза исследования: дети в современных условиях стали более агрессивными, и агрессия направлена не только на родителей и педагогов, но и на своих одноклассников, сверстников.
В данной работе были использованы методы наблюдения за детьми и метод беседы с ними. В результате была выявлена агрессия в детской среде. Так же был использован метод анкетирования для педагогов, где анкета содержала перечень качеств и характеристик ребенка, по которым можно было выявить уровень агрессии. Была использована методика американских психологов М. Алворда и П. Бейкера «Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)», которая состоит из 8 пунктов и предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 недель в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. В результате проведения анкетирования и наблюдения стало известно о том, что большинство учащихся начальных классов подвержены агрессии, а некоторые дети являются явными агрессорами, что пагубно влияет на процесс обучения.
Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что необходимо применять к детям, учащимся в начальных классах новую систему внеклассной работы. Предлагаемый проект в данной контрольной работе является на современном этапе актуальным, не требующим материальных затрат, и не требует особой сложности в его проведении.
Анализ проектного фона
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.2
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.
Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.3
Как правило, для учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
Ребенок:
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 недель в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.
В городе Красноармейске Саратовской области в МБОУ СОШ № 2 были проведены исследования в группе детей, обучающихся во 2 классе. Педагогу была предоставлена данная схема наблюдения за ребенком, в результате проведенного исследования было выявлено, что у 13% учащихся в течении 6 недель наблюдались 4-5 признаков из 8 перечисленных, что свидетельствует о высоком уровне агрессии, у 48% обучающихся – 3, что означает «группу риска» и только у 39% наблюдались 1-2 признака.
В исследовании участвовали дети 7-8 лет. Этот возраст является переходным и очень сложным для ребенка. Также для выявления агрессии в классе педагогу была предоставлена еще одна анкета (см. Приложение 1). По результатам уровень высокой агрессивности (15-20 баллов) наблюдался у 14,2% детей, уровень средней агрессивности (7-14 баллов) – у 45,1% учащихся, уровень низкой агрессивности (1-6 баллов) – у 40,7% детей.
Для выявления агрессии в классе было проведено анкетирование учителей. Был предоставлен ряд вопросов, при помощи которых можно было выявить характер и направленность агрессии.
Результаты анкетирования учителей.
На вопрос «Существует ли проблема детской агрессии в классе, где вы преподаете?» учителя ответили:
Нет – 5%
Да – 67%
Не ответили на этот вопрос – 28%
Это означает, что в классе действительно существует проблема детской агрессии. Дети проявляют агрессивное поведение не только за пределами в школы, но и во время учебного процесса.
Учителя оценили значимость решения данной проблемы:
Крайне важна– 67%
Важна – 33%
Не важна – 0%
Совсем не важна – 0%
Вывод: учителя заинтересованы в решении данной проблемы – об этом говорят высокие показатели степени решения проблемы.
Определили, какие виды агрессии чаще всего встречаются в школе?
Словесная – 90,5%
Физическая – 57%
Материальная – 9,5%
Косвенная – 9,5%
Это означает, что в большинстве случаев агрессия выражается в словесной форме (обзывания, высмеивание внешнего вида, семейного положения, успеваемости в учебе и т.д.). Физическая агрессия – это физическое насилие, т.е. драки, пинки, подзатыльники. Материальная агрессия может проявляться в виде отнимания денег, а также и в виде высмеивания низкого материального состояния семьи. Косвенная агрессия – нежелание общаться с некоторыми детьми, потому что они отличаются от коллектива (по национальному признаку, по внешнему виду, т.е. вес, рост и т.д.).
Где больше всего проявляется агрессивное поведение учащихся?
На уроке – 19%
На перемене – 95%
В столовой – 19%
В гардеробе – 14%
Около школы – 67%
На спортплощадке – 9,5%
По данным показателям можно сделать вывод, что агрессивное поведение в большей степени проявляется на переменах и около школы.
Проводить данные исследования необходимо для того, чтобы учитель, выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смог выработать свою стратегию поведения с ним, помог ему адаптироваться в детском коллективе.
По данным исследования выявлены причины появления агрессии у детей:
- Тревожная обстановка в семье (непонимание друг друга, агрессия родителей, ревность);
- Неправильный подход в воспитании (постоянные запреты, несоблюдение единства требований в воспитании);
- Негативно настроенное окружение (враждебность окружающих, агрессия; непринятие ребенка в семье, коллективе);
- Агрессивность СМИ;
- Тревожное внутреннее состояние ребенка;
- Возрастной кризис;
- Неумение взаимодействовать в коллективе со сверстниками и взрослыми.
В последнее время участились факты проявления насилия среди сверстников.
На ситуацию негативно влияют: духовно-нравственный кризис современного российского общества, недостатки семейного воспитания, содержание телевизионных программ, компьютерные игры, видеофильмы, пропагандирующие культ силы.4
Для полноты исследования были заданы вопросы и учащимся начальных классов.
На вопрос, есть ли в вашем классе ребята, которые обижают тебя (дразнят, бьют и т.д.), ответили:
«да» - 61%,
«нет» - 39%.
Высокий показатель ответа «да» означает, что уровень агрессии в классе очень высок.
На вопрос, что ты чувствуешь при этом, ответили:
плохое состояние – 16%,
обида – 16%,
ничего – 14%,
не обращаю внимание – 7% учащихся.
По данным показателям можно сделать вывод: дети не знают как справляться с направленной на них агрессией, многие из них стараются не обращать внимание на обидчиков, дети чувствуют плохое состояние и обиду, но они ничего не предпринимают для разрешения данной проблемы.
Для детей агрессия становится нормой, и они стараются не реагировать на ее проявления. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителями. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.5
Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что агрессия в детской среде не редкое явление и в последнее время она набирает все большие обороты. Детская агрессивность набирает размах большой социальной проблемы, которая требует незамедлительного решения.
Нормативный прогноз.
За последние 2-3 года, детская агрессия из частной – семейной превратилась едва ли не в важнейшую общественную проблему.
Агрессивное поведение в начальных классах негативно влияет на процесс обучения. Данная проблема требует незамедлительного решения.
Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей. Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям.
Младшие школьники отличаются повышенной эмоциональностью. Их эмоционально-волевая и познавательная сферы окрашены сильными переживаниями. Дети еще не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их проявление. Они очень непосредственны, откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. Младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям чувств. И только с годами развивается способность их регулировать, сдерживать нежелательные проявления. Наличие признаков импульсивного поведения у младших школьников является возрастной особенностью.
Положительный климат в коллективе – основа благоприятного провождения времени со сверстниками. Снижение уровня агрессии приведет к хорошей успеваемости в школе и снижению девиантного поведения детей.
Успешная апробация и последующее внедрение программы, представленной в данной контрольной работе, положительным образом скажется на взаимоотношениях детей, повысит уровень сплоченности коллектива, повысить эффективность образовательного процесса.
Дерево целей
| | | | | | | | | | |
| | Ознакомление с деятельностью школ |  | Знакомство с коллективом, внедрение в детскую среду |  | Знание общей информации о взаимоотношениях внутри коллектива | |
| | | | | | | | | | |
| | Обеспечение контакта с детьми |  | Проведение мероприятий в коллективе |  | Получение практических навыков позитивного общения | |
| | | | | | | | | | |
| | Информирование родителей об обстановке в коллективе |  | Просмотр презентации, буклетов |  | Сформированная точка зрения о положительных взаимоотношениях | |
| | | | | | | | | | |
| | Преодоление коммуникативного барьера |  | Игры, беседы, общение со студентами - волонтерами |  | Раскрытость в общении, расширение коммуникативных навыков | |
| | | | | | | |  | |
| | | | | | | | Способность к позитивному, положительному общению | |
| | | | | | | | | | |
Проблемно – целевой ромб


Анализ заинтересованных сторон
Заинтересованная сторона | Вклад |
Администрация Красноармейского района | |
МБОУ СОШ № 2 | |
Стационарные учреждения (Дом творчества, различные кружки ) | организационное сотрудничество; предоставление информации; предоставления помещения; благотворительность. |
СМИ | привлечение внимания общественности; формирование общественного мнения; размещение социальной рекламы; благотворительность. |
Организационные и нормативные мероприятия
Цель: улучшение взаимоотношения детей, снижение уровня их агрессивности.
Задачи:
формирование позитивного общения;
мотивирование положительную совместную деятельность;
преодоление коммуникативного барьера;
уменьшение возможности развития, проявления девиантного поведения.
1. Модель внедряемой инновации:
на базе МБОУ СОШ № 2 г.Красноармейска предполагается аудитория с техническим оснащением для проведения презентации;
организационный статус объекта – государственная организация;
дата начала работы: сентябрь 2013г.;
деятельность проекта направлена на решение проблемы детской агрессивности;
основные направления проекта:
а) информационное (предоставление необходимой информации о причинах возникновения агрессии в детской среде)
Одним из важнейшим мероприятием по снижению агрессии в детской среде является информирование педагогов, родителей и учеников о причинах агрессивного поведения и способов устранения этих причин.
б) практическое (организация внеклассных мероприятий)
Проведение внеклассных мероприятий по сближению группы имеет большое влияние на искоренение детской агрессии. Мною предложена игротерапия, результатом проведения которой должен стать благоприятный климат в коллективе.
Игра «Да и Нет»
Цель: снять у ребёнка состояние апатии, усталости, пробудить жизненные силы.
Оборудование: небольшой колокольчик.
Ход игры
Самое замечательное, что в игре задействован только голос. Вы с ребёнком должны будете вести воображаемый бой словами. Решите, кто начнёт и скажет слово «да», а другой будет говорить слово «нет». Весь ваш спор будет состоять из двух этих слов. Начать нужно очень тихо, вполголоса и далее увеличивать громкость до тех пор, пока кто-то из вас двоих не решит, что громче уже некуда. Тогда он возьмет колокольчик и позвонит. Звон колокольчика – сигнал к тому, что нужно замолчать и почувствовать, как приятно побыть в тишине.
Эта игра проводилась с ярко выраженными агрессорами. Результат – выплеск негативной энергии, снижение эмоциальной напряженности, агрессии.
Игра «Кляксы»
Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.
Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).
Ход игры
Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть «кляксу» на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя «клякса».
Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих «кляксах» агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.
Упражнение «Три слова»
Цель: снять усталость у детей, переключить внимание, развивать мышление.
Ход игры
Предложите составить как можно больше предложений, включающих следующие слова, то есть в каждом предложении обязательно должны быть все три данных слова:
озеро, медведь, карандаш;
улица, книга, фартук;
мяч, небо, цветок;
очки, сумка, велосипед.
Данное упражнение проводится в коллективе, азарт и соперничество приводит положительной совместной деятельности.
Игра «Разрывание бумаги»
Цель: снизить напряжение, уровень тревоги у детей.
Оборудование: старые газеты.
Ход игры
Предложить детям рвать бумагу на кусочки разного размера и бросать их в центр комнаты. Когда куча в центре комнаты станет большой, можно разрешить детям поиграть с ней, подбрасывая кусочки вверх, разбрасывая их или прыгая на них.
Данная игра проводится в коллективе, разрывание бумаги – хороший способ выплеска негативной энергии, а совместная игра с кусочками бумаги – хороший способ сближения коллектива.6
в) коммуникативное (возможность позитивного общения внутри коллектива)
Для обеспечения позитивного общения внутри коллектива можно прибегнуть к кружковой форме деятельности. Совместная творческая работа приводит к созданию положительных связей между участниками коллектива.
2. Обоснование проекта.
2.1 Нормативно-правовое обоснование.
Конвенция ООН о правах ребенка. Статья 28.
1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;
г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.
3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.7
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 Статья 19 «Общее образование»
1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.
Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом.
3. Общее образование является обязательным.
4. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.8
2.2 Финансовое обоснование: Реализация данного проекта не требует расходов, она основана на благотворительности и волонтерстве.
2.3Организационное обоснование:
- учебная аудитория МОУ СОШ № 2.
- техническое обслуживание: мультимедиа.
- кадры: студенты – волонтеры, работники организаций.
2.4 Ожидаемые последствия от реализации проекта:
- продуктивность межличностного общения, становление полноценной личности.
- снижение уровня агрессии, сформировавшиеся новые модели поведения, принятия решений, достижения целей, которые позволят им гораздо лучше адаптироваться к социуму.
2.5 Управление проектом.
2.5.1 Жизненный цикл проекта: среднесрочный.
2.5.2 Планирование подготовительных мероприятий (Таблица 1).
Таблица 1
План мероприятий
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок выполнения | Ответственные | Примечание |
1 | Определение целевой группы | 24.10.13- 02.11.13 | Алексеева Л.В. | Изучить источники литературы по социальным проблемам г. Красноармейска |
2 | Посещение МБОУ СОШ № 2 | 04.11.13 - 10.11.13 | Алексеева Л.В. | Наблюдение за учащимися начальных классов |
3 | Проведение бесед | 10.11.13 - 14.11.13 | Алексеева Л.В. | На тему: взаимоотношения в детской среде |
4 | Составление анкеты | 14.11.13 - 14.11.13 | Алексеева Л.В. | |
5 | Проведение анкетирования | 16.11.13-16.11.13 | Алексеева Л.В. | Учащиеся 2 класса, педагоги начальных классов |
6 | Ознакомление с результатами анкетирования | 21.11.13-21.11.13 | Алексеева Л.В. | Коллективное ознакомление |
7 | Написание программы по снижению уровня агрессии в детской среде | 22.11.13 - 06.12.13 | Алексеева Л.В. | Мотивировать на позитивное общение |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование еще раз подтверждает, что в настоящее время в обществе усиливаются агрессивные тенденции. Поскольку агрессия начинает проявляться еще в детстве, актуальной остается проблема агрессивности у младших школьников. По результатам проведенного исследования были выделены формы выражения агрессии у младших школьников. Можно сказать, что младшим школьникам свойственно агрессивное поведение, в различных формах его выражения. Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы и то что агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание.
Мотивацией к агрессии могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др.
По полученным в исследовании результатам, можно сделать вывод, что наша первоначальная гипотеза, получила своё экспериментальное подтверждение. Таким образом, можно сказать, проявление детской агрессии в повышенной или высокой форме можно избежать, принимая во внимания все факторы, которые могут способствовать развитию детской агрессии.
Все цели и задачи данной контрольной работы были достигнуты.
Для правильного понимания проблемы и борьбы с агрессией следует учитывать множество факторов, а не ограничиваться упрощенными представлениями о жестоком преследователе и о его беспомощной жертве. В каждом конкретном случае необходимо тщательнейшим образом выяснять причину и общественный фон, на котором развивается это явление. Следует оценивать интенсивность, продолжительность издевательств, цель, число участников и мотивацию каждого из них.
Детская агрессивность в современном мире приобретает характер большой социальной проблемы, решение которой требует незамедлительных действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2007.
2.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 2008.
3.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. М: Ось-89, 2002.
4.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Части 1,2. - М.: Генезис, 2007.
5.Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: Учебно-методический комплекс. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2006.
6.Гребенникова О.В. Игры-релаксации в коррекционной работе с детьми 6-9 лет, проявляющими агрессию и вспыльчивость / / Психолог в младших классах. - 2004.
7.Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования / / Педагогика. - 2003.- №5
8.Паренс Г. Агрессия наших детей / Пер. с англ. Л.Г. Герцик, А.В. Решетникова. - М.: Форум, 2007.
9.Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. - М.: Владос, 2002.
10.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / / психологический журнал. - 2006. - N25.
11.Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева / / Вопросы психологии. - 2002. - № 1.
12.Сеемого Н.Я., Семого М.М Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: Аркти, 2000.
13.Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 2004.
14.Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Речь, 2007.
15.Шилова Е.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении (диагностика, типология, развитие, коррекция). - М.: СТИ, 2000.
16.Петрусь Н.Я. Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия // Журнал «Начальная школа», 2007, №1.
17.Румянцева Н.М. Агрессия и контроль.//Вопросы психологии. – 1992.-№ 5,6.
18. Конвенция ООН о правах ребенка. Статья 28.
19. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 Статья 19 «Общее образование»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Анкета для учителей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992)
Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Он не прочь подразнить животных.
Переспорить его трудно.
Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
Часто не по возрасту ворчлив.
Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Легко ссорится, вступает в драку.
Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность – 7-14 баллов.
Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
1 Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: Учебно-методический комплекс. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2006.
2 Паренс Г. Агрессия наших детей / Пер. с англ. Л.Г. Герцик, А.В. Решетникова. - М.: Форум, 2007.
3 Шилова Е.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении (диагностика, типология, развитие, коррекция). - М.: СТИ, 2000.
4 Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования / / Педагогика. - 2003.- №5
5 Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Речь, 2007.
6 Гребенникова О.В. Игры-релаксации в коррекционной работе с детьми 6-9 лет, проявляющими агрессию и вспыльчивость / / Психолог в младших классах. - 2004.
7 Конвенция ООН о правах ребенка. Статья 28.
8 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 Статья 19 «Общее образование»