Методы обучения на уроках курса ОРКСЭ
НАЧАЛО
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии и патриотизме.
Учитывая сложившуюся ситуацию в духовно-нравственном состоянии общества, вопрос духовного воспитания детей очень актуален. Равнодушие к духовно-нравственному состоянию общества сегодня поистине преступно. И каждому придётся сделать выбор: чему служить – добру или злу. Воспитание, образование – это не только становление ума, но и сердца. Поэтому, давая ребёнку знания, помогая ему расти здоровым и сильным, мы должны научить его различать добро и зло, правду и ложь, истинную свободу и зависимость от инстинктов и страстей.
Современные школьники обязательно должны приобщаться к культуре, традиции, которой существуют в России уже более тысячи лет. Культура, нравственность, традиции нашей страны глубоко укоренены в Православии. Для того, чтобы понимать нашу культуру, искусство, традиции, дух нашего народа, человек должен хорошо понимать основы Православия.
Наблюдая за учащимися, прихожу к выводу, что часть детей впервые знакомится на уроке со многими вопросами православной культуры и проявляет большой интерес к изучению курса. Важно чтобы учащиеся задумались о своей жизни, назначении человека, увидели, что жизнь без христианских идеалов бессмысленна.
Используя разные методы, стремлюсь каждый урок делать нетрадиционным, каждый урок – открытие. Есть притча о дорогах, в ней они спорили о своей важности. Но самой главной оказалась тропинка, которая ведёт к Храму. «Сегодня Божья тропинка привела нас…», такими словами начинаю каждый урок. Это очень удачный приём, в этом меня убедили постоянные вопросы детей:«А куда поведёт сегодня нас Божья тропинка?»
МЕТОДЫ
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4 класса. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» могут быть отнесены:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские;
написание сочинений;
работа в группах;
интервью;
драматизация;
игра;
экскурсии в музей;
анализ ситуаций;
решение конфликтных ситуаций и т. д.
Остановлюсь более подробно на некоторых из них.
Считаю наиболее удачным методом воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование. Методику благовествования указал нам сам Господь. Одним из ключевых приёмов проповеди Господа Иисуса Христа являлась притча. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.
Преподобный Серафим Саровский сказал: « Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом». Поэтому наибольший акцент я делаю на формирование нравственных и духовных качеств личности
Чистописание – как метод я использую, начиная с 1 класса. Как учитель начальных классов, я ищу пути успешного овладения умениями и навыками красивого письма. Ребёнок, приобретающий способность писать «Господи, помилуй» и «Боже, милостив буди мне грешному» заинтересовывается делом намного сильнее, чем, если бы заставили его писать: «оса, усы, каша». Почему так? Ребёнок, ещё не знающий, кто такой Бог, не знающий никаких молитв, по сути не знающий веры, тем не менее чувствует святое, чувствует Бога. Стремление каллиграфически писать предложения с именем Бога прослеживается и в 4 классе.
Метод проекта сейчас наиболее востребован. Не случайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Это могут быть проекты «Святые покровители», «Рождество в моей семье», «Пасхальное яичко».
Хорошим методом является взаимообъяснение. Дети раскрывают душу, любят говорить. Можно говорить то, о чем думаешь.
Методы эвристического, исследовательского, творческого, репродуктивного обучения, применяемые на уроках, позволяют детям приобретать знания по истории Отечества, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и духовный опыт русского и других народов России.
Я применяю различные методы занятий. На некоторых из этих методов я хочу остановиться подробнее.
Хорошие результаты дают репродуктивные методы:
словарная работа,
наглядность,
практический проблемно-поисковый метод поиска,
метод самостоятельной работы.
Еще одной из форм работы по этому курсу является метод моральных дилемм и дискуссий, то естьсоздание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Эвристические методы –методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
Взаимные вопросы.После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы содержательного или проблемного характера.Надо отметить, что самостоятельно формулировать вопросы по содержанию - довольно сложная задача для детей.
Беседа является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы.
Интервью.Эта форма учебной деятельности может быть использована как на уроке, так и в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи). Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем.
Драматизация (театрализация).Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.
Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозныевиды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
Составление словаря терминов и понятийспособствует систематизации и усвоению материала курса. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.
Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений.
Работа с иллюстрациями – визуальное дополнение к тексту. Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается про себя», озвучивается учителем и воспринимается только последовательно. По этой причине, хорошо проиллюстрированный текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст. Иллюстрация – это произведение изобразительного искусства, предназначенное для восприятия в единстве с текстом. Иллюстрация помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. Созданные художником образы иногда подтверждают, закрепляют впечатление от прочитанного, иногда заставляют переосмыслить первоначальный взгляд.
КОНЦОВКА
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечивает практическую направленность учебного процесса, способствует созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаёт условия для применения их в практической деятельности, исключает формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.
Самым трогательным моментом в уроке является диалог с собой: «Стал ли я лучше? Как я могу в жизни применить полученные знания?», «Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ, то есть – рефлексия.
Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Ведь ни один предмет в школе не учит заботиться о своей душе, задумываться о своих поступках, работать над собой. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.
Спасибо за внимание!