СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема полоролевой идентичности в психолого-педагогических исследованиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Впервые проблема полоролевой идентификации была выдвинута З.Фрейдом. Он утверждал, что ребенок на неосознанном уровне отождествляет себя с одним из родителей, место которого в отношениях с другим родителем он хотел бы занять (комплекс Эдипа у мальчиков и комплекс Электры у девочек). Но, в последствии, эта теория не выдержала эмпирической проверки. Не отрицая значения для мальчика идентификации с каким-то мужским образом, психологи указывают, что таким мужчиной вовсе не обязательно бывает отец.

Просмотр содержимого документа
«Проблема полоролевой идентичности в психолого-педагогических исследованиях.»

Проблема полоролевой идентичности в психолого-педагогических исследованиях.

Впервые проблема полоролевой идентификации была выдвинута З.Фрейдом. Он утверждал, что ребенок на неосознанном уровне отождествляет себя с одним из родителей, место которого в отношениях с другим родителем он хотел бы занять (комплекс Эдипа у мальчиков и комплекс Электры у девочек). Но, в последствии, эта теория не выдержала эмпирической проверки. Не отрицая значения для мальчика идентификации с каким-то мужским образом, психологи указывают, что таким мужчиной вовсе не обязательно бывает отец.

Теория социального научения придает решающее значение механизмам поощрения-порицания: мальчиков поощряют за маскулийное и порицают за фемининное поведение, а девочек - наоборот.

Когниктивная (познавательная) теория утверждает, что ребенок сначала воспринимает себя как девочку или мальчика, а затем в зависимости от этого, старается вести себя соответствующим образом.

Согласно языковой теории, так или иначе обращенная к ребенку и воспринимаемая им информация (информация в широком смысле - не только содержательная речь, но и тембр голоса, тон, речевая ритмика и прочее) сигнализирует ему о половой принадлежности и влияет на выбор моделей для идентификации и имитации.

Каждая из этих теорий описывает тот или иной реальный аспект формирования полоролевого поведения.

Л.Вейтцмен в своем обзоре теорий половой социализации указывает, что психоаналитическая концепция, считающая основным ее механизмом процесс идентификации с родителями, лишком преувеличивает влияние родителей на этот процесс и не учитывает роль других взрослых и детей, а также такого важного фактора, как средства массовой ин

формации.

Авторы журнала «Детский психолог» утверждают, что все, что смотрят и воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения, а также половой роли и половой идентичности.

Половая роль - это модель поведения, определяемая системой предписаний, которую индивид должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признали представителем мужского или женского пола. Половая идентичность - единство самосознания и поведения индивида, относящего себя к одному или другому полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. У детей половая идентичность формируется в динамике развития и социализации. Уже к двум годам, а иногда и раньше, задолго до осознания своего «Я» ребенок, как правило, знает, кто он – мальчик или девочка. Он еще не знает - почему это так, еще не умеет на основании достоверных признаков отличать мужчин от женщин (например, не может различить на картинке обнаженных мужчину и женщину потому, что они не одеты), но уже ориентируется на требования соответствующей половой роли, формируя в ходе ее интернализации половую идентичность. Этот процесс завершается к пяти-шести годам.

На формирование полоролевой идентичности оказывает огромное влияние свойственные данной культуре стереотипы маскулинности и фемининности. Согласно этим стереотипам, маскулинность ассоциируется с активностью, силой, уверенностью, властостью, доминантностью, агрессивностью, интеллектуальностью, а фемининость - с мягкостью, робостью, пассивностью, эмоциональностью. Такие стереотипы рассматривают, то как «ненаучные» и предрассудочные, то как выражающие абсолютную, хотя и интуитивную истину. Действительное положение отражается в стереотипах массового сознания в преображенном и упрощенном виде. Во-первых, это имеет отнюдь не обязательно негативное значение, а во-вторых, приходится считаться с тем, что и само существование подобных стереотипов, и их содержание – объективный факт, влияющий на поведение детей.

Маскулинность и феменинность - это, с одной стороны, филогенетически обусловленные свойства психики, а с другой- социокультурные образования, складывающиеся в онтогенезе. Единство переживаний и поведения ребенка как представителя пола не обеспечивается влияниями только с одной или только с другой стороны, требуя интеграции природного и социального.

Аспект полового сознания, описывающий переживание человеком себя как представителя пола получил название половой идентичности.

Согласно Д.Мани «…половая идентичность-это субъективное переживание половой роли, а половая роль - социальное выражение половой идентичности».

Но это случай идеальный, описывающий 100% единство переживаний и поведения.

Идентичность же на самом деле - понятие многоаспектное

- адаптационная (социальная) половая идентичность описывает то, как личность соотносит своё реальное поведение с поведением других мужчин и женщин;

- целевая концепция «я» - набор индивидуальных установок мужчины (женщины) на то, какими они должны быть;

- персональная идентичность - личностное соотнесения себя с другими людьми;

- эго - идентичность - глубинное психологическое ядро того, как личность человека как представителя пола означает для самой себя.

Первый, наиболее глубокий уровень, соответствующий эго-идентичности, это базовую половую идентичность. Она объединяет филогенетические и онтогенетические аспекты личности. Второй уровень представлен персональной половой идентичностью, описывающей сравнение собственных личностных характеристик с «кальками» личностей мужчин и женщин вообще. Третий уровень - полоролевая идентичность, или, по В.В.Соложенкину, «адаптационный образ» Я как представителя пола. Четвёртый уровень - полоролевые идеалы, ориентации.

В. Е. Каган, в своих научных работах, отмечает, что полоролевая идентичность - это категория, определяющая место индивида в трех мерном пространстве, образованном осями «маскулийное - фемининное», «социальное - индивидуальное», «филогенетическое - онтогенетическое», а поскольку полюса осей в той или иной мере независимы, то место, задаваемое половой идентичностью, не точка, в шаге от которой уже патология, а широкое пространство, в котором и ориентируется личность.