СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития"»

Важнейшим приоритетом начального образования остаётся формирование ОУУ, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых предполагает успешность обучения на последующих этапах образования.

Проблема формирования обобщённых способов, являющихся основой интеллектуального развития обучающихся приобретает особую актуальность.

Как научить ребёнка учиться, развивать его интеллектуальные способности, учитывая индивидуальные особенности каждого?

Для себя я нашла ответ на эти и другие вопросы в использовании технологии проблемного обучения.

* В нашей стране наибольший вклад в разработку проблемного обучения внесли А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, И.Я.Лернер и другие.

В педагогических науках принято считать определение, данное М.И.Махмутовым.

*…- это тип РО, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки,

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание, под руководством учителя, проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, и развитие мыслительных способностей.

Исходя из актуальности проблемы, мною представлена методическая разработка: *«Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития», *целью которой является – выявление психолого-педагогических условий, обеспечивающих применение проблемного обучения для интеллектуального развития обучающихся.

*Задачи: 1. Определить сущность деятельностного подхода в организации проблемного обучения.

2. Изучить практический опыт ведущих авторов по организации проблемного обучения.

3. Выработать систему учебных действий и умений формируемых в процессе обучения для развития интеллектуальных способностей школьников.

Изучая практический опыт ведущих авторов, и рассматривая сущность деятельностного подхода, пришла к выводу о том, что технология проблемного обучения позволяет эффективно решать задачи усвоения знаний,( посредствам активизации мыслительной деятельности обучающихся), развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.

Проблемное обучение помогло сделать мне важный шаг к формированию:

* Мотивов учения

Познавательного интереса

Способов умственных и учебных действий

Создание мотивации учения означает создание потребности в изучении данной темы. Активнее всего школьник включается в процесс, если сталкивается с противоречием, возникает желание разобраться. Конкретными мотивами обучающихся могут быть:

Интерес,

Стремление к поощрению

Центральную роль (в учебной деятельности) играет учебно-познавательный интерес. Именно он ориентирует ученика на процесс решения учебных задач.

Для формирования учебной мотивации, в своей педагогической деятельности использую различные приёмы и методы проблемного обучения: исследовательский, метод проблемного изложения, эвристический. Проблемно-поисковый метод реализую через такие приёмы, как

Приём созданием проблемных ситуаций,

  • Использованием приёма «незнайки», когда учитель преднамеренно допускает ошибки в записях, ученики исправляют их с доказательствами, демонстрируя способ действия.

  • Приём формирования учебных гипотез,

  • Приём формулирования выводов и обобщений

  • Использованием межпредметных связей

  • Использованием учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении практических заданий и др.

. А сформированность школьной мотивации отслеживаю через такие методы, как тестирование, анкетирование и наблюдение.

*Результаты представлены на данной диаграмме (Уровни сформированности школьной мотивации).

Умение учиться, это сложная многоплановая деятельность по овладению содержанием обучения и развитию способностей обучающихся.

Проблемное обучение реализуется с помощью учебных действий, охарактеризовать которые значит описать, что именно и как делает ученик. Оно приводит к тому, что действия и знания обучаемых становятся осмысленнее, прочнее, надолго запоминаются.

Система учебных действий по усвоению знаний и развитию способностей имеет три уровня:


*3. Усвоение

2. Понимание

1. Представление


Какие же учебные действия необходимо формировать на уровне представления?

Учебный процесс строю таким образом, чтобы в деятельность учащихся включалось как можно больше ощущений – слуховых, двигательных,

зрительных. Такие действия, способствуют возникновению в сознании учащихся абстрактного образа и играют важную роль в решении мыслительных задач.

Для сохранения представлений в памяти, необходимо также выполнять умственные и практические действия, которые представлены в этой таблице. (анализ, синтез, сравнение и т.д.; умственные действия включают в себя выделение главных признаков, придумывание собственных примеров, уточнение признаков ит.д.; Практические действия – построение схем, решение задач)

Устанавливать сходство и различие с ранее изученным материалом, абстрагирование – с помощью этих операций происходит осмысление.

Усвоение учебного материала предполагает понимание знаний, их запоминание и возможность активного использования в самостоятельной деятельности (Умственные действия состоят из таких мыслительных операций, как – сравнение, обобщение, классификация, систематизация, конкретизация)

Реализация целостной системы учебных действий, в рамках проблемного обучения, влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Д. «Учебные действия» Учебные действия чрезвычайно разнообразны, поэтому при оценке сформированности учебных действий я учитывала обобщённые характеристики:

1.Степень самостоятельности в процессе решения задач;

2. Осознание способов осуществляемого действия;

3.Возможность его осуществления в изменённых условиях.


В результате выполнения действий, возникает продукт. В проблемном обучении конечной целью является формирование способа действий, т.е. умения. (Умение – это освоенный человеком способ действия)

Таблица.

Развивать интеллектуальные способности в рамках проблемного обучения,

позволяет усвоение предмета через систему умений

Такие базовые умения, как концентрировать внимание, запоминать, мыслить логически – определяют познавательные способности учащихся. Умение каждого блока является составным. Для реализации каждого из них я создаю условия для выполнения более простых действий. Например, умение мыслить логически предполагает наличие таких умений, как: сравнивать, анализировать, обобщать и т.д.

Общие и межпредметные умения выполняют организационные и исполняющие функции: работать с учебником, делать выводы, составлять алгоритмы, осуществлять самоконтроль.

Предметные умения определяются характером изучаемого предмета: решать задачи, строить модели, анализировать и т.д.

Главное условие для успешной реализации проблемного обучения, которое обеспечивает интеллектуальное развитие обучающихся, является мастерство в постановке проблем такой степени трудности, которые соответствует познавательным возможностям учащихся и организации самостоятельной работы каждого через дифференцированный подход обучения. Для этого использую разноуровневые задания, комплексные проверочные работы и возможности информационно-коммуникативных технологий.

Постоянная систематическая работа по этой технологии помогла повысить результаты обучения.

Также показателем эффективности проблемного обучения служит формирование творческих способностей обучающихся:

Внедрение технологии проблемного обучения в рамках традиционной программы позволило мне улучшить развитие общеучебных умений и навыков, которые я представила на диаграммах и успешность моих учеников на школьном и городском уровне.