СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Проблема речевого развития младших школьников на уроках литературного чтения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проблема речевого развития младших школьников на уроках литературного чтения"»

Яковлева Анастасия Олеговна,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1

им. М. Горького», студентка 3-го курса, отделения ПНК


ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация: статья посвящена проблеме развития устной речи младших школьников, в статье указаны основные требования к формированию речи и описаны характерные ошибки, с которыми сталкиваются школьники, раскрывается роль культурной и грамотной речи учеников, а также описываются характерные особенности работы, способствующие устранению данной проблемы на уроках литературного чтения.

Ключевые слова: устная речь, культура речи, развитие речи.

Начальные общеобразовательные школы стремятся воспитать разностороннего, думающего, целеустремлённого человека, способного к самосовершенствованию и саморазвитию, а главное высококомпетентного в выражении своих мыслей и идей, как в устной, так и в письменной форме. Согласно федеральному государственному стандарту начального общего образования, для получения школьниками необходимого уровня речевого развития, педагогическим работникам требуется формировать у них первоначальных знания о фонетике и лексике изучаемого языка, а главное – научить примерять эти знания в речевой деятельности.

Анализ литературы позволяет говорить о том, что на сегодняшний день уровень развития устной речи учащихся находится на средних и низких показателях, что свидетельствует о бессвязности, нечёткости, невыразительности речи, бедности словарного запаса, отсутствии глубокого понимания слов (неуместное употребление слов в соответствии с речевой ситуацией) и не умения формулировать высказывания, в соответствии с требованиями речи. Стоит отметить, что в школьный период речь играет неотъемлемую роль и выполняет две основополагающие функции: получение информации, как средство самопознания и её передача на сверстников и учителя, как возможность предъявить или показать себя миру. Таким образом, культура речи – показатель умственного развития, успешности обучающихся в усвоении предметных дисциплин, социализации и нравственной воспитанности.

Понятие «речь» трактуется как связность и последовательность изложения высказываний, обеспечивающих взаимопонимание между людьми. Речь считается связной в том случае, если она соответствует законам логики, отражает единство смысловых, значимых и структурных целых, характеризующих определённую тему. Соблюдение этих законов оживляют, речь, способствуют её лучшему восприятию со стороны слушателя.

Следовательно, несоблюдение обучающими языковых разделов речи ведёт за собой ошибки в области мысли, а затем и в дальнейшей жизни, что собственно перерастает в проблему, являющейся актуальной для школьного образования и уроков литературного чтения.

Работа по развитию речи на уроках литературного чтения несомненно начинается с «живого слова» учителя, как показательного примера правильной, выразительной, точной и логичной звучащей речи, играющей значительную роль в совершенствовании речевой среды учащихся.

Чтение на уроке текстов художественных произведений играет немаловажную роль, поскольку включает в своё содержание богатство языка. Запоминание и закрепление художественных текстов приобщает детей к дальнейшему использованию образцов языка в самостоятельных высказываниях, осознанию своего собственного отношения к героям, использованием детьми языковых средств выразительности и передачи ими главной мысли в логической последовательности.

Для работы над развитием устной речи младших школьников учитель может пользоваться рядом направлений, которые поспособствуют устранению актуальной проблемы:

1. Работа над произносительным уровнем. У некоторых детей наблюдаются трудности в звукопроизношении, поэтому для развития упомянутого уровня следует использовать ряд приёмов:

А. проведение артикуляционных упражнений, связанных с повторяющимся и быстрым произношением слов – скороговорки, частушки.

Б. организация заданий, направленных на развитие интонационных умений: повышение и понижение голоса, темп и длительность, пауза, эмоциональная выразительность и ударение.

2. Работа над лексическим уровнем предусматривает обогащение словарного запаса с помощью картинок, иллюстраций, самостоятельной работы с толковым словарём, кроссвордов, загадок, пословиц, синонимов и антонимов, подборов рифмы к словам.

3. Работа над уровнем текста связана с включением следующих приёмов: пересказ прочитанного (подробно, сжато, выборочно, с перестройкой текста, с творческими дополнениями), выступление с выразительным чтением отрывка художественного произведения, развёрнутый анализ и обсуждение по содержанию прочитанного, сочинение рассказов из жизни, сочинение сказок, потешек, загадок, рассказов, словесное иллюстрирование отдельных эпизодов и инсценировка литературных художественных произведений.

Таким образом, развитие речи учащихся – это процесс очень длительный и сложный. Он требует систематической и целенаправленной работы педагога, который вправе использовать запас разнообразных методических приёмов и упражнений.

Обобщая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что основная задача педагога по развитию речи обучающихся заключается в том, чтобы приобщить учащихся к овладению родным языком и сформировать достаточный уровень культуры речи, научить их в свободной форме строить чёткую логику суждений, мыслей, давать неискажённые и полные ответы на поставленные вопросы, говорить законченными предложениями, выделять основную мысль прочитанного, услышанного, связно пересказывать определённый объём материала и планировать содержание будущего высказывания, осуществляя мысленно отбор материала и отбор языковых средств выразительности.

В довершение всего, культура речи младших школьников не ограничивается только соблюдением языковых норм, а ещё выступает как компонент общей культуры личности.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


  1. ФГОС НОО. Требования к результатам освоения программы начального общего образования, 2021. – с.37 – 39.

  2. Агафонова В. А., Сатарова Л. А. Формирование культуры речи у младших школьников [Электронный ресурс] / Агафонова В. А., Сатарова Л. А // Раздел Ι. Общая педагогика, история педагогики и образования, 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-rechi-u-mladshih-shkolnikov/viewer , свободный.

  3. Колесова О. В., Тивикова С. К., Клюева С. С. Современные аспекты развития культуры речи у младших школьников [Электронный ресурс], 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-aspekty-razvitiya-kultury-rechi-u-mladshih-shkolnikov/viewer , свободный.

  4. О. С. Клокова. Некоторые методические аспекты работы по развитию речи учащихся начальной школы [Электронный ресурс], 2010. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-metodicheskie-aspekty-raboty-po-razvitiyu-rechi-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly/viewer , свободный.