ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА « ЛИТЕРАТУРА». СТРАТЕГИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ
Констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о кризисе.
Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Все это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики родного языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.
В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:
снижение интереса к чтению;
ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;
низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.
Практика последних лет показывает, что современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтения другим источникам информации: телевидению, компьютеру.
Согласно исследованиям, трудности, возникающие в процессе чтения, связаны не только с нарушениями технической стороны чтения, т.е. процессов восприятия, но и с трудностями осмысления (смысловой стороны чтения).
Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.
То есть необходима своего рода стратегия : различные комбинации приемов, которые используются при работе с текстом, используются для восприятия и переработки текстовой информации.
В пособии академика А.Г. Асмолова названы следующие виды смыслового чтения, которые должны освоить учащиеся:
1)ознакомительное чтение - направлено на извлечение фактуальной информации (определение главной темы и назначения текста, формулирование тезиса, и т.д.). Н: попытайтесь предугадать, о чём это произведение?Знаете ли вы другие произведения этого автора?
Можете ли вы заранее сказать, о каком историческом времени пойдет речь в произведении?
Такой вид чтения обнаруживает умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
— обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом.
2) поисковое (просмотровое) чтение, направленное на нахождение конкретной информации: прочитайте рассказ с карандашом;
по ходу чтения «задайте вопросы автору» и запишите их на полях.
Этот вид чтения обнаруживает умение находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте
изучающее чтение обнаруживает умения:
— ставить цель чтения;
— преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: таблицы, составление планов, тезисов;
— ставить вопросы к тексту;
— комментировать текст;
— логически запоминать учебную информацию.
рефлексивное чтение
обнаруживает умение решать задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления;
Такой вид чтения формирует умение интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
умение откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
умение откликаться на форму текста: оценивать форму текста, мастерство его исполнения;
5)усваивающее чтение: умение отвечать на контрольные вопросы; аннотирование, комментирование
6) выразительное чтение.
Хотелось бы подробно остановиться на методах и приёмах смыслового чтения:
вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Если ученику действительно знаком текст, то по нескольким начальным буквам он угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы.
упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.
исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.
сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов
перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.
«мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста.
составление списка – приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).
множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)
деление текста на абзацы
составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.
предвосхищение/прогнозирование – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.
викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.
логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.
верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.
Реализация стратегии смыслового чтения должна проходить на разных уровнях:
-учебная деятельность
-внеклассная деятельность (часы Тихого чтения, создание уголков чтения в классных кабинетах, создание книжных выставок и полок книг-лидеров чтения, проведение общешкольной Недели Чтения, организация работы литературных гостиных, организация театральных кружков и студий, совместная работа со школьной библиотекой, создание школьного пресс-центра или школьной газеты, издание школьных литературных альманахов и т.п.);
внешкольная деятельность (организация совместной работы с другими культурно-воспитательными институтами: районной, областной библиотеками, учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, писательскими организациями и читательскими ассоциациями, участие в межрегиональных и общероссийских проектах, посвященных повышению читательской активности и читательской компетентности, создание читательских сообществ и ассоциаций среди родительской общественности и т.д.).
Нужно стремиться построить в школе единую читательскую среду, субъектами которой будут не только учащиеся, но учителя, социальные педагоги, школьные психологи, школьные библиотекари , родители.
Низкий уровень семейного чтения – один из важных факторов, влияющих на уровень читательской компетентности школьников, поэтому привлечение родителей к разрешению проблемы грамотности чтения – серьезный и важный этап работы школы.
В результате такой работы у выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.