Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые эксперты!
Позвольте мне представить Вашему вниманию опыт моей работы по теме «Проблемное обучение в рамках СДП: от далекого к близкому».
Начать мне бы хотелось с обоснования выбора данной темы для мастер-класса. 6 лет назад я пришла работать в школу. Не одна. В том же году вместе со мной в школы пришел пугавший педагогов ФГОС. Как нельзя кстати здесь была для меня пословица «не дай вам Бог жить в эпоху перемен»! Закончив институт по программам классического специалитета, я была очень далека от данной темы, поэтому мне пришлось освоить и исследовать очень большой объем информации. Тема работы по ФГОС как нельзя актуальна и по сей день. На сегодняшний день, основываясь на шестилетнем опыте работы по внедрению стандарта, уже можно сделать определенные выводы об эффективности использования конкретных приемов и методов, и в то же время избежать ошибок в работе, так как процесс введения ФГОС сегодня находится на самом своем «пике».
Слайд 2
Итак, основной задачей введения ФГОС стала задача превращения ученика из объекта ОП в субъект. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Слайд 3
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе.
Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Ключевое слово здесь – деятельность. «В действии порождается знание!» Дети становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.
Большой помощью в работе учителя может стать использование метода проблемного обучения. Это метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин.
Слайд 4
Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставится проблема, познавательнаю задача, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения.
Слайд 5
Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Что есть проблема? Это противоречие. Между имеющимися знаниями и предъявляемым материалом, между тем, что учащиеся уже умеют делать, и тем, что нужно сделать.
Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия.
Слайд 6
Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу. Задача учителя – превратить проблемную ситуацию в проблемную задачу.
Слайд 7.
Одним из способов решения данной задачи является использование проблемного диалога. Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, поэтому существуют различные уровни сложности работы на этапе постановки учебной задачи и открытия нового знания:
1-й уровень. Учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;
2-й уровень. Отличие состоит в том, что учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;
3-й уровень (самый высокий). Учитель доводит до учащихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.
Слайд 8. Приведу примеры разных способов использования проблемного диалога как метода проблемного обучения на уроке. (На моих уроках постановка темы и задач урока, а так же их решение выполняется в ходе специально организованного диалога. Автор технологии Мельникова Е.Л. определяет использование проблемного диалога на двух этапах урока: постановке темы и «открытии» нового знания).
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?».
Постановка проблемы | Анализ | Учитель | Ученики |
Предъявление противоречивых мнений | – Some people call this country England, some people say, “It is Great Britain”, the others name it UK. | (Проблемная ситуация.) |
Побуждение к осознанию | – What is strange? – Is it one country or three different countries? | – One country has many names. (Осознание противоречия.) |
Побуждение к проблеме | – What will we speak about today? | – The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland |
тема | Фиксирует тему на доске. | |
Слайд 9. Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?
| Анализ | Учитель | Ученики |
Постановка проблемы | Актуализация изученного | – Read the words | – Say, speak, tell |
| – What do they mean? | – Сказать говорить |
Задание на новый материал | – Can you put these words into correct places in the sentences? Работая в парах, ученики заполняют пропуски в предложениях | Do you … German? Mother … “Help me, please!” He always … funny stories. |
Проверка задания | – Let’s compare the results | Ученики вывешивают на доску листы с вариантами ответов. (Проблемная ситуация) |
Побуждение к осознанию | – Why do we have different sentences? | (Осознание проблемы) |
Побуждение к проблеме | – Why is it so? – What do we need o do the task? | – как правильно употребляются слова say, speak, tell |
тема | – Употребление глаголов say, speak, tell | |
Слайд 10. Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников (или ранее изученными закономерностями) и научным фактом (новым правилом) создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».
| Анализ | Учитель | Ученики |
Постановка проблемы | практическое задание «на ошибку» | На доске записаны слова Ii – pig, I, like, swim, hi, nine – Какая знакомая буква есть во всех словах? Можете попробовать прочесть слова? | – Ii Ученики пытаются прочесть |
предъявление научного факта сообщением | – Правильно прочтет Мистер Рул. | (Осознание противоречия.) |
побуждение к осознанию | – Что вы сказали сначала? – А что оказывается на самом деле? | |
побуждение к проблеме | – Чем же мы будем сегодня заниматься? | Учиться читать букву Ii в новых словах |
тема | Фиксирует тему на доске. | |
Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Слайд 11. Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока и задачи. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, а соответственно и мотивация. Одобрив цели, приняв их, ученики берут на себя часть ответственности за их реализацию. Цитаты. Всякая ли проблема принимается учащимися? Как сделать ее близкой учащимся? – 6 зачем?
Слайд 12. Другой способ – посмотреть на проблему под иным углом. Возможна помощь педагога. – характеристики учащихся.
Давайте попробуем использовать метод проблемного обучения.
Какое ваше любимое время года? Я люблю лето. А лето в деревне – просто красота! Чтобы вспомнить это прекрасное теплое время года, я принесла несколько картинок. Вот они. Ой! Вы знаете, я, кажется, их перепутала. Ой! А одну совсем потеряла. Но я надеюсь, что вы мне поможете. Давайте посмотрим на эти картинки. (РМ 1, лето)
Что здесь изображено?
Когда это происходит?
Какое время года и время суток?
Почему вы так решили?
Я прошу вас немного поработать в группах. Расставьте эти картинки по порядку.
Одной картинки по-прежнему не хватает, я так и не смогла ее найти.
Где же было ее место?
Что там могло быть изображено?
Нарисуйте недостающую картинку.
А я наконец-то нашла потерянную часть. Давайте сравним ее с вашими картинками.
А были ли в вашей жизни такие же истории? Ходили ли вы в детстве «на дело»?
Слайд 13. Значима ли проблема для вас? Задела ли лично Вас эта история? Захотелось поучаствовать? – возможны разные варианты.
А теперь мне хотелось бы задеть проблему, над которой можно долго размышлять. Задание с характеристиками.
Слайд 14. Вывод. Спасибо за внимание! Надеюсь, мк был для вас полезным и оставил свой «отпечаток» у каждого.