Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение на уроках биологии как средство реализации требований стандартов второго поколения.»
Проблемное обучение на уроках биологии как средство реализации требований стандартов второго поколения.
Формировать устойчивые мотивы учения, интеллектуальные и творческие способности помогает система проблемных ситуаций.
Проблемное обучение, по мнению ряда авторов (Берг А. И., Криницкий Н. А., и др.) позволяет оптимально активизировать познавательную деятельность учащихся путем создания на уроке проблемных ситуаций, решение которых осуществляется в процессе учебной поисковой и исследовательской деятельности.
Учиться с увлечением и охотой ребенок будет в том случае, если педагог вовлекает его в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли или впечатления.
Приведу примеры использования вариантов проблемного подхода на различных этапах урока.
Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока. Например, в начале урока «Биосинтез белка» ставлю перед учащимися вопрос: «Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму к месту синтеза белка, ведь в этом случае была бы не нужна молекула- посредник – информационная РНК?»
Познавательная деятельность сочетает поиск ответа на вопрос на основе знаний о функциях ДНК. Ответ на этот вопрос носит гипотетический характер и может иметь неоднозначную трактовку со стороны специалистов.
Однако, значение таких вопросов и ответов на них в любом случае достаточно велико для процессов развития творческого мышления школьников и здесь можно сразу предложить задания ЕГЭ по этой теме А и В части.
Проблемное обучение на уроках биологии через решение задач.
Почему использую этот метод? Во-первых, в задаче необходимо: уметь сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; необходимо четкое знание терминов, их смысла; правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. В качестве домашнего задания выполняются задания С 6, вначале по темам «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Сцепленное наследование», «Генетика пола» , затем комбинированные. Очень большой интерес у учащихся вызывает составление родословной своей семьи. Это и история рода и страны и собственные корни и осознания себя частью родословного древа. Частью этой работы является и анализ родословных части С задания 6.
Подготовка сообщений к уроку способствует развитию познавательной самостоятельности, формированию умения реферировать научную литературу. Вопросы гигиены человека при подготовки к ЕГЭ затруднений потом не вызывают.
Заинтересовать, помочь в выборе темы с учетом индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Для этого предлагаю познакомиться с литературой, посмотреть видеосюжеты, DVD, компьютерные диски.
Все виды деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время
- помогают в подготовке к ЕГЭ
- решают вопросы профориентации, формирует круг научных интересов
- повышают уровень личностного развития (повышение самооценки, ценностного отношения к процессу обучения и самообразования)
- влияют на повышение положительной мотивации к изучению биологии.