СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема «личность – народ – история» в романе М.Шолохова «Тихий Дон». Характеристика стиля писателя. Новое в «шолоховедении».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблема «личность – народ – история» в романе М.Шолохова «Тихий Дон». Характеристика стиля писателя. Новое в «шолоховедении».»

Проблема «личность – народ – история» в романе М.Шолохова «Тихий Дон». Характеристика стиля писателя. Новое в «шолоховедении».


Шолохов начал писать «Тихий Дон» в 20-летнем возрасте, в 1925 г., и завершил произведение в 1940 г. В романе проявились традиции русской реалистической прозы + подлинно русское мировосприятие: видеть и изображать жизнь во всем ее драматизме, но при этом глубоко верить в конечную победу добра. Роман утверждает русскую идею всеединства жизни и ее победу над смертью. Книга задумывалась как вполне традиционное для советской литературы повествование о жестокой борьбе за победу советской власти на Дону осенью 1917 – весной 1918 гг. Однако Шолохов отказался от первоначального замысла. И весь первый том романа о другом – о жизни и быте донских казаков. Действие романа происходит между 1912-1922 гг. – это целая эпоха (две войны – первая мировая и гражданская, две революции – февральская и октябрьская). Мастерство Шолохова проявляется в обрисовке характеров, взаимосвязи истории и человека: 1) при всем трагизме романа он не оставляет в душе читателя чувства обреченности; 2) особая функция природы в романе – пейзажи только характеризуют внутренний мир героев.

Вся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений. Роман является эпопеей рус.жизни конца 19 и 1-х десятилетий 20в. Его герой – народ. Казачество, раздираемое противоречиями: как жить дальше, с кем быть в годы Гражданской войны. В произведении народ предстает главным участником важнейших исторических событий, история подчиняет себе человеческие судьбы, политические события проходят через жизни людей, заставляя их страдать и радоваться. Особенностью романа является умелое сочетание в нем сцен. Касающихся исторических, общенародных событий и частной, индивидуальной жизни. они взаимно пересекаются на протяжении всего произ-я, дополняя друг друга. Общее – это изображение в романе народных традиций и обычаев.

Тема романа (тема революции и гражданской войны) — это не только сложный путь казачества в революцию, противоборство между красными и белыми, это еще и нравственный выбор героев, попытки соединить кровное и социальное. Первая мировая война дана в изображении Шолохова как народное бедствие. Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий Гражданской войны на Дону. Оно отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков. В романе показана обреченность восстания. Не оправдывая зверств белых на Дону, Шолохов не скрывает и жестокости красных. По мнению автора, в Гражданской войне не может быть правых. Идея семьи («мысль семейная») прослеживается на нескольких семьях: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Листницких. Разрушение семьи – это трагедия народа, разрушение основ его бытия. Поэтому так до последнего бьется за родное гнездо, тащит в него все что можно Пантелей Мелехов. Но в поединке с историей гибнет на чужбине старый Мелехов, отказывается от материнства и погибает Наталья, умирает Аксинья, разрушившая семью Григория и так и не создавшая свою. Разрушение семьи знаменует катастрофу мира.

Природа Дона, далекая степь и просторы выступают как отдельные герои в романе. Дон, степная природа – параллельный с народом образ. Он наделен яркой красотой, на фоне которой как-то нелепо выглядят раздоры и война. Природа как будто сочувствует людям и одобряет их в трудную минуту.

Описание природы предвосхищает приближающиеся события романа, подготавливают человека к восприятию последующих пе¬ремен. Пейзаж в романе выступает как средство выражения авторской позиции. Композиция романа кольцевая, то есть все события начинаются на мелеховском дворе и заканчиваются там же, куда возвращается главный герой, Григорий Мелехов, после долгих метаний.

В центре романа — история семьи Мелеховых. Сквозь призму личной судьбы каждого ее члена Шолохов показывает все важнейшие этапы жизни донского казачества: накануне и в период Первой мировой войны, во время войны гражданской. Такой прием позволяет особенно остро ощутить трагизм событий той эпохи, которые, словно катком, прошлись по судьбе каждого казака.

Григорий Мелехов – образ в развитии, думающий персонаж. Поиск героем жизненной правды. Герой мечется, он думает о войне, о ее причинах. Жестокость к врагу его отталкивает: и от белых и от красных. Он мечтает о мирной жизни, о семье, о хозяйстве. Шолоховеды немало помучились с истолкованием Мелехова, который оказался ни белым, ни красным, ни зеленым и трагически метался от одного лагеря к другому (этой фигуре в советской литературе нет аналогов). В 60-е гг. в судьбе Мелехова стали видеть трагедию исторического заблуждения, в 70-е - контуры большой нравственной проблемы. Позднее за фигурой Мелехова увидели судьбу народа, ввергнутого в пучину исторического насилия. Биография Мелехова – производное от общей истории донского казачества (в этом смысле носит типовой характер). В то же время Григорий Мелехов – яркая, своеобразная личность. Его своеволие проявляется уже в романе с замужней женщиной. Он бросает вызов родителям и односельчанам, способен пойти поперек обычая, если задето нравственное чувство (например, мародерство в военной среде). Григорий поднимает верность сословной традиции до личной моральной нормы. Он может отбить чужую жену, но не может не вступиться за насилуемую женщину. Григорий бережет вместе с казацкой честью личную человеческую порядочность и способен пожертвовать первым ради второго. Все это делает его одиночкой в ситуации гражданской войны, где люди делятся на своих и чужих. В галерее характеров «Тихого Дона» Григорий Мелехов – один из центральных и значимых. Его путь – сложный, драматичный, типичен для поисков всего казачества. Он как будто соединил в себе сложность огромного мира и непонятного, зыбкого, трагичного времени. Образ Григория Мелехова – художественное открытие Шолохова. Многогранность образа помогает увидеть, каким же трудным был этот путь. В «Тихом Доне» решаются извечные проблемы человека – любовь, жизнь, смерть, человечность, способность исстрадавшегося сердца возвращаться к людям. Григорий Мелехов не нашел правды, потерял любовь, но осталось у него воспоминание о доме, о времени, в котором он был счастлив. Герой завершает свой путь в родном Татарском, с сыном на руках. Шолохов оставляет своего героя на пороге грядущих жизненных испытаний. Как сложится его жизнь, - писатель не дает ответа. Одно несомненно – Мелехов всегда жил честно и выбирал себе прямую дорогу.

Начиная с 1940 года, со времени выхода романа, в литературной критике велись достаточно острые споры об образе Григория Мелехова. Наметилось как бы два направления в оценке героя. В первом случае исследователи (Л. Якименко и др.) делали акцент на том, что Григорий постепенно расходится со своим народом и превращается в «отщепенца», что Мелехов на этом пути расхождения постепенно утрачивает те привлекательные качества натуры, которые у него есть вначале. Вторая концепция, сформировавшаяся в 1960-е годы, «снимала» вину с Мелехова. В. Ковалев выступил против критиков, считавших, что Шолохов занят главным образом обличением слабых сторон народного характера, был против теории отщепенства. О противоречивости характера шолоховского героя говорил Щербина, а Метченко назвал Г.Мелехова «художественным типом эпохи». В конечном итоге литературоведами делается вывод о трагичности героя.

Художественный мир “Тихого Дона” конкретен, представим. Слово Шолохова передает зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения и впечатления: “...резко пахло печеным хлебом, сеном, конским потом... ” Автор не избегает и описаний неэстетичных, особенно когда с эпической сдержанностью пишет о тяжелых ранах, о трупах убитых. Ничего подобного в русской классической литературе, в том числе в “Войне и мире”, мы не найдем, здесь отразился уже страшный опыт XX столетия, приучивший людей к тому, к чему привыкать нельзя. Ho, разумеется, эпическое спокойствие повествователя обманчиво — это форма выражения неприятия войны. Изобразительна речь персонажей, передаваемая со всеми ее диалектными особенностями. Частично они сохраняются и в авторской речи. Ho персонажи, не принадлежащие к донцам, говорят менее сочным и характерным языком. Особенно это касается интеллигентов, вообще образованных людей. Практически все они изъясняются книжно — и друг с другом, и с простыми людьми, словно совершенно не могут хоть немного сориентироваться на понимание собеседника. Шолохов оказывается в своей настоящей стихии, когда описывает природу, быт, людей родного Дона. “Местный” материал не мешает писателю создавать общечеловечески значимые образы, но придает им своеобразный, неповторимый живой колорит.

"Тихий Дон" остается таким же, каким он был! В России нет такой же другой книги, и ее можно перечитывать снова и снова и каждый раз открывать новые качества, пропущенные прежде. Это подлинное искусство, и оно будет служить новым поколениям так же, как оно служило тем из нас, кто был рожден с революцией и рос с ней. (Д. Олдридж)

В "Тихом Доне" Шолохов развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа: "Тихий Дон" по языку, сердечности, человечности, пластичности – произведение общерусское, национальное, народное. (А. Толстой)

Роман М. А. Шолохова возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.

«Тихий Дон» имел колоссальный успех у читательской аудитории и стал одним из самых массовых изданий в Советском Союзе, а затем начал переводиться на иностранные языки. Однако появление романа было встречено не только с оптимизмом, но и с завистью, и с критическими отзывами. Долго вопрос об авторстве произведения обсуждался в литературных кругах. Маститым писателям было трудно поверить, что М.А. Шолохов, будучи еще совсем молодым, смог создать столь глубокое и широкое по охвату исторических событий и силе изображения человеческих чувств художественное творение.