ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ
ЛИРИКИ В 5 КЛАССЕ ЯКУТСКОЙ ШКОЛЫ
Изучение лирики в национальной школе имеет свои особенности. Это связано с восприятием. Трудности восприятия инонациональной литературы затрудняют процесс изучения русской литературы. Они по-разному определяются в современных исследованиях: «культурно- эстетический барьер», основы которого коренятся в глубинах психологии, в особенностях национального опыта.
Пейзажная лирика - это словесное искусство и в ней находят свое особенное выражение все основные свойства искусства. Поэты изображают виды природы, делают их основными темами не только из-за их характерности.
Меня заинтересовала проблема изучения лирики Ф. И. Тютчева в 5 классе. Сейчас стало актуальным изучение поэта-писателя, возрос интерес к его творчеству, личности, произведениям. Стихотворения Тютчева - это прекрасные образцы русского литературного языка. Выбрала также данную тему и потому, что певец русской природы создал в своем творчестве особый мир, в рамках которого пытался образно переосмыслить волнующие его проблемы. И мне захотелось найти их истоки и предложить возможные способы разрешения через восприятия учащимися 5 класса пейзажной лирики Тютчева. Изучив психологические особенности восприятия учащимися лирических произведений, провела 3 урока с использованием наиболее эффективных, на мой взгляд, форм и методов. Уроки проведены в 5 классе национальной школы. Учащиеся этого класса, якутские дети, достаточно владеющие русским языком. На своих уроках использовала элементы коллективной формы обучения, что способствует активизации процесса обучения.
За две недели была проведена подготовительная работа: оформила стенд в 3-х частях. В 1 части была отражена эпоха Ф.И.Тютчева с портретом поэта, высказываниями современников о поэте, также высказывание самого поэта о своем времени, ключевые слова и символ эпохи; во 2 части-основные события жизни и символ творчеств; в 3 части-программные стихи Тютчева, таблица слов, отражающая национальный колорит языка, таблица незнакомых слов, перевод на якутский язык и использован иллюстративный материал по временам года. Дети заранее должны были выучить стихотворения поэта.
Мои цели и задачи к урокам:
-познакомить со стихотворениями Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою-Зимою», «Весенняя гроза»;
- находить в текстах изобразительно-выразительные средства;
- сделать сопоставительный анализ стихотворений русского и якутского поэтов;
- передать детям те душевные движения и волнения, которыми наполнены эти стихотворения;
- расширить словарный запас;
- развивать навыки выразительного чтения, умение слушать музыку;
- вызвать определённые чувства через восприятие;
- способствовать воспитанию чувства любви к родной природе.
Использовала на уроках художественные картины, т.е .в качестве наглядного пособия-картину Маковского «Дети, бегущие от грозы», репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».
Первый урок: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и биографией поэта. Затем - работа с текстом и нахождение в нём изобразительно-выразительных средств. Были некоторые трудности в восприятии художественной системы лирики русской литературы. Дети столкнулись с образным мышлением, с бытовой стороной произведения, отражающей жизнь народа в далёком прошлом.
Пришла к выводу, что необходимо уделять внимание комментариям бытового и этнографического характера, привлекать факты взаимосвязи.
Второй урок: сопоставление стихотворения «Чародейкою-Зимою» и со стихотворением якутского поэта Ивана Егоровича Федосеева «Тыаhа суох туhэр хаар».
Перед чтением стихотворений для лучшего восприятия дала комментарий о творчестве писателей, их отношение к родной земле.
Важно показать, что эти стихотворения объединены одной темой, но отношения авторов к родной природе не одинаковы.
Проведенный урок со сравнительным изучением двух произведений разных поэтов показал возросшую активность учащихся. Большую роль при этом сыграли наглядность, красочные иллюстрации, репрдукции картин. Отсюда сделала вывод, что любое сравнение может стать полезным для развития творческого восприятия у учащихся. Нужно, чтобы ученики убедились в том ,что одна и та же тема осмысливается по-разному.
При сравнении были заданы такие вопросы:
- что общего в стихотворениях?
- какое стихотворение больше нравится и почему?
- какое стихотворение более подходит вашему характеру и настроению?
На 3 уроке познакомила со стихотворением «Весенняя гроза». Здесь особое внимание обратила на словарно-фразеологическую работу для привития эстетического вкуса школьника. Так как была проведена подготовительная работа, вывешена таблица с новыми и ключевыми словами, дети успели их усвоить. Процесс проведения этого этапа прошёл вполне успешно. На этом же уроке - работа над выразительным чтением. Дети выучили наизусть стихотворения Тютчева.
Перед работой над выразительным чтением поставила такие вопросы:
- какие слова выделяет поэт в стихотворении?
- с какой интонацией вы читаете 1 строку?
Для нахождения лирических пауз дала задания на тренировку к постановке пауз на знаках препинания:
- как бы вы прочитали эти стихотворения без знаков препинания?
- что изменилось? Понятен ли вам стих?
Здесь ребята затруднились с ответом. Убедила их в том, что если не соблюдать паузы, логические ударение теряет весь смысл поэтического звучания стихотворения.
Думаю, наиболее эффективным способом обучения является коллективный. Здесь сразу меняется структура урока. К примеру, при работе над анализом текста коллективная форма работы приучает к углубленному изучению произведения, так как каждый ученик старается узнать что-то новое и передать полученные знания другим. Из всего этого пришла к такому выводу, что коллективная форма обучения:
- во-первых, формирует умение коллективного творчества, учит работать сообща;
- во-вторых, ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться;
- в-третьих, в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, вносит в работу элементы творческого соревнования.
Думаю, трудность изучения лирических произведений в якутской школе обусловлена прежде всего особенностями восприятия. В условиях национальной школы я зачастую сталкиваюсь с эмоциональной невосприимчивостью учащихся к поэтическому слову. Такое отношение к поэзии обусловлено сложностью постижения образного характера языка лирики и отсутствием у подростков интереса к миру чувств и переживаний.
Наблюдения показали, что работа над пейзажем очень полезна с точки зрения развития речи у учащихся.
Правильно организованная работа учит выразить в устной и письменной форме свои впечатления, описать виденное, слышанное, пережитое, а также понимать красоту и точность языка писателя-мастера литературного пейзажа.
Также подчеркнула важность сопоставлений литературных пейзажей с картинами великих художников. Так, знакомство с картиной Левитана «Золотая осень» поможет учащимся почувствовать красоту, выразительность тютчевских описаний осени и проникнуться тем настроением, которое определяет их тональность.
Таким образом ,организуя наблюдение над пейзажем, надо стремиться создать у учащихся комплекс восприятий словесного описания природы в художественном произведении, изображения природы на картине художника-живописца и личных впечатлений, основанных на наблюдении окружающей природы.
Практика показала, что выбор способа и приёма работы с лирическом текстом зависит от возраста и от характера стихотворения, так как учащиеся 5 класса следуют за поэтом, непринуждённо принимая доступные для себя чувства; им свойственна субъективность восприятия поэзии. Они с удовольствием делятся своими впечатлениями и чувствами, испытываемыми при чтении лирического стихотворения, их высказывания искренни, но неумелы.
Учащиеся этого класса ещё не обладают целостным восприятием, хотя они интуитивно угадывают основной пафос произведения и обычно верно определяют ведущее настроение, свойственное образу-переживанию. Их внимание останавливается на том, что больше им нравится. Обычно это отдельные картины и образы. Чувства и мысли автора, в основном, остаются без особого внимания юных читателей.
Оставаясь в целом в пределах наивно-реалистического отношения к искусству, пятиклассники способны жить в реальной и созданной их воображением жизнью. Эта особенность младших школьников приводит к тому, что они очень эмоционально воспринимают писательское слово. Поэтому хочется подчеркнуть важность не только всемирного развития их эстетической восприисчивости, воображения, памяти, логического и ассоциативного мышления, но и умения мыслить литературно, осмыслить авторское изображение; приучить к пониманию поэтического текста, чтобы за словами улавливать мысль автора. Чтобы вызвать у учащихся предварительную настроенность, необходимо тщательно продумывать вступительные занятия, которые делают произведение более доступным.
Вообще изучение лирических произведений - одно из сложнейших вопросов методики преподавания литературы. В основном пятиклассники богаты только внешними событиями. Лирика увлекает их меньше.
Если методика изучения лирики учитывает, что все учащиеся 5 класса в основном обладают способностью эмоционально отзываться на поэтическое слово, которое способно пробудить воображение и обогатить их личный опыт эмоциональных переживаний, то мне хотелось бы подчеркнуть, что восприятие русского текста якутскими школьниками осложняется многими трудностями.
Они связаны:
- во-первых, со снижением общего уровня читаемости;
- во-вторых, с уменьшением количество часов по литературе, что привело к понижению качества чтения и осмысления текста;
-в -третьих, с тем, что не учитываются национальные особенности восприятия при двуязычном обучении.
Нерусские учащиеся, воспитанные на эстетической традиции родной культуры, труднее воспринимают художественную систему русской литературы, основанную на другую культурно-историческую традицию, поэтому в процессе преподавания русской литературы необходимо учитывать национальные особенности, духовно-эстетические различие людей разных национальностей. Известный методист и автор учебных программ по русской литературе М.В. Черкезова подчеркивает необходимость изучения национальных литератур, не как замкнутых в себе художественных систем, а тесных генетических, контактных и типологических связях.
В целом, изучение художественного произведения на неродном языке учащихся якутской школы требует переосмысления методов и приемов в методике преподавания с учетом этнопедагогического и этнопсихологического особенностей развития, бережного отношения к истории, взаимовлиянию и взаимосвязи.
Меняется время, меняется и подход к лирическим произведениям, да и вообще к литературе.
Перед нами, словесниками, стоит трудная задача, так как каждый из нас на уроке литературы должен предстать перед детьми как исследователь, художник, воспитатель-этого требует современный урок, и если надо, новое время.
Практика показывает, что традиционное настроение урока не дает должного эффекта со стороны учащихся, потому что однообразие, многократное повторение одного и того же приводит к скуке, притупляет активность учащихся.
Порой мои уроки литературы не проходят строго по плану, так как очень интересный или неожиданный вопрос или ответ учащегося меня заинтересовывает, и тогда меняется структура плана урока. Что интересного, именно в этом случае возникает сотрудничество и сотворчество учителя и ученика, возможность работать над словом, а главное - общение на русском языке. В итоге пришла к тому, что прежде всего урок должен быть интересным, разнообразным, нужным ученикам и с конечным результатом. А конечный результат - это знания, полученные учеником, которые должны стать сознанием, нормой жизни.
Далее, обращаясь к пейзажу на всех этапах изучения лирического произведения, хочу предложить возможные варианты этой работы: здесь будет иметь место беседа по вопросам и работа над составлением лирических произведений; особенно эффективным является заучивание наизусть и последующее выразительное чтения текста; итоги наблюдений могут быть отражены в сочинении на тему такого типа: «Картина природы в стихотворениях Тютчева»; работа над творческим сочиненим по картине «Осень в изображении Тютчева и Левитана». Весьма желательно сочетать подобную работу в классе с рядом внеклассных мероприятий: подготовка литературного вечера на тему «Русская природа в поэзии, живописи и музыки» или «Тютчев - певец русской природы», создание альбома по временам года. Ученикам легче будет осмыслить роль пейзажа, если прибегнуть к наглядным аналогиям.
Таким образом, произведения живописи следует использовать не просто так иллюстративный материал, но и в целях облегчения понимания художественного метода писателя и законов искусства слова. Функции пейзажа многообразны, и моя задача в каждой отдельной работе заключается в том, чтобы установить какова роль пейзажа, в чем специфика мастерства данного писателя. Особенности мастерства писателя в описании природы раскрываются в основном, как правило, при выяснении следующих вопросов:
1. Что описывает писатель, какая именно природа привлекает его внимание?
2. Как он описывает природу, как он относится к изображаемой, что его привлекает?
3. Какую роль играют картины природы в его произведении?
Отсюда сделала вывод: для того. чтобы учащиеся наглядно ощущали специфику пейзажа данного писателя, необходимо чаще прибегать к сопоставлениям, сравнивать различные пейзажи одного или разных поэтов.
И если в этом возрасте не будет пробужден интерес к стихам, впоследствии окажется очень сложным преодолеть поэтическую глухоту обучающихся. Все-таки у пятиклассников при не сложившемся художественном вкусе, при преимущественном интересе к сюжетным произведениям не утрачены прекрасные качества, необходимые для постижения поэзии: эмоциональная отзывчивость, тяготение к игре, богатое воображение.
Мое мнение вполне совпадает с мнением моей коллеги о том, «что наши дети в большинстве своем скованны в мыслях, чувствах, эмоциях - сказывается северный характер, но если им создать условия, они раскрепощаются, раскрываются как личности, повышается мотивация к учебной деятельности, появляется активный информационный вопрос».
Использованная литература:
1. Андреева Л.Н. Коллективная форма обучения на уроках русского языка. Народное образование Якутии, 1995г..
2. Асеев Н.А. Разговор о поэзии. М.:Просвещение,1996г..
3. Петрова С.М. Взаимосвязанное изучение русской, родной и зарубежной литератур в национальной школе. Автореферат,1999г.
4. Тимофеева О.А. Инновационные формы обучения на уроках русской литературы. Народное образование Якутии, 2001г.
5. Черкезова М.В. Методика преподавания литературы в национальной школе. М.: Просвещении,1996г..
6. Федосеев И.Е. Мин алаас уолабын, сахабын. Хоhооннор, поэма. Якутск,1997 г..