СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемный урок по теме" Чувашия в XVIII веке"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемный урок по теме" Чувашия в XVIII веке"»

Урок истории в 8 классе по проблемно-диалогическому методу обучения на тему:

«Чувашия в 18 веке»

Цель: Воспитание интереса к истории своего родного края, чувства

патриотизма, гордости за свой народ.

Задачи:

  • Расширять представления учащихся об истории родного края и традициях чувашского народа.

  • Развивать память, мышление, коммуникативные компетенции, умение

анализировать, обобщать и систематизировать информацию из различных источников.

  • Формировать ответственность за сохранение культурно-исторического

наследия родного края.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для работы в группах.

Тип урока: Урок получения нового знания.

Вид урока: исследование, представление проекта.

Подготовительный этап: Ученики заранее получают задание подготовить проект по теме «Реформы Петра I и Екатерины II для Чувашии». Этот проект готовят 4 ученика: первый ученик изучает развитие хозяйства, второй- развитие культуры, третий- условия жизни, четвёртый – оформляет презентацию. Пятый ученик изучает чувашские народные предания, в которых отражаются события XVIII века.

Ход урока:

  1. Актуализация опорных знаний. Выход на проблемную ситуацию (5 минут). На этом этапе в ходе диалога ученики определяют тему урока и вспоминают основные реформы Петра I и Екатерины II.

Учитель: Мы с вами закончили изучение истории России в XVIII веке. Но Россия многонациональное государство. На территории России  проживает более 150 различных  народов, в том числе и чуваши.   Согласно 1 ревизии (1719-1723 гг.), чуваши, насчитывавшие в общей сложности 217,9 тыс. человек, являлись одним из крупных народов России. В ряду зафиксированных тогда этносов они уступали лишь русским (11,1 млн.), украинцам (2 млн.), белорусам (382 тыс.), эстонцам (309 тыс.) и общему числу всех татар страны (293 тыс.).

Учитель обращается к ученикам и просит догадаться, о чём будем сегодня говорить.

Учитель: Значит, мы сегодня будем изучать историю чувашского народа в XVIII веке. Скажите, пожалуйста, деятельность какого из русских правителей была более значима в этот период. Конечно, Петра I и Екатерины II.

Учитель: Вспомним важнейшие мероприятия, проведённые этими правителями.

Ученики вспоминают реформы Петра I. Учитель уточняет ответы, приводит их к выводу о том, что при всех прогрессивных изменениях жизнь народа ухудшилась.

  • Была создана постоянная армия и флот.

  • Был получен выход в Балтийское море.

  • Строились мануфактуры и металлургические заводы на Урале.

  • Указ о единонаследии 1714 года уравнял положение боярства и дворянства.

  • Табель о рангах 1722 года уравнял старую и новую аристократию и в служебном положении. Ранги давались независимо от происхождения человека.

  • Церковь была подчинена государству.

  • Была усовершенствована система государственного управления. Появились новые органы власти. Страна разделена на губернии, в городах были созданы магистраты.

  • Произошёл подъём в культуре: строились школы, музеи, библиотеки, появилось профессиональное образование, развивалась наука.

Учитель: Где были найдены средства на все эти достижения?

Ученики: Всё это было сделано за счёт народа. В 1718-1724 годах вместо налога со двора была введена подушная подать. Крестьяне, помимо барщины и оброка, были обложены массой новых государственных повинностей и налогов. Были введены дополнительные работы и платежи « на местные нужды». Кроме того, рекрутские наборы отрывали тысячи крестьян от их хозяйств. В итоге жизнь простого народа ухудшилась.

Учитель: Правление Екатерины II называют эпохой « просвещённого абсолютизма» и «золотым веком российского дворянства». Вспомните, почему так характеризуется политика Екатерины II?

Ученики: При Екатерине II расширились привилегии дворянства, усилилась их власть над крестьянами. Положение крестьян ухудшилось.

Ученики называют важнейшие мероприятия в духе Просвещения.

  • Секуляризация церковных земель;

  • Просвещение народа

  • Учреждение дворянского Вольного экономического общества(1765 год);

  • Введение права на открытие предприятий без разрешения правительства( 1775 год);

  • Начало проведения школьной реформы (1786 год)

  • Созыв Уложенной комиссии.

Последний вопрос учителя: выход на проблемную ситуацию.

Учитель:

  • Вспомните, что такое Уложенная комиссия? Для чего она была созвана в 1767 году?

  • Что такое наказы? Для чего они составлялись?

Ученики говорят, что Уложенная комиссия была созвана для разработки нового Свода законов. Наказы - это предложения от разных слоёв населения по изменению их жизни, которые учитывались при разработке законов.

II. Создание проблемной ситуации (5 минут) На этом этапе ученики сталкиваются с противоречием. В ходе диалога формулируется проблемный вопрос.

Учитель: Когда для Уложенной комиссии (1767 год) составлялись наказы, чувашам было предложено внести свои предложения по улучшению жизни. Однако все заявили, что им живётся хорошо, что никаких проблем у них нет.

Учитель ведёт диалог с учениками по выявлению противоречия?

  • Что вас удивило в этой ситуации?

  • Что странного заметили?

Ученики:

С одной стороны, Екатерина II ждёт от чувашей предложений для улучшения их жизни.

С другой стороны, чуваши отказываются это делать.

В двух углах доски фиксируется это противоречие.

Возникает вопрос: Почему чуваши не воспользовались этой возможностью, не разработали свои предложения для Уложенной комиссии?

III. Выдвижение версий. (2 минуты) На этом этапе ученики предлагают разные варианты ответов на поставленный вопрос.

1. Чуваши в 18 веке жили хорошо.

2. Чуваши - неграмотный народ, не могут определить проблемы.

3. Чуваши – ленивый народ, ничего не хотят делать.

4. Чуваши - терпеливый народ, стойко выносят все тяготы.

5. Чуваши боялись, были напуганы.

IV. Планирование деятельности. (3 минуты) На этом этапе учитель в ходе диалога с учениками разрабатывает перечень вопросов, которые должны рассмотреть в ходе урока. Проговаривают план действий.

Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на этот вопрос и решить данную проблему?

Ученики: Нам надо знать, как жилось чувашскому народу в XVIII веке. Значит, мы должны знать ответ на следующие вопросы:

  • Как развивалось хозяйство?

  • Каковы были условия жизни чувашей?

  • Как складывались отношения между властью и народом?

V. Решение проблемы (15 минут). На этом этапе заранее подготовленные ученики рассказывают о том, как сказались реформы Петра I и Екатерины II на жизни чувашского народа. ( Приложение 1)
Ученики, подготовившие проект, рассказывают о последствиях реформ, проведённых Петром I и Екатериной II для чувашского народа. Используют мультимедийную презентацию.

VI. Применение нового знания на практике. (10 минут) На этом этапе идёт систематизация полученных новых знаний. Ученики отвечают на вопросы. Тем самым учитель готовит их к ответу на проблемный вопрос.

  • В связи с реформами 18 века стали ли жить чуваши лучше? Нет.

  • Как власть относилась к чувашам? Обложила новыми налогами, повинностями, насильно заставляла принимать христианство.

Об отношении чувашей к власти говорят чувашские народные сказки, в которых Пётр I предстаёт добрым царём. Ученик рассказывает сказку «Как Пётр I стал кумом чуваша». (Приложение 2).

Учитель предлагает рассмотреть документы. Распечатки документов учитель раздаёт ученикам. В этих документах даётся характеристика чувашского народа. ( Приложение 3.)

Ученики изучают этот документ и отвечают на вопрос:

Какие черты характера чувашей выделяют иностранцы?

Ответ: опрятные, добрые, простой, кроткий мудрый, доверчивый, честный народ.

VII. Рефлексия. Итог. Домашнее задание. (5 минуты) На этом этапе ученики возвращаются к проблемному вопросу и проверяют предложенные варианты ответов. Какие версии подтвердились?

1. Чуваши жили плохо.

2. Да, они были неграмотны.

3. Чуваши – терпеливый народ, верят в «доброго царя».

4. Да, они были напуганы.

Учитель: Как вы считаете, надо ли было чувашам составить свои наказы?

Как вы оцените подготовку проекта? Что вам было наиболее интересно?

Домашнее задание: подготовить синквейн о Чувашии в XVIII веке.

Приложение 1.

Задания ЕГЭ обществознание. Тип 12. (Различия между правами и обязанностями)

1. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности. 

  1.   Указание своей национальности.

  2. Сохранение исторического и культурного наследия.

  3. Участие в выборах органов власти.

  4. Уплата налогов.

  5. Свободное распоряжение своими способностями к труду.

  6. Пользование родным языком.

2. Выберите в приведённом ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1.  Уплата налогов.

  2.  Сохранение природы и окружающей среды.

  3. Получение высшего образования.

  4.  Заключение брака.

  5. Исповедование определённой религии.

  6. Забота о нетрудоспособных нуждающихся родителях.

3. Что из перечисленного по Конституции РФ относится к обязанностям человека и гражданина? Запишите цифры, под которыми они указаны. 

  1.  Православное вероисповедание.

  2. Уплата налогов и сборов.

  3. Участие в выборах органов государственной власти.

  4. Получение высшего образования.

  5.  Сохранение природы и окружающей среды.

  6. Соблюдение Конституции и законов страны.

4. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 

  1.  Защита Отечества.

  2. Уплата законно установленных налогов и сборов.

  3. Участие в управлении делами государства.

  4. Выбор рода деятельности и профессии.

  5.  Сохранение исторического и культурного наследия.

5. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 

  1.  Выбор профессии, рода деятельности.

  2. Защита Отечества.

  3. Обращение в органы государственной власти.

  4. Участие в выборах Президента РФ.

  5. Сохранение природы и окружающей среды.

6. Найдите в приведённом списке основные конституционные обязанности гражданина РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1.  Забота о памятниках истории и культуры.

  2.  Получение основного общего образования.

  3.  Получение социального обеспечения по возрасту.

  4.  Уплата законно установленных налогов и сборов.

  5.  Участие в выборах в органы местного самоуправления.

7. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1.  Сохранение исторического и культурного наследия.

2.  Уплата законно установленных налогов и сборов.

3.  Защита Отечества.

4.  Участие в управлении делами государства.

5.  Выбор рода деятельности и профессии.

8. Найдите в приведённом списке конституционные обязанности гражданина РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Забота о своих несовершеннолетних детях.

  2. Проведение собраний, митингов, демонстраций.

  3.  Сохранение исторического и культурного наследия.

  4. Обращение в органы государственной власти.

  5.  Доступ к государственной службе.

9. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие обязанности. 

1.  Сохранение исторического и культурного наследия.

2.  Уплата законно установленных налогов и сборов.

3.  Сохранение здоровья.

4.  Обеспечение получения детьми основного общего образования.

5.  Сохранение природы и окружающей среды.

10. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Участие в управлении делами государства.

  2.  Выбор рода деятельности и профессии.

  3. Сохранение природы и окружающей среды.

  4. Уплата законно установленных налогов и сборов.

  5.  Забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях.



Приложение 2.

Задания ЕГЭ обществознание Тип12, 15 (правовой статус человека и гражданина)

1. Установите соответствие между правовым положением личности в РФ и приведенными конституционными правами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА

A)  право на жизнь;

Б) право на участие в управлении делами государства;

B) право на защиту чести и доброго имени;

Г) право равного доступа к государственной службе;

Д) право иметь в частной собственности землю на приграничной территории.

ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА

1.  Гражданин РФ;

2.  Каждый человек, законно проживающий в РФ.

2. Что из перечисленного ниже относится к правам гражданина РФ?

  1. уплата налогов

  2. сохранение исторического и культурного наследия

  3. выбор места пребывания и жительства

  4. получение высшего образования

  5. получение основного общего образования

3. Что из перечисленного ниже относится к конституционным правам гражданина РФ?

  1. тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений

  2. указание своей национальной принадлежности

  3. бережное отношение к природным богатствам

  4. уплата законно установленных налогов и сборов

  5. сохранение исторического и культурного наследия

4. Что из перечисленного ниже относится к конституционным правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие права.

  1.  Соблюдение Конституции РФ.

  2.  Охрана природы и окружающей среды.

  3. Неприкосновенность жилища.

  4.  Участие в отправлении правосудия.

  5. Защита Отечества.

5. Что из перечисленного ниже относится к конституционным правам гражданина РФ?

  1. равенство перед законом

  2. охрана государством достоинства личности

  3. сохранение природы и окружающей среды

  4. защита Отечества

  5. уплата налогов и сборов

6. Что из перечисленного ниже относится к конституционным правам гражданина РФ?

  1. защита Отечества

  2. охрана природы и окружающей среды

  3. пользование родным языком

  4. равный доступ к государственной службе

  5. уплата налогов и сборов

7. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ?

  1. соблюдение Конституции РФ

  2. охрана природы и окружающей среды

  3. неприкосновенность частной жизни

  4. управление делами государства

  5. участие в отправлении правосудия

8. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ?

  1. указание своей национальности

  2. сохранение исторического и культурного наследия

  3. участие в выборах органов власти

  4. уплата налогов

  5. свободное распоряжение своими способностями к труду

9. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина России?
1. сохранение исторического и культурного наследия
2. уплата законно установленных налогов и сборов
3. сохранение здоровья
4. обеспечение родителями получения детьми основного общего образования
5. сохранение природы и окружающей среды

Приложение 3.

Задания ЕГЭ обществознание Тип 15 (Классификация прав и свобод человека и гражданина)

1. Установите соответствие между правами человека и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

А) равенство перед законом;

Б) право частной собственности;

В) право на участие в референдуме;

Г) право на жизнь;

Д) свобода труда.

ВИДЫ ПРАВ

1)  личные;

2)  политические;

3)  экономические.

 

2. Что из перечисленного относится к социально-экономическим правам граждан, гарантированным Конституцией РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1.  Право на защиту чести и достоинства.

  2. Право на отдых.

  3. Право на выбор любой религии или атеизма.

  4. Право на свободу экономической деятельности.

  5. Право частной собственности.

  6. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти.

3. Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1.  Защищать Отечество.

  2.  Избирать и быть избранным.

  3.  Исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой.

  4.  Проводить шествия и пикетирования.

  5.  Свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности.

  6.  Направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

4. Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Право на охрану здоровья.

  2. Право избирать и быть избранным.

  3. Право на социальное обеспечение по возрасту.

  4. Гарантии судебной защиты.

  5. Право выбирать язык общения.

5. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1.  Право на социальное обеспечение.

  2.  Право на жизнь.

  3. Право на жилище.

  4. Право на защиту чести и доброго имени.

  5. Право на свободу и личную неприкосновенность.

6. Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Право на социальное обеспечение по старости.

  2. Право на жизнь.

  3. Право на жилище.

  4. Право на защиту чести и доброго имени.

  5. Право на свободу и личную неприкосновенность.

7. Что из перечисленного относится к группе культурных свобод и прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Свобода творчества.

  2. Участие в культурной жизни.

  3. Сохранение исторического и культурного наследия.

  4. Сохранение природы и окружающей среды.

  5. Доступ к культурным ценностям.

8. Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Право на социальное обеспечение по возрасту.

  2. Право на жизнь.

  3. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

  4.  Право на свободу и личную неприкосновенность.

  5. Право на отдых.

9. Что из перечисленного относится к группе политических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1.  Право на доступ к любым государственным должностям.

  2. Право избирать и быть избранным.

  3. Право на защиту чести и доброго имени.

  4. Право на свободу и личную неприкосновенность.

  5. Право обращаться в органы государственной власти.

10. Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Право участвовать в отправлении правосудия.

  2. Право на жизнь.

  3. Право на защиту своей чести и доброго имени.

  4. Право быть избранным в органы государственной власти.

  5. Право на тайну переписки, телефонных переговоров.