СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема социокультурной адаптации личности в объединениях художественно-эстетической направленности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное образование детей обладает нереализованным потенциалом в социокультурной адаптации личности. Реализация данного потенциала предполагает целенаправленное моделирование структуры и процесса социокультурной адаптации, выступает оной из приоритетных функций современного дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Проблема социокультурной адаптации личности в объединениях художественно-эстетической направленности»

ПРОБЛЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.


Социальная деструкция и нестабильность современного общества, порождающие негативные последствия, высвечивают аспекты, связанные со сложной системой общественных отношений детей - особой категории социума. Особенность и специфичность их общественного статуса определяет сегодня детство не как подготовку к жизни, а как период жизнедеятельности, обладающий не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого. Поэтому дети закономерно рассматриваются наукой как автономная социально-демографическая, культурная и психологическая группа, имеющая на современном этапе развития российского общества множество собственных проблем.

Социокультурные реальности в России характеризуются сегодня обострением внутренних противоречий личности, особенно детской, связанной со сменой общественных ориентиров, неопределенностью в образовательной политике, проблемами семейного воспитания, отсутствием детских общественных формирований и проблемами детского досуга. Все это побуждает профессионалов, педагогов еще раз задуматься над тем, насколько сложившаяся практика художественного-эстетического образования детей и подростков отвечает актуальным задачам формирования в обществе растущего человека, возрождения и развития подлинной культуры как высшей человеческой ценности. Ценность же личности для себя и общества определяется, прежде всего, присущей ей уровнем культуры, степенью ее духовного и творческого развития, осознанным пониманием собственной значимости и неповторимости в окружающем ее мире.

Как известно, детям в период становления свойственна недостаточная способность адаптироваться к усложняющимся условиям жизни. Формирование взрослого поведения у ребенка происходит в условиях постоянного выбора между тем, что предлагают институты воспитания (детский сад, школа, семья и т.д.) и нормами, складывающимися под воздействием специфической субкультуры, присущей среде обитания школьников. А засилье в средствах массовой информации, на телевидении псевдокультурных, агрессивных и антигуманных, можно сказать, диверсионных тенденций несет дополнительную угрозу снижения нравственных критериев в сознании и поведении школьников, ведет к нарастанию стрессовой ситуации, состоянию тревоги, агрессии, душевной напряженности и подавленности.

Имеющийся сегодня разрыв в обществе между образованностью и воспитанностью, который можно рассматривать в качестве одной из причин, порождающий проблемы детства, проявляется в немотивированной жестокости уже в детском возрасте, наличии асоциальных и антисоциальных молодежных групп. Крайне тревожит рост преступности, ситуация, когда грубость, нецензурная речь среди школьников стали не проявлением хулиганства, а нормой поведения.

Число преступлений в школьной среде значительно меньше, чем в студенческой. Однако тревожит устойчивая тенденция к росту количества правонарушителей среди детей и подростков. Причины - это не только ухудшение общей экономической ситуации, но и деформация социальных норм и духовных ценностей в обществе, кризис традиционных институтов социализации личности, прежде всего семьи и учреждения образования. Социальное одиночество, которое испытывают «неблагополучные» дети и подростки, является следствием межведомственной разобщенности структур, осуществляющих образование и воспитание. Кроме этого - причины в семье, сложности общения со сверстниками и взрослыми. Все это в совокупности влияет на самочувствие и социокультурную адаптацию детей.

Очевидно то, что социум находится в глубоком, кроме прочих, культурно-идеологическом кризисе и, как взаимосвязанная закономерность этого явления - проблемы, уходящие корнями в систему образования и воспитания подрастающего поколения. Сегодня ощутимы серьезные предпосылки нравственного и духовного обеднения, «разруха в умах и душах», проявляющиеся у поколения, которое завтра станет будущим России. Как видим, кардинально изменившееся социокультурное пространство формирования растущего человека как личности, выдвигает перед обществом необходимость определения основных параметров системы дополнительного образования детей и художественно-эстетического в том числе. При этом вопросы образования в данном контексте в значительной степени касаются проблем результативности процесса, то есть проблем «внутри» самой отрасли, выраженных критериями и показателями успешности молодежи в жизни, ее способности к осмыслению, пониманию и вхождению в жизнь.

Образование - это сложный процесс отбора наиболее главного и важного в научном и информационном мире с позиции сегодняшнего дня и с высвобождением «места» для постоянно увеличивающегося объема нового. Несвоевременное выявление существенных потребностей общества в качественных и количественных параметрах, отставание системы дополнительного образования детей от темпов развития общества ведет за собой отмеченные выше диспропорции и негативные социальные последствия и значительно умаляет социально-педагогическую роль системы дополнительного образования. Такое положение правомерно охарактеризовать как инерционность системы образования, которое в полной мере проявляется в учебных заведениях дополнительного образования. Попытаемся доказать этот тезис.

На дополнительное образование возлагают решение собственных задач в перестройке структуры системы образования, его нацеливают на совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий. Кроме того, укрепление взаимосвязей образования, науки, культуры, ориентирует на изучение спроса и предложений на услуги дополнительного образования детей.

Специальное распоряжение Правительства конкретизирует меры по развитию дополнительного образования и рекомендует органам управления образования субъектов Федерации обратить особое внимание на состояние системы дополнительного образования детей, разработать региональные программы и первоочередные меры, направленные на ее дальнейшее развитие с учетом локальных проблем (приказ №246 от 26.01.2001 года, в котором объявляется: Правительство РФ. Распоряжение №1847-Р от 27 декабря 2000 г.).

В этом контексте обратимся к характеристике традиционной системы дополнительного образования детей в сфере художественно-эстетической направленности на современном этапе. Эмпирический анализ, позволяет говорить о значительном отставании учреждений дополнительного образования, к которым относится большая сеть центров детского творчества, школ искусств, эстетических центров и т.д., от требований современности, наработок прикладных наук в области развития личности, социокультурной адаптации формирующегося человека. Способствует нарастанию проблем в системе художественно-эстетического образования детей, отделение системы начального художественно-эстетического образования от общей системы образования.

Мой многолетний опыт работы в этой системе позволяют сделать собственный вывод: наряду с приобщением к духовным ценностям, учреждения дополнительного образования детей могут расширять задачи, вырабатывать у обучающихся собственный взгляд на мир, стиль восприятия и осмысления его, корректировать убеждения с требованиями человеческих стандартов, времени и той общности, в которой приходится жить.

Определенное мнение по этому поводу высказывает М.М. Берлянчик, кандидат искусствоведения, вице-президент Сибирской ассоциации деятелей эстетического воспитания подрастающего поколения. Размышляя о сложившейся тенденции в системе детского художественного образования, он пишет о том, что существующие проблемы «...ставят в повестку дня задачи научной разработки широкого круга вопросов...от создания методологической базы и концептуальных основ художественной педагогики до построения разнотипных моделей содержания и организации деятельности специальных учебных учреждений».

Осуществляя художественно-образовательную деятельность многие десятилетия, учреждения дополнительного образования детей не имели четко сформулированной концепции и программы развития художественного образования. Лишь в 2001-ом году, приказом №1403 от 28.12.01 г. утверждается и принимается Концепция художественного образования в Российской Федерации, опирающаяся на основополагающий государственный документ - «Национальную доктрину образования в Российской политике». При всей значимости этого документа, который определяет стратегические направления государственной политики в сфере культуры и искусства на развитие человеческой индивидуальности, включающей социокультурную и творческую стороны личности, в его содержании и основных методологических принципах более прочитывается, на мой взгляд, тенденция формирования «художественно-практической компетентности».

Распределяя содержание художественного образования по трем уровням, в концепции лишь (!) на уровне среднего и высшего обучения предполагается полноценная социокультурная самоидентификация молодых людей. В разделе, определяющем методологические принципы освоения содержания художественного образования и путей реализации концепции, недостаточно акцентируется психолого-педагогический аспект развития личностных качеств на начальных этапах художественно-эстетической деятельности, содержащий большие потенциальные возможности раскрытия и утверждения в ребенке чувства собственной значимости уже с раннего возраста.

В настоящее время очевидным становиться ряд позитивных явлений, указывающих на изменение подходов к организации художественного развития и воспитания детей. Однако, во многих исследованиях, посвященных проблемам художественно-эстетического образования детей и подростков, в подавляющем большинстве разрабатываются узко-методические проблемы, касающиеся, прежде всего, технологических вопросов обучения художественным навыкам, частных методик, связанных с подготовкой учащихся к профессиональной деятельности. Менее всего рассматриваются вопросы формирования социально активной личности и создания в учреждениях художественно-эстетического дополнительного образования адаптивно-образовательной среды, т.е. актуализирующие поиск более эффективных методов работы с детьми в художественно-эстетическом творчестве, разработку концептуальных основ осуществления социально-психологического сопровождения педагогической деятельности учреждений дополнительного образования детей. В имеющихся исследованиях по социальной адаптации обучающихся рассматриваются проблемы либо общего образования, либо проблемы социально-профилактической реабилитации подростков. При этом вопросы социокультурной адаптации обучающихся, развивающихся в благополучной среде, коими являются учреждения дополнительного образования, остаются за рамками основной массы научных исследований.

В фундаментальных трудах по проблемам возрождения и сохранения народной культуры, этнопедагогике, христианской психологии, теории социально-культурной деятельности, а также исследованиях, синтезирующих научные знания и духовный опыт человечества, исследованы вопросы, раскрывающие сущность социокультурной адаптации в процессе образования.

Подвергнув анализу ситуацию, связанную с падением общего культурного уровня среди молодежи, среди причин, как правило, отмечается недоработка общей школьной системы в становлении духовного мира подрастающего поколения, но при этом не акцентируется роль системы дополнительного образования. В этом направлении актуальны работы В.А. Горского. Его идеи рассмотрения дополнительного образования как постоянно расширяющегося пространства и последовательной смены состояний развития личности и ее самореализации могут служить методологической основой разработки содержания, форм и методов художественно-эстетического образования детей в современных условиях.

Сегодня становится очевидным, что система дополнительного образования детей является не только образовательным пространством, но и своеобразным инструментом социокультурной политики.

Дополнительное образование детей обладает нереализованным потенциалом в социокультурной адаптации личности. Реализация данного потенциала предполагает целенаправленное моделирование структуры и процесса социокультурной адаптации, выступает оной из приоритетных функций современного дополнительного образования.

Методологической основой исследования явились гуманистические концепции, развивающие личностный подход в освоении ребенком окружающего мира и процесса его социокультурной адаптации, протяженного во времени и пространстве, той его части, которая формирует самопознание, «ответственное действие». Методологической основой изучения адаптации личности стали ведущие принципы отечественной психологии: детерминизма, единства сознания и деятельности, отражения, общения. Теория личностно-развивающего обучения в условиях дополнительного образования детей позволяет обосновать психолого-педагогические подходы, используемые технологии социокультурной адаптации детей:

-концептуальные идеи философских теорий о личности как субъекте деятельности и высшей социальной ценности;

-идеи гуманизации и демократизации образовательной системы современной России;

-методологию системного понимания педагогической действительности в художественно-эстетическом творчестве, его роли в активной деятельности человека по самореализации;

-современную парадигму социокультурной деятельности, как совокупность педагогических технологий, обеспечивающих превращение культурных ценностей в регулятор социального взаимодействия;

-важнейшие подходы в современной педагогической и психологической науках о единстве воспитания, развития и обучения личности на философско-религиоведческих, культурологических идеях и принципах;

-этнопедагогические методы, раскрывающие ценность народной педагогической культуры в процессе самореализации личности.






Однодворцева Татьяна Васильевна,

педагог дополнительного образования