Организационные моменты. I. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы. II. Решение учебной задачи | Здравствуйте ребята. Итак, друзья, внимания, Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок. А начнём мы с вами урок с отчёта дежурных. (отчёт дежурных) На прошлом уроке мы с что мы с вами выяснили? Тема Цели Проблема Что узнали нового на уроке? Какое было главное понятие на уроке? Вывод: Выяснили, что Египет и Междуречье - разные цивилизации. В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Слайд на экране). В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон столб покрыт ровными рядами клинописи. Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трех величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э. во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппары в Сузы. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра. – Как вы думаете, чем уникален этот столб? Все версии учитель фиксирует на доске. – Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе? – Какого же содержание этого теста? Сегодня на уроке мы должны узнать содержании текста, высеченного на столбе. Города Двуречья долго воевали между собой – кому из них быть главным. Победил в этой борьбе город Вавилон, под властью которого объединилось почти всё Двуречье. Располагался Вавилон в очень удобном месте – в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. (Слайд с картой Двуречья). По рекам купцы доставляли товары. По степям, горным тропам и пустыням издалека в Вавилон шли торговые караваны. Сюда привозили строительный лес и металлы, а вывозили зерно и шерсть. Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммурапи. (Слайд с изображением царя Хаммурапи). Он правил с 1792 по 1750 год до н.э. – А теперь внимательно рассмотрите фигуры на столбе. Как вы думаете, кто эти люди? Ученым удалось сделать перевод клинописного текста. Перед вами начало текста. (приложение 1) Задание: проанализировать текст и ответьте на вопросы: 1. С какой целью Хаммурапи был призван править людьми? 2. Каким образом Хаммурапи поддерживал порядок в стране? Решение задачи: Целеполагание Проблема: Справедливыми ли были законы царя Хаммурапи? Выясните основной смысл законов царя Хаммурапи? III. Изучение законов царя Хаммурапи (приложение 2) Первая группа получает текст со следующими статьями законов и заполняет таблицу "Хозяйство Вавилонского царства во времена Хаммурапи". Статьи законов для второй группы (правоведы): Статьи законов для третьей группы учеников (социологи): Статьи законов для четвертой группы учеников (отношения в семье): Статьи законов для пятой группы учеников «историки»: По ходу ответов на доске оформляется запись: Законы царя Хаммурапи – правила, обязательные для всех жителей страны. Они защищали: честный и добросовестный труд; частную собственность; своих подданных от обращения в рабство; семью и права детей. Законы сурово наказывали за преступления. По воле Хаммурапи на каменном столбе было высечено: законы установлены для того, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. Это не были пустые слова, хотя бы отчасти они соответствовали действительности. Вывод: одним из признаков перехода к цивилизации является наличие законов. | Готовятся к уроку Дают устные ответы Слушают рассказ учителя Высказывают версии Высказывают версии Высказывают версии Знакомятся с заданием на урок Следят за демонстрацией по карте Определяют на линии времени, сколько лет назад правил царь Хаммурапи? У доски выполняет и комментирует выполнение задание учащийся Устно отвечают Работают с текстом карточки в парах Просмотр видеосюжета, устные ответы Знакомятся с алгоритмом работы 1. Распределите роли (оратор, библиотекарь, секретарь). 2. Внимательно познакомьтесь с содержанием текста карточки. 3. Подготовьте план ответа. 4. Обсудите ответ в группе. 5. Подготовьте вывод. После того как работа выполнена, представители от каждой группы отвечают на поставленные вопросы перед классом. Делают записи в тетради Делают вывод | Познавательные УУД 1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения. 2. Выделять главное. 3. Находить в разных источниках достоверную информацию. 4. Определять понятия. 5. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. 6. Делать выводы. Личностные УУД 1. Оценивать себя с позиции гражданина. Коммуникативные Коммуникативные Познавательные Коммуникативные Регулятивные УУД 1. Определять цель – проблему. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность. 4. Работать по плану. 5. Оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные Коммуникативные Регулятивные 1. Определять цель – проблему. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность. 4. Работать по плану. 5. Оценивать степень и способы достижения цели. Коммуникативные |
Применение знаний | Приведите в соответствие преступления с наказаниями, согласно законам царя Хаммурапи (приложение 3). Какую информацию дают нам законы Хаммурапи? Можно ли их считать справедливыми? Почему? Отличаются ли современные представления о справедливости законов Хаммурапи от представлений свободных вавилонян? | Индивидуальная работа с карточкой Дают устный ответ Примерный устный ответ Могут сказать, что вавилоняне воспринимали эти законы как должное, что законы Хаммурапи позволяли управлять обществом и поддерживать порядок. Это делало государство сильным и развитым. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные |