Проблемное обучение на уроках истории и обществознания
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу. Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение.
Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала, в котором знания даются в готовом виде, уроком «открытия» знаний, где учащиеся выступают в роли исследователей. Роль учителя заключается в том, что он лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний. Таким образом, постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
Проблемный метод обучения - есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
как тема урока;
как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы: 1)побуждающий от проблемной ситуации диалог;
2)подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приѐмом;
3)побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы состоит из четырех последовательно осуществляемых этапов:
1) создания проблемной ситуации - означает ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации -представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.
3) побуждения к формулированию учебной проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Изучение истории и обществознания основывается на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.Проблемный метод обучения помогает активизировать учебную деятельность учащихся.
Этапы проблемного обучения.
I. Разработка проблемных вопросов.
Вопрос должен быть:
сложным, сопряженным с противоречиями;
увлекательным, но соответствующим логике науки;
емким, способным охватить широкий круг вопросов;
предполагающим научный спор;
создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Примеры проблемных вопросов по истории.
Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;
Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?
Примеры проблемных вопросов по обществознанию.
Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»
Сильная президентская власть в России: за и против».
Независимость судебной власти: миф или реальность?»
Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»
II. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию.
Через углубление проблемного вопроса;
Через поиск разных граней его решения;
Через сопоставление разных вариантов ответов.
III. Формы решения проблемных ситуаций.
Дискуссия;
Научный спор;
Проблемная лекция;
Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.
Модель урока-дискуссии по теме «Исторический портрет Николая II»
(История России 11 класс.)
П
роблемный вопрос к уроку:
Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»
Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.
В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».
Класс делится на две группы:
1 групп - поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II-«Кровавый».
2 группа – поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».
Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ и т. д.
Результаты поисково – исследовательской работы.
1 группа.
Факты:
Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.
«Кровавое воскресение», 1905 год.
Людские жертвы во время русско–японской и первой мировой войны.
2 группа.
Факты:
Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального.
Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.
Неизлечимая болезнь долгожданного сына.
Расстрел царской семьи.
Подведение итогов дискуссии, выводы.
Николай II – последний император из династии Романовых.
Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;
Многие считали его слабым правителем;
Многие считали его идеальным семьянином;
НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».
Проблемное обучение может проводится посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:
1
. Задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на СССР, другие же заявляют, что И.В.Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно работать по группам одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.
2.Задачи на противоположные высказывания одного ч
еловека.
Так, В.И.Ленин в 1919 году резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 году был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.
Задачи на оценку конкретной личности. Например «Н.С.Хрущев: черное и белое», « Иван Грозный: злодей или мудрец?», «И.В.Сталин: реформатор или деспот».
4. Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов. Учащиеся разрабатывают научно – исследовательские работы на темы: «Демографические взрывы и катастрофы», «Сила права или право силы?» и т. д.
Блок проблемных уроков по истории.
Урок 1. Становление Ивана Грозного как личности.
Проблемный вопрос к уроку: кто он, тиран или….?
Проблемное домашнее задание: каково влияние среды на становление личности Ивана IV?
Урок 2. Реформы 50-х гг.
Проблемный вопрос: была ли Россия сословно – представительной монархией?
Проблемное домашнее задание: в чем сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных штатов во Франции?
Урок 3. Опричнина.
Проблемный вопрос: зачем понадобилось создавать опричнину?
Проблемное домашнее задание: была ли жестокость Ивана Грозного абсолютно бессмысленной?
Урок 4. Внешняя политика России при Иване IV.
Проблемный вопрос: Почему Россия победила на Востоке и проиграла на Западе и на Юге?
Проблемное домашнее задание: какие внутренние и внешние изменения произошли в развитии России во времена Ивана IV?
Урок 5. (семинар). Иван Грозный и его время.
Оценки современников, историков. Разрешение проблемного вопроса к теме.
Вопросы:
Как оценивают деятельность и личность Ивана Грозного историки?
Ваше отношение к личности Ивана IV.
Альтернативные пути развития России при Иване
Рекомендации по применению проблемного обучения.
Для реализации главной цели социально – гуманитарного профиля: формирования исторического мышления необходимо:
1.Изучение истории и обществознания основывать на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.
2.На уроках необходимо использовать варианты проблемного обучения: поисковые и исследовательские методы.
Технологическая карта урока
Тема (тип урока): …
Цели урока по линиям развития личности | Варианты формулирования целей |
Картина мира в фактах | Учить использовать (такие-то факты и умения) в решении различных задач по объяснению картины мира |
Картина мира в понятиях | Учить использовать (такие-то факты и умения) в решении различных задач по объяснению картины мира |
Историческое мышление | Учить (на таком-то материале) решать задачи по выявлению причинно-следственных связей (каких) в развитии общества |
Нравственное самоопределение | Создать ситуации, требующие выбора… Способствовать формированию… |
Культурное, гражданское, патриотическое самоопределение | Создать ситуации, требующие выбора… Способствовать формированию… |
План урока (примерная форма)*
Этапы урока (порядок этапов может определять учитель при проектировании) | Организация этапа (доска и оборудование) | Основное содержание этапа |
Учитель | Ученик |
Создание проблем_ ной ситуации, проблема выдвижения версий | Побуждающий/ подводящий диалог. Работа с текстом, иллюстрацией, письменным заданием, фрагментом фильма. Формы работы: в парах/ в группах/индивидуально | Первый факт Второй факт | Проблема |
Актуализация знаний, планирование деятельности | … | Что знаем? Что нужно узнать? | (Варианты ответов) |
Выводы
На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.