СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение как часть системно-деятельностного подхода в образовании.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о проблемном обучении как части системно-деятельностного подхода в образовании.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение как часть системно-деятельностного подхода в образовании.»

Проблемное обучение как часть системно-деятельностного подхода в образовании.


Основная педагогическая задача в современных условиях – организация условий, инициирующих детское действие. Целью образования становится способность учащегося к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, система учебных действий. Таким образом, ключевым в учебно -воспитательном процессе должен стать деятельностный подход в результате которого из школы выйдет любознательный, критически мыслящий, готовый к выбору, активно познающий мир и себя человек с исследовательским интересом к окружающей действительности, способный самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. умения учиться. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Выполнить эти задачи поможет деятельностный метод обучения. Системно-деятельностный подход лежит в основе ФГОС. Он обеспечивает:

– формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

– проектирование и конструирование социальной среды развития, учащихся в системе образования;

– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

– построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Основная идея данного подхода заключается в том, что главный результат образования — это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. А. Г. Асмолов характеризует системно-деятельностный подход как процесс, направленный на развитие личности, формирование ценностных ориентиров, способности к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Применение системно-деятельностного подхода на уроке истории начинается с этапа целеполагания, определения цели и задач урока т. е. планирования учебной работы. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, которые необходимо рассмотреть на уроке.

На каждом этапе урока учитель должен стремиться развивать мыслительную деятельность учащихся, стремиться заложить основы для формирования ключевых компетенций учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, учащимся необходимо самим найти из нее выход. Функция учителя носит в данный момент лишь направляющий и корректирующий характер. Учащиеся должны доказать право существования их гипотезы, отстоять свою точку зрения.

На уроках истории, в рамках использования системно-деятельностного подхода необходимо использовать формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, практикумы и др.), рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок исторических событий. В таком случае традиционный комбинированный урок при деятельностном подходе в обучении не сводится традиционной формуле “опрос — сообщение учителем новых знаний — закрепление их учащимися”, а, как правило, должен быть построен как сочетание разных видов самостоятельной работы школьников. Например, при изучении темы «Основные сословия российского общества», я предлагаю учащимся самостоятельно сравнить права, обязанности и условия жизни представителей разных сословий в XVII в., используя материал учебника, исторических документов, и сделать выводы о жизни российского общества в данный период времени. Работая с источником, каждый ученик самостоятельно проходит свой индивидуальный путь познания. В ходе выступления, учащиеся заполняют в тетрадях таблицу, дополняя высказывания отвечающего ученика. Коллективное рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные точки отсчета, критерии оценок, провести обмен мнениями. На уроках истории и обществознания можно также практиковать составление опорных конспектов в виде плана, схем. Данный метод преподавания истории позволяет систематизировать информацию, полученную учащимися на уроке, расположить ее в логической последовательности, а также выделить главное.

Особую роль в организации урочной и внеурочной деятельности играет исследовательский метод (технология исследования), при котором учитель выступает в роли организатора самостоятельной, творческой, поисковой деятельности учащихся. Ученики самостоятельно решают новые для них познавательные задачи или находят новые способы истолкования тех или иных проблем. Так этот метод интересно использовать на уроках, когда дети готовят доклады и сообщения; во внеурочной деятельности, при подготовке к олимпиадам и конкурсам. Однако начинать нужно с простых заданий. Нельзя забывать слова Пифагора Самосского: «Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения». Несомненно, сначала сам учитель должен определить, что будет интересным для ученика, каким будет порядок работы, какие интересные стороны исследуемого материала можно рассмотреть, какими будут приемы и методы работы (от простого к сложному, от наблюдения до анализа и синтеза), какова значимость данной деятельности для ученика и учителя. Задача педагога – помочь раскрыться поисковым, коммуникативным и творческим умениям детей через исследовательскую деятельность.

Мои ученики являются активными участниками различных научно-практических конференций:» «Шаг в будущее», «Я-гражданин. Я –патриот», конкурса социальных проектов «Добрые дела Айхалу» и др. Ребята прорабатывают тему своих проектов, включаются в исследование. Данный вид учебной деятельности способствует формированию у учащихся навыков поисковой и аналитической работы, учит детей грамотному оформлению в письменной форме итогов своей работы, помогает грамотно сформулировать свои самостоятельные изыскания.

Важной формой обучения истории является форма работы с исторической картой. Работа с картой позволяет получить систематизированную историческую информацию о том или ином историческом процессе, событии, явлении, а также дает учащимся возможность ловко ориентироваться в историко-географическом пространстве.

Подготовка к ВПР требует от учащихся умения работать с иллюстрациями, картой, составления различных характеристик объектов.

При подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию уделяю большое внимание работе с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. Стараюсь сделать ученика опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками. Специальные упражнения помогают ученику вычленять главную мысль, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст.

Таким образом, современная жизнь предъявляет современному человеку жёсткие требования, такие как: коммуникабельность, креативность, высокое качество образования, целеустремлённость, и конечно, — умение ориентироваться в огромном потоке информации и умение социализироваться в любом обществе. Необходимость подготовки к будущей жизни и сама подготовка к ней закладывается в школе, именно поэтому сегодня меняются требования к образованию и приоритеты образования в принципе. Для того чтобы реализовать все требования, предъявляемые обществом и государством, необходимо сделать урок новым, современным!
Реализовать новые цели невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые знания. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт общения, целеполагания, достижения поставленных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки – то есть формируются те способности к самодеятельности. Деятельностный подход на уроке истории и обществознания предполагает формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающим потребностям общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального российского общества.

Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализоваться, создает условия для полноценного развития личности, развивает способности, обучающихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в социуме. Результатом обучения с использованием форм и методов деятельностного подхода является развитие у учащихся широкого круга компетентностей: гражданственной (социально-адаптивной), познавательной когнитивной), информационно-коммуникативной и др.

Как говорил известный английский политик Уильям Уорд: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет» .


Литература:

  1. Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта // Э.Н. Абдуллаев. Преподавание истории в школе. – 2012. - № 1.

  2. Алексашкина Л.Н Деятельностный подход в изучении истории в школе.//Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 9.

  3. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике – М., 1996. - 264 с.

  4. Бабанский Ю.К Оптимизация учебно-воспитательного процесса– М., 1984.

  5. Выготский Л.С. Психология развития человека – М.: Издательство Смысл ЭКСМО, 2005.

  6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка – М.: Издательство МГУ- 1985 – 45 с.

  7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М.: Педагогика,1986 – 1986 – 432 с.

  8. Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2011. - № 9 - С. 14-15.

  9. Дистверг А. Руководство к образованию немецких учителей // Избранное педагогическое сочинение. - М.:Учпедгиз, 1956 – 136-203 с.

  10. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований – М.: Издательство АПН РСФСР - 1962.

  11. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся // Преп. истории в школе. – 2012.- № 1

  12. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – Ростов н/Д: Феникс – 2005 – 474 с.

  13. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

  14. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию – М.: Просвещение 1989 – 390 с.