Проблема развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования ставится перед учителями начальных классов задача развития коммуникативных умений у младших школьников, которые обеспечат для них умение учиться, способность саморазвиваться и самосовершенствоваться. При этом знания, умению и навыки рассматривают в качестве производных от соответствующих разновидностей целенаправленной деятельности, т.е. они формируются, применяются и сохраняются, в условиях тесной взаимосвязью с активной деятельностью, осуществляемой самими учащимися. Поэтому, большую роль играет учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе.
Коммуникативные умения представляет собой умение эффективно общаться; систему внутренних ресурсов, которые требуются для достижения эффективного общения «в определенном круге ситуаций» [1, с. 130]. По определению Е.А. Смирновой, коммуникативные умения является способностью человека «к общению в одном, нескольких или всех видах речевой деятельности, приобретенной в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения» [2, с. 13]. В последнее время, как зарубежные, так и отечественные психологи достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражают в понятии «коммуникативные умения».
По определению М.А. Бочарниковой, коммуникативные умения – это необходимые, в процессе общения, компоненты, которые составляют [8, с. 91]:
- средства общения (речь, мимика, пантомимика);
- вербальные и невербальные средства общения;
- внутренние мотивы человека (направленность на общение, желание участвовать в разговоре);
- умения аудирования и говорения (выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы, аргументировать).
По мнению Н.В. Вершининой, существует следующий ряд коммуникативных умений [9, с. 10]:
- способность ориентироваться в партнерах, т.е. определять характер человека, его душевное состояние; просматривать экспрессию действия партнеров, правильно ее интерпретировать. Бесспорно, согласно взаимоотношению к учащимся речь идет о легкодоступной каждому возрасту мере овладения этими умениями;
- способность разбираться во взаимоотношениях с возможными партнерами и между ними, т.е. в балансе собственного и их половозрастного и ролевого статусов – в уровни приближения и в мере доверительности;
- способность разбираться в условиях общения. Значимость данного умения обуславливается основным способом, что принципы общения диктуются той конкретной ситуации, в которой оно происходит. И несмотря на то каждая обстановка уникальна для партнеров, тем не менее все без исключения они могут быть сведены к некоторым большим группам, каждая из которых регулируется зафиксированными в социальной практике символическими системами.
Н.А. Белая отмечает, что коммуникативные умения и навыки включают в себя три компонента [3, с. 75]:
- когнитивный. Данный компонент связан с познанием другого человека. К нему относится способность к принятию различных точек зрения, умение предвидеть поведение окружающих и т. д., что будет способствовать решению возникающих в процессе общения людей споров.
- эмоциональный. Данный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию, проявление внимания к окружающим людям.
- поведенческий. Данный компонент включает в себя способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, организаторские способности (таблица 1).
Таблица 1 – Характеристика основных компонентов коммуникативных умений и навыков
Наименование компонента | Содержание компонента |
Когнитивный компонент | Знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками, знание внешних особенностей, мотивов поведения, знание и понимание эмоций другого человека, способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации. |
Эмоциональный компонент | Положительное отношение к сверстнику, отзывчивость, способность к переживанию, преобладание чувства сопричастности, проявление внимания к другим. |
Поведенческий компонент | Умение регулировать процесс общения с помощью правил и норм поведения, выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересов сверстника, умение разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами. |
Т.В. Захарова к коммуникативным умениям и навыкам относит следующие компоненты:
- коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать межличностные контакты, инициативность, способность к активному взаимодействию с взрослыми и сверстниками в процессе общения);
- способность к эмпатии (умение сопереживать, сочувствовать другому человеку);
- способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, правильно реагировать в случае возникновения конфликтных ситуаций);
- культура вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи и техникой аргументации, умение правильно вести спор, соблюдать речевую дисциплину, правильно использовать невербальные средства).
Е.П. Гутник и Е.В. Шереметьева особое внимание уделяют различию понятий «коммуникативные знания», «коммуникативные умения», «коммуникативные способности» [4, с. 774]:
- коммуникативные знания, включающие в себя знания о том, что такое общение, о его видах, закономерностях развития, о коммуникативных методах и приемах и т.д.
- коммуникативные умения, представляющие собой умения правильно, грамотно, доступно излагать свою мысль, адекватно воспринимать точку зрения других людей. Именно коммуникативные умения дают возможность использовать имеющиеся знания в процессе общения. Развитие коммуникативных умений тесно связано с интеллектуальным развитием личности младшего школьника.
- коммуникативные способности, являющиеся индивидуальными особенностями личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми, в том числе между младшими школьниками, в процессе общения или совместной деятельности.
А.А. Краева и С.Е. Привалова, говоря о развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста, использует понятие коммуникативной компетенции, которая подразумевает обладание качествами, позволяющими самостоятельно создавать способы достижения поставленных целей общения. Структура коммуникационной компетенции, в которой можно выделить внешние и внутренние характерные составляющие (рисунок 1), многогранна, она носит многоуровневый характер [7, с. 46].
Структура коммуникационной компетенции


Внешние характерные составляющие
Внутренние характерные составляющие
определяющие уровень общения со взрослыми
развитие произвольной и не произвольной регуляции сенсомоторных возможностей и их активного проявления или демонстрации
формирующие коммуникативные навыки

формирующие мотивационную включенность в диалог, полемику или речь
развитие вербальных и не вербальных, логических или абстрактных элементов познавательной деятельности


формирование языкового мышления, культуры речи

Р
исунок 1 - Структура коммуникационной компетенции
Как отмечает Е.Е. Дудковская, «важнейший фактор эффективности общения – коммуникативная компетенция человека, которая находится в прямой зависимости от уровня развития его языковой личности» [11, с.98]. Впервые понятие коммуникативной компетенции было введено этнолингвистом Д. Хаймсом. Коммуникативная компетенция определялась им как способность человека участвовать в речевой деятельности, подчеркнув правильное употребление языковых единиц разных уровней в бесконечно разнообразных жизненных ситуациях.
Развитие коммуникативных умений обуславливают половозрастные, индивидуальные особенности, социальные условия, предметно-практическая деятельность, специфика пространства общения младших школьников. Они характеризуют интеллектуальные способности личности ребенка, которые проявляются в деятельности, где необходимым компонентом являются речевые акты.
Рассматривая процесс коммуникации (коммуникативный акт) с точки зрения акта общения, следует отметить, что структура общения включает в себя перцептивный, коммуникативный и интерактивный аспекты (рисунок 2).
Общение



Коммуникативная сторона
Перцептивная сторона
Интерактивная сторона
Рисунок 2 – Структура общения
Коммуникативная сторона общения заключается в обмене информации между людьми, которые общаются. Интерактивная сторона состоит не только в обмене знаниями, идеями и т.д., но и в организации взаимодействия между общающимися людьми. Перцептивная сторона заключается в процессе восприятия и познания ими друг друга, результатом чего является установление взаимопонимания. Следовательно, очевидно, что коммуникативные умения проявляются в общении, способности к нему, умении эффективно общаться.
По мнению М.С. Малаева, значение развития коммуникативных умений у младших школьников состоит в следующем:
- во-первых, коммуникативные умения положительно сказываются на успешности в учебе;
- во-вторых, от коммуникативных умений зависит то, насколько хорошо младший школьник адаптируется в школе, а значит и то, насколько эмоционально благополучно он будет чувствовать себя в классном коллективе;
- в-третьих, коммуникативные компетенция можно рассматривать, в образовательном процессе, в качестве условия благополучия будущей жизни младшего школьника [12, с. 13].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений, показал, что формирование коммуникативной личности предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и ее функционировании. На этой основе формируются умения и навыки нормативного, уместного и этического использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.
Коммуникативные умения – это необходимые, в процессе общения, компоненты, которые включают вербальные и невербальные средства общения; внутренние мотивы человека (направленность на общение); умения выражать свои чувства, эмоции и т.д.
7