СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема национального характера в рассказе «Лапти» Бунина в школьном изучении.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о проблеме национального характера в произведении "Лапти" Бунина.

Просмотр содержимого документа
«Проблема национального характера в рассказе «Лапти» Бунина в школьном изучении.»

Проблема национального характера в рассказе «Лапти» Бунина в школьном изучении.

Васильева Л.Ю.

учитель начальных классов

Творчество Ивана Алексеевича Бунина стало изучаться в школе 50 – 60-е гг. XX в. Ранее предполагалось только знакомство с его отдельными произведениями или рассмотрение обзорных тем в выпускном классе. В настоящее время имя писателя можно встретить не только в «Обязательном минимуме содержания образования», но и во всех авторских программах.

На всех этапах изучения бунинского наследия важно сформировать целостное представление о личности и творчестве писателя, его влиянии на развитие русской литературы, показать cвязь с историческим временем создания произведений. В начальных классах – научиться слышать и произносить бунинское слово, воспринимать воссозданные им картины природы, мысли о человеке, детстве, cемье. В средних классах – задача усложняется. Понять духовную значимость лирики и прозы Бунина, связь времен, скрытую в художественных произведениях неисчерпаемость эстетического и нравственного потенциала его творчества, мысли о судьбах Родины и неизбывную тоску по ней. В выпуcкном классе – творчество писателя осмысливается в контексте эпохи, в связи с пониманием самого историко-литературного процесса, отношения автора к народу и власти, тайникам русской души, извечной теме любви.

Произведения Ивана Алексеевича Бунина изучаются в современной школе с 1 по 11 класс. Работа по современным программам учитывает особенности не только литературного развития и читательскую деятельность школьников, но и необходимость целостного изучения творчества такого тонкого и сложнейшего писателя. 

Таким образом, уже на начальном этапе изучения творчества писателя к рассмотрению предлагаются не только особенности художественного мира Бунина, но и градация его творчества на прозу и поэзию.

По программе Т.Ф. Курдюмовой  в седьмом классе для чтения и изучения предлагается произведение И.А. Бунина «Лапти». Данное произведение небольшое по объему, что характерно для Бунина в первой половине 20 века.

Рассказ «Лапти» раcполагается на двух страницах хрестоматии, но тем не менее автору удалось раскрыть множество тем. Тема человечности, долга и совести, нравственного подвига, справедливости, а центральной проблемой повествования становится тема человечности, гуманного отношения к судьбам людей. И одна из главных задач, при изучении этого произведения, которую ставит учитель перед собой – это формирование нравственной позиции человека к жизни.

Не только разнообразием тем интересно произведение «Лапти». Также Бунину удалось представить необыкновенное богатство звуков и образов. Из огромнейшего числа русских слов писателю мастерски удалось выбрать для своего произведения наиболее точные, живописные слова.

Сюжет рассказа очень прост. Действие в рассказе происходит вьюжной зимой. В своих произведениях Бунин редко использует в описаниях метафоры, если же прибегает к этому изобразительному средству, то добивается необыкновенной яркости. Вьюгу автор сравнивает с морем во время урагана: «… потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море» [Бунин, 2009, с. 90]. Автор стремится показать буйство природы: «...в бездне снежного урагана и мрака», «потонули вместе с лошадью в страшный снег» [Бунин, 2009, с. 90]. В одном из отдаленных хуторов умирает маленький барский мальчик, бредит и просит дать ему красные лапти. Для ребенка красные лапти — желаемая мечта, то, к чему он стремится, возможно, последняя просьба умирающего. Никто не может в такую пургу дать мальчику то, что он просит, так как за лаптями необходимо идти в другой населённый пункт. Стихия, которая разыгралась в эту ночь, вызывает в душах людей страх. Бунин использует эпитеты «…в такую страсть», «такой ужас», «…ужасала одна мысль», данные выражения рисуют состояние души матери, которая осталась в одиночестве с больным ребенком: «…плакала горькими слезами от страха и от своей беспомощности» [Бунин, 2009, с.91]. В полном бес­силии мать обращается к единственной надежде — Господу. А надежда приходит в ином образе. При анализе рассказа необходимо обратиться к тому факту, что все герои в рассказе безымянны. Именем наделен только один персонаж. Это говорит о том, что главный герой – Нефед. Главный герой представляется добродушным человеком. Сострадание, взаимопонимание, самопожертвование и, конечно, смелость являются основными чертами его характера. Он отважный человек, которому небезразлично состояние мальчика. Нефед отправляется в путь, никого не спрашивая, так как «душа желает», а противиться желанию души ребенка он не в силах, и никакая ненастная погода его не пугает. Одним из интереснейших приемов, которые использует автор, это прием предвосхищения событий. Эпитет «зловещий стук» предсказывает скорую развязку. Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это озна­чает, что ребенок умрет.

Тем не менее, финал рассказа открытый: остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефед. Такое завершение заставляет еще раз задуматься о поступке главного героя. Бунин оценивает смерть героя как подвиг, даровавший спасение другим людям. В том, что по мертвому телу Нефеда смогли сориентироваться и тем самым спастись заблудившиеся мужики, проявляется символичность жертвы, принесенной героем, и ее высший смысл – состоявшаяся и в определенной степени выигранная битва со смертью.

При подробном анализе данного произведения необходимо сосредоточить особое внимание на антитезы в начале рассказа: «белый от снега» дом и «красные лапти», «холод­ный» дом и «в жару... плакал ребенок». Это рождает ощущение равнодушной хо­лодности окружающего мира по отношению к больно­му ребенку.

Знаки препинания тоже играют определенную роль. Они создают грустно-напряженную тональ­ность. Многоточие в конце предложений в финале вы­ражает горькое недоумение и одновременно ра­дость — спасены! жилье рядом! «Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый чело­век... Тем только и спаслись — поняли, что, значит... в двух шагах жильё...» [Бунин, 2009, с.91].

Для Бунина деталь важна сама по себе, без привя­занности к сюжету. Она говорит о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах: «Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми и грозными видения­ми...» [Бунин, 2009,с. 90].

После изучения рассказа «Лапти» учащиеся должны прийти к выводу о том, что cамоотверженность как черта национального идеала проявляется в произведении, но уже без детерминации родственными чувствами.  В этом рассказе автор заставляет нас воспринимать мир зрением, слухом, мгновенно окуная в то пространство, где произошла эта история. Холод улицы противопоставляется в рассказе жару, огню, пылающему в теле ребенка. Для ребенка красные лапти – желаемая мечта, то, к чему он стремится, возможно, его последняя просьба. Красный цвет, который автор использует, описывая болезнь и мечту мальчика, показывается как противопоставление бледному сумраку и мрачной ночи. Эта же цветовая гамма отразилась и в видениях бредившего ребёнка: «Стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями» [Бунин, 2009, c.90]. 

Трагичности событиям добавляет стиль автора. Начало рассказа предвещает ожидание чего-то страшного в конце. Однотонность и обыденность повествования показывают стихию природы беспросветной, обстоятельства ещё более безвыходным, а смерть Нефеда ещё более мрачной. Автор создаёт впечатление замкнутого круга и безысходности.

Таким образом, чертой национального идеала в восприятии Бунина является не только органично-природное.

Литература

  1. Агафонова В.Д. Библейско-христианская проблематика в творчестве И.А. Бунина: Дисс . канд. филол. наук. – Москва, 2009. – 178 с.

  2. Андрианов И.Ю. Человек и мир в творчестве И.А. Бунина. – М.: Просвещение, 2009. – 54 с.

  3. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин. – М.: Знание, 2010. – 280 с.

  4. Бунин И.А. Деревня. Повести и рассказы. – М.: Просвещение, 2009. – 354 с.

  5. Вазина М.Ф. Природа в прозе И.А. Бунина: Дисс. канд. филол. наук. – СПб, 2008. – 201 с.

  6. Вихрян О.Е. Художественное слово Бунина // Русская речь. – 2005. – №4. – С. 104.



 

4