СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся в рамках обновленной программы содержания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся в рамках обновленной программы содержания»

КГУ «Средняя школа №17» акимата города Рудного












«Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся в рамках обновленной программы содержания ».










Учителя начальных классов:

Большакова Ирина Геннадьевна

Крекова Наталья Сергеевна





2019-2020 учебный год

Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше- предоставляет им возможностей самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения.

И. Лернер


Тема нашего выступления «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся в рамках обновленной программы содержания».

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.

Целью нашей работы является обобщение опыта по применению проблемного обучения для повышения мотивации на уроках математики и научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Почему мы выбрали данную тему? Проблемные вопросы и ситуации формируют у учащихся мыслительно- аналитические способности: умение делать выводы и умение строить обобщения на основе анализа, синтеза и оценки. Таким образом, новые знания, приобретённые самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно. Ученик перестаёт быть пассивным объектом, а становится активным субъектом. А учитель перестаёт быть транслятором информации.

Чтобы учителю создать проблемную ситуацию на уроке, нужно учащегося поставить перед необходимостью выполнения такого задания, где особое место будет занимать неизвестное.

Работая по данной теме, мы выделили следующие преимущества применения технологии проблемного обучения:

1) более высокий уровень умственного развития обучаемых;

2) сформирована познавательная самостоятельность;

3) развит интерес к учебному труду;

Сравним урок проблемного обучения с традиционным уроком

В своей работе мы используем следующие способы организации проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая (эвристическая) беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская работа. Проблемные ситуации можно создавать на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле изученных знаний. Для этого используем такие приемы:

  • Постановка проблемных задач.

  • Подводящий или побуждающий диалог.

  • Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.

Приведем несколько примеров  использования проблемных ситуаций на своих уроках:

Тема «Выражения со скобками»

Детям предлагается задание: Сравните выражения. Почему в одинаковых выражениях получились разные результаты?

8-3+4=9 8-3+4=1

У детей возникает затруднение. Поиск решения приводит к новому понятию «скобки» и к теме урока «Выражения со скобками»

Тема «Задачи»

1.Задачи с несформулированным вопросом.

На дереве сидело 5 синиц, прилетело еще 2 синицы.(1 кл)

Учащимся задаются вопросы:

Почему нельзя решить задачу?

Чего не хватает?

Что нужно добавить?

Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?

2. Задачи с недостающими данными.

Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого – на 1 км/ч больше. Через какое время пешеходы встретяться?

Учащимся задаются вопросы:

Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи?

Чего не хватает?

Что нужно добавить?

Докажи, что теперь задачу точно можно будет решить?

А можно ли что-нибудь извлечь даже из имеющихся данных?

Какое заключение можно сделать из анализа того, что дано?

3.  Задачи с излишними данными.

Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.

4. Задачи с несколькими решениями.

За три дня в магазине продано 120 кг яблок. В первый день продали 50 кг яблок, а во второй день – 25кг яблок. Сколько килограммов яблок продали в третий день? 

Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой.

5. Задачи с меняющимся содержанием.

Исходная задача. Туристы прошли за день 20 км, что составило 40% намеченного маршрута. Какова длина маршрута?

Второй вариант. Туристы прошли за день 20 км, и им осталось пройти 60% намеченного маршрута. Какова длина маршрута?

        Работа над темой самообразования нашла отражение в наших открытых уроках:

1.Урок по математике «Путешествие по достопримечательностям нашей столицы»

2.Урок по грамоте « Буква Цц»

        На всех уроках использованы проблемные ситуации.

     Таким образом, создавая на каждом уроке проблемную ситуацию, активизируется познавательная деятельность учащихся, тем самым повышается мотивация к учению.

Познавательная активность учащихся активизируется также через их участие в конкурсах и олимпиадах (Русский медвежонок, Ак бота, Атамекен, Геометрические фигуры в пространстве, Золотое руно).

        Работая над реализацией личного плана самообразования,  создали свои сайты «Инфоурок» и «Мультиурок», где разместили материалы со своими уроками в интернете. На каждый материал имеем свидетельство о публикации.  

В рамках обобщения и распространения педагогического опыта опубликовали статьи на сайтах «Учитель.КЗ», «Инфоурок», участвовали в олимпиадах на сайте «Филолог».

Таким образом, применение технологии проблемного обучения при изучении математики на наших уроках дает возможность обучающимся:

  • уметь работать с информацией, делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

  • повысить уровень мотивации.

  • уметь применять полученные знания в практической деятельности;

  • развить способности, которые позволяют найти выход из любой ситуации.

Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок.

И закончить свое выступление хочется словами И.Г.Песталоцци «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами».