Начавшийся еще в девяностые годы XX века процесс адаптации отечественного образования под западные образовательные системы растянулся на десятилетия. Этот процесс, ведущийся зачастую методом проб и ошибок, связан с изменением программ, внедрением пресловутой "болонской системы", постоянной ротацией стандартов и другими инновациями к которым не всегда готовы преподаватели и студенты как высших, так и среднеспециальных учебных заведений. И если высшая школа может при желании прямо копировать практику европейских и американских вузов, интегрируя ее в российскую действительность, то для среднеспециальных учебных заведений, переходящих на систему бакалавриата, зачастую отсутствует подобный образец.
Оставим здесь разговор о целесообразности бездумного копирования зарубежных образовательных систем, равно как и отвлечемся от централизованных программ, разрабатываемых министерством. На уровне непосредственно преподавания вопрос ставится о тех методиках, которые каждый педагог ссуза может применять в рамках этих централизованных программ и насколько здесь актуален опыт западноевропейских преподавателей. Сегодня подходы к теории и практике образования и воспитания заметно изменяются под влиянием процессов глобализации, компьютеризации, повсеместного использования сети интернет, медиасредств, дистанционного, личностно-ориентированного обучения. Все это ведет к использованию инновационных образовательных технологий. И большинство подобных образовательных технологий уже знакомы педагогам как гуманитарного, так и технического профиля. Кейс-метод, метод проектов, метод портфолио и прочие методы пусть иногда декларативно но нашли применение в практике даже многих консервативных преподавателей, отдающих предпочтение традиционным методикам.
Но гораздо интереснее для рядового преподавателя наблюдение непосредственно за практикой преподавания в североамериканских и западноевропейских аудиториях. Приемы, используемые для обучения специалистов, с которыми выпускники наши ссузов хотят быть конкурентноспособны, зачастую не являются экзотическими и вполне применимы в российских реалиях. Но при этом, местная специфика всегда накладывает отпечаток, делающий некоторые приемы неэффективными, бесполезными а порой и просто вредными в рамках отечественных образовательных моделей.
Не будем считать зарубежный опыт во всех сферах априори превосходящим отечественный и рассмотрим в частности особенности преподавания в учебных заведениях Соединенных Штатов Америки. При этом сразу определимся, насколько американские колледжи по статусу соответствуют учебным заведениям, дающим своим выпускникам среднее профессиональное образование. С одной стороны возраст детей в последних классах американских старших школ (high school) соответствует возрасту студентов первых курсов СПО в России (17-18 лет). Но сравнивать эти категории учащихся все же нельзя, поскольку high school - лишь ступень для получения высшего образования.
При этом, для российского обывателя несущественна разница между американскими college и university. Американский контекст существенно иной: «Колледж занимается тем, что передает студентам знания, накопленные в прошлом, чтобы они могли опираться на них как на живой источник в будущем. Университет — это главным образом ряд видов научной деятельности, которыми занимаются преподаватели и аспиранты с целью создания нового знания». Как говорил министр образования времен президентства Билла Клинтона, Ричард Райли: «Сейчас мы готовим наших студентов для работ, которые еще не существуют, при помощи технологий, которые не были изобретены, чтобы решать проблемы, о существовании которых мы сейчас не подозреваем».
И если учесть стандартную нагрузку преподавателя вуза в РФ и прибавить к этому фактор наличия академических институтов, возникает сильный соблазн поставить знак равенства между американским колледжем и русским университетом — притом что соответствия американскому университету в научно-образовательной системе РФ по сути нет. При этом, если школьное образование в США часто подвергается критике, то высшее образование (как college, так и university) считается одним из лучших в мире, хотя оно почти все платное и невероятно дорогое.
Таким образом, во многих (но не во всех) колледжах отсутствуют научно-исследовательские программы и докторантура, но во всем остальном, колледж в США - это полноценное высшее учебное заведение, дающее степень бакалавра (bachelor's degree).
Промежуточное положение между высшей школой (high school) и высшими учебными заведениями занимают так называемые общественные колледжи (community college). Обучение в нем происходит всего 2 года, по окончанию выдается диплом о средне-профессиональном образовании и присваивается степень associate degree (а не bachelor's degree, как в колледже или университете). Обучение происходит всего 2 года, по окончанию выдается диплом о средне-профессиональном образовании и присваивается степень associate degree (а не bachelor's degree, как в колледже или университете).
В целом, обучение в университете очень гибкое. Студент может сам составлять свое расписание, выбирать предметы к изучению (кроме обязательных по специальности), изменить выбранную специальность в процессе обучения, добавить к основной специальности несколько дополнительных, а то и вовсе получить диплом по нескольким направлениям сразу. Каждый курс состоит из определенного числа кредитов (unit) - количества часов, отведенных на посещение занятий по предмету каждую неделю.
Важная особенность образования в США - это научно-исследовательская деятельность и практика во время обучения. Прослушав лекции, студенты, как правило, изучают это на практике. В итоге, после окончания университета у них есть практический опыт работы по специальности.
Первая ступень высшего образования в США - бакалавриат (bachelor's degree). В первые два года все студенты слушают общие предметы, одинаковые для всех. На третьем курсе выбирают специальность или несколько (Именно на третий курс университета/колледжа иногда можно перевестись из комьюнити колледжа). В дальнейшем, обучение идет только по предметам специальности. Обучение длится 4 года. После получения степени бакалавра, студенты могут продолжить обучение и поступить в магистратуру (master's degree). Это вторая ступень высшего образования. Там они учатся еще 2 года. Большая часть времени отводится аудиторным занятиям. В процессе обучения студент должен подготовить большое исследование по выбранной специальности (master's thesis). Последняя ступень - это докторантура (Ph.D.). За 3-6 лет, в зависимости от специальности и выбранной нагрузки, студенты получают докторскую степень. В течение первых двух лет обучение проходит в классах и на семинарах. Следующий год или более посвящается собственному исследованию или диссертации.
При этом, формирование личности студента происходит еще на школьном этапе. Одной из отличительных (и не во всем положительной, как нам кажется, чертой), является приучение учеников к полной самостоятельности уже в начальных классах. Навыки социализации и самовыражения развиваются во время преподавания любого предмета, будь то физкультура или история. Уже с того момента, как ученик получает свой личный шкафчик, в котором он хранит свои вещи и учебники (которые берет из него в зависимости от уроков, а не носит все время с собой), он может почувствовать свою независимость. Школьные учебники обычно изданы на плотной бумаге, богато и полезно иллюстрированы, правда, из-за этого они очень тяжелые. Их сдают по окончании учебного года, поскольку они еще и дорогие, потом они переходят другому ученику. Сегодня эта проблема во многом решена с помощью электронных устройств, которые используют для обучения. Классы перетасовывают каждый год, учителя меняются и ученик с детства привыкает не формировать серьезные социальные отношения со сверстниками и руководящим составом.
Здесь нет строгой дисциплины в начальной школе: детям не мешают ходить по классу, они могут учиться, сидя на полу, кто-то может читать сам по себе. Их выводят на поляну около школы, а потом предлагают написать что-нибудь об увиденном: о кусочке коры в траве, червяке или жуке и, в целом, это больше похоже на детские сады в России. Однако к пятому классу все уже сидят за одноместными партами и уроки имеют почти привычный в России вид.
В средней школе, как уже было сказано, вообще нет классов как постоянных коллективов: школьники переходят в разные группы для разных предметов, часть которых они уже выбирают сами. Базовые предметы, в том числе входящие в «Науку» (Science)— биология, химия, физика и науки о Земле (геология, породы и минералы, земная кора и т.п.), — остаются обязательными. Чтобы иметь право выбрать более сложную программу по предмету, нужно получить по нему в предыдущем году отличную оценку. С 7-го класса можно брать повышенный уровень сложности математики и английского языка. В 8-м классе выбор предметов повышенного уровня сложности расширяется и дается свобода выбора некоторых необязательных предметов.
В старшей школе за четыре года надо обязательно пройти три курса более сложной и разнообразной (на выбор) «Науки» и три — математики. В 9-м классе наука — это «Основы химии и физики», в 10-м — биология. Хотя бы один из научных курсов должен быть с лабораторными работами, в хорошей школе — все. Выбор состоит в том, что можно или брать курсы разной сложности или выбирать более узкие предметы, то есть это может быть экология, а не биология, астрофизика, а не физика. Обязательны в старшей школе по четыре годовых курса английского языка и литературы, физического воспитания, социальных и исторических наук и хотя бы один художественный курс. В каком порядке что проходить — дело вкуса, поэтому нормально, когда в одном классе сидят десятиклассники и ученики 12-го класса.
Поскольку нет отдельных классов, то и классных руководителей, в нашем понимании, тоже нет. Каждый студент прикреплен к Home Room, то есть классной комнате. Туда после второго урока на пять минут заходит один и тот же учитель, проводит перекличку и следит, чтобы все ученики прослушали текущие объявления по радио, если надо, раздает им учебные материалы или какие-нибудь формы, которые нужно. Если учителю нечего добавить к радиотрансляции, то он распускает учащихся на перемену.
Обычный урок представляет собой лекцию, переходящую в дискуссию. Учитель вовлекает студентов в обсуждение предложенной заранее или излагаемой на уроке темы. Желающие поднимают руку и говорят, учитель следит за диалогом, обостряет вопросы. Участие в обсуждении — это не опрос, устных проверок знаний практически не бывает. Такая форма «добровольного опроса» нацелена на закрепление узнанного и выработку собственного мнения, а не на поддержание в страхе: вызовут — не вызовут. Вообще, одним из принципов преподавания является своеобразное "уравнивание" - учеников никогда не сравнивают между собой: двоечников не порицают, отличников редко поощряют, никого не вызывают к доске. Оценка домашних работ не озвучивается публично, а большинство претензий будет высказано ученику лично, либо через электронную почту. При этом, мотивация получать высокие оценки сохраняется преимущественно только потому, что оценки повлияют на доступность того или иного колледжа по итогам обучения в школе.
Подобная же структура сохраняется в community college. Большинство предметы выбирается в зависимости от желания учащегося. При этом используется кредитная система образования. Это означает что каждый предмет является независимым субъектом, который можно учить вне контекста и связи с остальными. Каждому предмету присваивается определенный «вес», который зависит от часов проведенных в классе за неделю. Средний «вес» предмета — 3 часа (кредита). Для того чтоб получить диплом нужно успешно сдать все требуемые по специальности предметы и набрать определенное количество часов (кредитов). Оценка проделанной работы в течении семестра проходит по 100-бальной (процентной) системе. Таким образом, если ты правильно ответил на 100 из 100 вопросов в тесте/контрольной/экзамене — то это 100 баллов. Каждый тест/контрольная/экзамен имеет свой вес при определении финальной оценки. Например все домашние работы могут составлять 10% от финальной оценки, а последний экзамен — 40%. Таким образом оценивание проделанной работы зависит не только от знания всех 200 билетов на экзамене, но и от равномерной работы в течении всего семестра.
Главным инструментом контроля знаний в американском образовании являются тесты, причём применяются они как для текущего контроля знаний учеников, так и итогового, в конце года. Важно, что в США такие тесты разрабатываются независимыми научно-исследовательскими организациями, а не органами государственной власти. Управления образованием штатов только финансируют эту работу и контролируют регулярность обновления и совершенствование тестов. Поскольку разработка теста является достаточно дорогой, подавляющее большинство учеников публичных школ проходит тестирование по двум-трём основным системам (например, тест «Хенмона-Нельсена»)
Контроль состояния системы общего образования имеет несколько составляющих. Главная из них – это академический контроль и система оценки успеваемости учащихся. Этот вид контроля осуществляют органы управления системой образования штатов, которые устанавливают единую стандартизированную систему оценок и разрабатывают минимальные требования к содержанию учебных планов. Сами же учебные планы окончательно утверждаются местными школьными округами.
При этом непрерывность контроля достигается регулярным предоставлением отчётов об успеваемости учеников, которые округ направляет руководящему органу штата, а тот, в свою очередь, федеральному Департаменту образования, поэтому можно говорить о мониторинге академического прогресса в масштабах штата и федерации в целом. Существует такой мониторинг и внутри школьного округа, и именно он является самым эффективным, поскольку суперинтендант проводит кадровую политику и может оперативно влиять на ситуацию.
Не все предметы в США конкурентноспособны. Одной из основных бед американской средней школы является преподавание математики. Наиболее абстрактная из наук, математика страдает в глазах американских педагогов от того, что имеет немного общего с повседневной жизнью и не вырабатывает социальных навыков. Вместо математики обычно преподается "Бытовая математика" (connected math) призванная вычислять площади, например, земельных участков по заранее подготовленным формулам. В результате у детей развивается не понимание, а страх перед той самой дисциплиной, которая призвана создавать упрощенный, идеализированный образ сложных явлений в естественных науках. Ситуация с другими естественными науками лучше, но крен в гуманитарные науки уже давно заставляет беспокоиться многих из тех, кто ратует за большую научную ориентированность американских школ в США.
Таким, образом, придется признать, что американская система среднего образования не идеальна, но в своей лучшей форме она отвечает запросам современного постиндустриального американского общества. По существу, выбор вариантов обучения в ней свободен только в одну сторону — где труднее. Что полегче, то обязательно. Хотя еще один выбор, пожалуй, тоже есть: не хочешь учиться — не учись (после 16-летия). Не все учащиеся могут использовать предоставляемые им возможности полностью, нужен природный минимум способностей и постоянное внимание, «семьи и школы». Лучшие американские школы хороши, но системы, которая обеспечивала бы всем равные возможности для развития, здесь нет. И те приемы, которые использует американская средняя школа в основном являются результатом многолетнего развития образования в специфических социальных условиях.
В области гуманитарных знаний внедрение таких новаций требует осторожности и продуманности, поскольку усвоение гуманитарных знаний и преподавание гуманитарных дисциплин имеют свою специфику. В данном случае мы не всегда имеем положительный результат от применения технических и технологических средств в процессе образования с точки зрения воспитательного эффекта, поэтому использовать их следует как дополнительное средство образования наряду с традиционным образованием.