Структура урока | Этап проблемной технологии | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Формулировка проблемной ситуации. | Мотивироваться к учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Организует обсуждение пословицы: «Век живи - век учись» | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Высказывают своё мнение. | Ф | Интерактивная доска. | | | К: воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Формулировка проблемной ситуации. | Актуализировать знания учащихся. | Словесный (беседа) Практический (самостоятельная работа) | Организует игру «Верю - не верю» для актуализации знаний: Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове? Есть безударные и ударные слоги? Слово можно перенести как захочется? Ударение в словах русского языка не свободное? Знак переноса выглядит так «-»? Организует проблемную ситуацию: «Существовало царство под названием Русский язык. Там жило много кого: состав слов, ударения, знаки препинания, существительные, глаголы и многие другие. Однажды пришли в царство буквы и цифры, и между ними развязался конфликт: не знают кто есть кто и чем они отличаются друг от друга. Тогда на помощь прилетела Мудрая Сова, и предложила способ решения. Стали тогда буквы и звуки в мире жить и помогать друг другу.» - Что скажете? - Как думаете, что предложила Мудрая Сова? -Мудрая Сова предложила разбиться на два лагеря и каждому из них дала свое особое значение. - А вы знаете, что это за два лагеря и что за особые значения? Чем отличаются буквы от звуков? Что такое буквы, а то такое звуки? | Анализируют содержание проблемы. Выдвигают предположения. | Ф Ф Ф | | | | П: устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; К: воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мир. |
3. Выявление места и причины затруднения. | Постановка учебной проблемы. | Выявлять место и причину затруднения в учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Проводит подводящий диалог. - В чём заключается проблема? - Какая тема урока? - Какая цель урока? | Узнать, что такое буквы и звуки, и чем они отличаются друг от друга. Определяют тему урока. Формулируют цель. | Ф | Интерактивная доска. | | | П: с помощью педагогического работника формулировать цель. К: воспринимать и формулировать суждения; | |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Поиск решения. | Учащиеся строят план выхода из затруднения. | Словесный (беседа) | Демонстрирует пункты плана на интерактивной доске, которые перепутаны. | Читают пункты плана. Составляют правильный план действий. 1. Сформулировать гипотезу. 2. Узнать, что такое буквы и звуки. 3. Научиться различать буквы от звуков. 4. Применить новое знание при выполнении заданий. | Ф | Интерактивная доска. | | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; К: воспринимать и формулировать суждения; | |
5. Реализация построенного проекта. | Решение проблемы. | Раскрыть конкретный смысл формы рода существительных. | Словесный (беседа) Практический (работа с учебником; практическая работа; работа с листом исследователя) | Организует выдвижение гипотезы. Организует работу с учебником на стр. 79. Чтение правила. Организует выполнение упр. 115 в парах. | Выдвигают гипотезу: «Предположим, что буквы и звуки отличаются друг от друга.» Читают правило. Сравнивают слова, устанавливают основания для сравнения. | П | | Контроль учителем. | Объяснять, что такое буквы и звуки и чем они различаются. Верно определять что такое буквы и звуки и чем они различаются. | П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы. К: воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мир. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Решение проблемы. | Применять полученные знания на практике с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует формулирование выводов по сделанному упр. Организует чтение текста под обозначением «Вспомните». Сравнение вывода. Организует выполнения упр. 117 в группах. Контролирует работу. | Делают выводы. Читают текст. Сравнивают свой вывод с текстом. Находят сходства и различия слов в каждой паре. Отчитываются о проделанной работе. | Ф Г | | Контроль учителем. | Объяснять, что такое буквы и звуки и чем они различаются . Верно определять что такое буквы и звуки и чем они различаются . | П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы. К: воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мир. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Решение проблемы. | Проверка полученных знаний учащимися на уроке в самостоятельной работе с самопроверкой по эталону. | Словесный (слово учителя) Практический (сам. работа) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся по карточкам. Объясняет задание. Выводит на слайд правильные ответы. Организует самопроверку. | Выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самопроверку по эталону. | И | Интерактивная доска. | Самоконтроль. | Объяснять, что такое буквы и звуки и чем они различаются . Верно определять что такое буквы и звуки и чем они различаются . | П: устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок | Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мир. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Проверка правильности решения. | Включить в систему знаний и повторение основные моменты урока. | Словесный (беседа) | Организует задание придумать обобщающие вопросы ко всему пройденному разделу. Организует проверку, посредством задавания вопросов соседу по парте. Обобщает тему. | Составляют вопросы. Задают и отвечают на вопросы. Делают выводы. | И П | | Взаимоконтроль | Объяснять, что такое буквы и звуки и чем они различаются . Верно определять что такое буквы и звуки и чем они различаются ся . | П: устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы; К: воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мир. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Проверка правильности решения. | Оценить учебную деятельность, подвести итоги урока. | Словесный (беседа) | Организует возвращение к цели и плану урока. Задаёт вопросы: - Достигли цель? - Выполнили план урока? - Удалось ли решить проблему? - Доказали гипотезу? Организует оценивание учащимися своих действий, через приём «Мишень». | Высказывают своё мнение. Анализируют свою деятельность на уроке. | Ф | Интерактивная доска. | | | Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; К: воспринимать и формулировать суждения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; | |