СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема социального неравенства в произведениях ф.м. достоевского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится на сравнительном анализе.

Просмотр содержимого документа
«Проблема социального неравенства в произведениях ф.м. достоевского»

ДОБРОГО ВСЕМ ДНЯ! Сссссссссссссссссссссссссссс

ДОБРОГО ВСЕМ ДНЯ!

Сссссссссссссссссссссссссссс

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

ПРОБЛЕМА

СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

«Бедные люди» Семья бедняков у нашей хозяйки комнату нанимает… Он какой-то чиновник без места . Семейства у него — жена и трое детей. Они, я слышал, задолжали хозяйке; слышал тоже, что у самого-то неприятности есть какие-то, по которым он и места лишился .. . Бедны-то они, бедны — господи, бог мой! Всегда у них в комнате тихо и смирно, словно и не живет никто. Даже детей не слышно. Как-то мне раз, вечером, случилось мимо их дверей пройти; слышу всхлипывание, потом шепот, потом опять всхлипывание, точно как будто плачут, да так тихо, так жалко, что у меня всё сердце надорвалось…

«Бедные люди»

Семья бедняков у нашей хозяйки комнату нанимает… Он какой-то чиновник без места . Семейства у него — жена и трое детей. Они, я слышал, задолжали хозяйке; слышал тоже, что у самого-то неприятности есть какие-то, по которым он и места лишился .. . Бедны-то они, бедны — господи, бог мой! Всегда у них в комнате тихо и смирно, словно и не живет никто. Даже детей не слышно. Как-то мне раз, вечером, случилось мимо их дверей пройти; слышу всхлипывание, потом шепот, потом опять всхлипывание, точно как будто плачут, да так тихо, так жалко, что у меня всё сердце надорвалось…

И целый год я обязанность свою исполнял благочестиво и свято и не касался сего (он ткнул пальцем на полуштоф), ибо чувство имею. Но и сим не мог угодить; а тут места лишился, и тоже не по вине, а по изменению в штатах, и тогда прикоснулся!.. 

И целый год я обязанность свою исполнял благочестиво и свято и не касался сего (он ткнул пальцем на полуштоф), ибо чувство имею. Но и сим не мог угодить; а тут места лишился, и тоже не по вине, а по изменению в штатах, и тогда прикоснулся!.. 

Макар Девушкин: «Отчего так всё случается, что хороший-то человек в запустенье находится, а к другому счастие само напрашивается? Зачем одному еще во чреве матери прокаркнула счастье ворона-судьба, а другой из воспитательного дома на свет божий выходит? Бывает же так, что счастье-то часто Иванушке-дурачку достается. Ты, дескать, Иванушка-дурачок, ройся в мешках дедовских, пей, ешь, веселись, а ты, такой-сякой, только облизывайся; ты, дескать, на то и годишься  А ведь что это за человек? Это какая-то дрянь, а не человек, просто дрянь; так себе, только числится, а на деле его нет. Грешно так думать, да тут поневоле как-то грех в душу лезет…»

Макар Девушкин:

«Отчего так всё случается, что хороший-то человек в запустенье находится, а к другому счастие само напрашивается? Зачем одному еще во чреве матери прокаркнула счастье ворона-судьба, а другой из воспитательного дома на свет божий выходит? Бывает же так, что счастье-то часто Иванушке-дурачку достается. Ты, дескать, Иванушка-дурачок, ройся в мешках дедовских, пей, ешь, веселись, а ты, такой-сякой, только облизывайся; ты, дескать, на то и годишься А ведь что это за человек? Это какая-то дрянь, а не человек, просто дрянь; так себе, только числится, а на деле его нет. Грешно так думать, да тут поневоле как-то грех в душу лезет…»

Родион Раскольников: «...люди , по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово... Первый разряд, вообще говоря, люди по натуре своей консервативные живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение…Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь…»

Родион Раскольников:

«...люди , по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово... Первый разряд, вообще говоря, люди по натуре своей консервативные живут в послушании и любят быть послушными. По-моему, они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение…Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь…»

ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ 1. О чем рассуждает главный герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин? Какой грех в его душу лезет? 2.  Какие жизненные обстоятельства могли подтолкнуть Макара Девушкина к подобным размышлениям? 3.  Какую общую мысль вы могли отметить в рассуждениях Макара Девушкина и Раскольникова? 4.  Есть ли предпосылки к тому, что через 20 лет Макар Девушкин может пойти на убийство? Почему? 5. Какие жизненные обстоятельства подтолкнули Раскольникова к убийству старушонки? 6. Какие социальные гарантии могли бы помочь обездоленным героям?

ОТВЕТИМ НА ВОПРОСЫ

1. О чем рассуждает главный герой романа «Бедные люди» Макар Девушкин? Какой грех в его душу лезет?

2. Какие жизненные обстоятельства могли подтолкнуть Макара Девушкина к подобным размышлениям?

3. Какую общую мысль вы могли отметить в рассуждениях Макара Девушкина и Раскольникова?

4. Есть ли предпосылки к тому, что через 20 лет Макар Девушкин может пойти на убийство? Почему?

5. Какие жизненные обстоятельства подтолкнули Раскольникова к убийству старушонки?

6. Какие социальные гарантии могли бы помочь обездоленным героям?

Судьба Сони Мармеладовой нашла отражение в романе Гаяза Исхаки «Теләнче кызы» («Нищенка»)

Судьба Сони Мармеладовой нашла отражение в романе Гаяза Исхаки «Теләнче кызы» («Нищенка»)

 Сәгадәт исемле кыз, тамак туйдыру чарасы калмагач фәхишәләр, йортына килеп эләгә.  Әсәрнең төп фикере: байлар һәм ярлылар булганда, беренчеләре икенчеләренең, һичшиксез, корбанына әвереләчәк.

Сәгадәт исемле кыз, тамак туйдыру чарасы калмагач фәхишәләр, йортына килеп эләгә.

Әсәрнең төп фикере: байлар һәм ярлылар булганда, беренчеләре икенчеләренең, һичшиксез, корбанына әвереләчәк.

Статья из газеты KazanFirst от 2 февраля 2022 г. В Казани мужчина спас девочку из подъездной каморки. В столице Татарстана прохожий спас 6-ти летнюю девочку, которую закрыли в каморке на улице Зорге. Он, услышав плач ребенка, сразу же бросился в сторону голоса и обнаружил, что звук издается из запертого помещения между двумя подъездами . Позже выяснилось, что в помещении живет семья дворников, у которых дочь и сын.

Статья из газеты KazanFirst

от 2 февраля 2022 г.

В Казани мужчина спас девочку из подъездной каморки.

В столице Татарстана прохожий спас 6-ти летнюю девочку, которую закрыли в каморке на улице Зорге. Он, услышав плач ребенка, сразу же бросился в сторону голоса и обнаружил, что звук издается из запертого помещения между двумя подъездами . Позже выяснилось, что в помещении живет семья дворников, у которых дочь и сын.

Домашнее задание  Подобрать цитаты, характеризующие отношение героев романа к Раскольникову. * Напишите сочинение-рассуждение на тему «Сердцем человек чувствует боль»

Домашнее задание

  • Подобрать цитаты, характеризующие отношение героев романа к Раскольникову.
  • * Напишите сочинение-рассуждение на тему «Сердцем человек чувствует боль»