Проблемное обучение на уроках русского языка
В основе проблемного обучения стоит постановка учителем или самими учащимися проблемы, которая может носить как практический, так и теоретический характер. Решение поставленной проблемы осуществляется учащимися индивидуально или (чаще) в микрогруппах. При этом урок строится по алгоритмам поискового обучения. Проблемное обучение может использоваться как элемент урока, на его основе может быть организовано изучение целой темы или даже учебного предмета.
При организации урока проблемного обучения необходимо соблюдать следующую последовательность шагов:
1. Постановка проблемы.
Учитель описывает проблемное поле, например, какое-то явление или процесс, которые необходимо объяснить. На этом этапе важно избежать мини-лекции и соблюдать правила постановки проблемы.
2. Осознание, обсуждение проблемы.
Учащиеся обсуждают проблему в микрогруппах или парах. Учитель может помогать им в обсуждении, задавая наводящие вопросы или вопросы на уточнение. При этом учитель должен помнить, что данный этап – это не решение проблемы и даже не создание плана по ее решению, а лишь обеспечение плацдарма для обучения. Учащиеся формулируют гипотезу по решению проблемы.
На этом и всех последующих этапах важно распределить роли в микрогруппах и фиксировать все результаты работы.
3. Обсуждение того, что известно группе о проблеме.
4. Выработка возможных путей решения проблемы (в микрогруппах).
5. Выработка плана решения проблемы.
Проблема переформулируется в задачи и конкретные действия членов группы (найти информацию в определенных источниках, спросить, провести наблюдение или эксперимент и др.). Задания распределяются между участниками микрогруппы и определяются сроки их выполнения. Подчеркнем, что группа сама распределяет задания между собой, учитель может помогать советом, но вмешивается в самых крайних случаях (если задания распределены неравномерно, или один и тот же ученик всегда получает задания одного типа). Необходимо следить, чтобы происходило чередование заданий между учениками в микрогруппе.
6. Работа по сбору материала.
В зависимости от целей изучения материала и времени, которым располагает учитель, работа может проводиться или непосредственно в классе, или вне его. Учащиеся работают самостоятельно, в основном индивидуально, в соответствии с распределенными заданиями.
7. Обобщение собранного материала в микрогруппах.
Каждый член группы рассказывает о выполненной работе и собранной информации. Создается общая картина. Вырабатывается структура решения проблемы. Происходит защита выработанного решения перед экспертами (другими микрогруппами). Если проблема не решена, то группа снова возвращается к первому этапу, переформулировав проблему. В этом случает вся работа проводится во внеучебное время, при консультациях учителя.
8. Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.
Мы привели здесь очень подробный алгоритм технологии проблемного обучения. Часто при работе в микрогруппах этапы 2-5 «смешиваются» друг с другом. Это возможно, если учащиеся имеют большой опыт эффективной работы в микрогруппах и работы по решению проблем. На начальных же этапах необходимо следить за последовательным выполнением всех этапов с тем, чтобы научить детей научно-обоснованному пути решения проблем.
Применение проблемного обучения на практике позволяет не только улучшить успеваемость обучаемых, но и понять им сам путь получения этих результатов; сформировать познавательную самостоятельность ученика, вникнуть в систему знаний, умений. Проблемное обучение позволяет с разных сторон взглянуть учащимся на решение задачи, а это уже творческий подход. Применение проблемного обучения поможет заложить еще в школе основу, систему знаний, которая необходима личности в условиях современной деятельности. Главная ценность проблемного обучения я считаю в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, и каждый из них имеет полное право искать и находить своё решение, отстаивать свое мнение.
В 5 классе при изучении темы «Правописание приставок на «з» и «с»» ставлю проблемный вопрос: всегда ли приставки на «з» пишутся с буквы «з»?
Слушайте внимательно сказку и приготовьтесь дать ответ на вопрос, который задан в начале урока.
Две королевы.
В одном королевстве жила гордая королева З. И были у неё прекрасные дочери: НИЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-. Весело жилось этим милым крошкам в королевстве. Были они звонки и дружили только со звонкими согласными. Но принцессы были до того любопытны, что отпросились у матери посмотреть соседнее королевство. Ранним утром, когда все спали, они выбрались из замка. Путь предстоял нелёгкий. Они шли и шли, но вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сёстры обрадовались. Но в этом городе жили только глухие согласные. Когда они постучали в ворота, показалась глухая буква С и спросила: «Кто там?» Принцессы звонко представились и спросили, можно ли войти. Королева С предупредила, что если они войдут в ворота, то они изменят свой облик, так как это царство глухих звуков и звонких здесь не любят.
Принцессы согласились и вошли в город. Но при каком условии, ребята? (Это проблемный вопрос)
Напишите продолжение сказки.
Ученики вовлечены в самостоятельную работу. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное её восприятие, так как нужно не просто слушать, но и искать ответ на заключённую в ней задачу.
В 5 классе при изучении приставок, корней, суффиксов дети выясняют, что это значимые части слова. Проблемный вопрос: почему основа не называется значимой частью слова? Изучая тему «Одушевленные и неодушевленные имена существительные», мною создана проблемная ситуация, и ученики сами приходят к выводу, какие существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными.
Хорошая проблема требует от учеников принятия решений или суждений, основанных на фактах, информации, логике и/или взаимосвязи. От учеников необходимо потребовать обосновать все решения и привести все причины с точки зрения изучаемого ими материала или более широких знаний. Проблема должна стимулировать учеников на выявление необходимых обобщений, важной информации, шагов и процедур, необходимых для ее решения.