15
Реферат
по дисциплине: Проблемы детства в русской литературе
на тему «Проблема взросления (роли взрослых, школы в становлении личности) на примере произведения Е. Гришковца «Начальник»
Выполнила: Коростелёва М.С.
Содержание
Введение…………………………….……………………………………………..3
Биография А. Приставкина……………………………………………………….4
Проблема сиротства и беспризорного детства в детской литературе…………6
Тема сиротства и беспризорного детства в прозе А. Приставкина……………9
Заключение…………………………………………………………………….…14
Список литературы……………………………………………………………....15
Введение
Проблема бездомных детей, сирот актуальна во все времена. Положение детей в обществе, их социальный статус, их ценность для личности, семьи и общества в целом, представления о возрастных свойствах, взаимоотношения детей со взрослыми, проблемы социализации детей – все это становится предметом дискуссий, споров и изучения. Но происходят ли изменения статуса детства, ценности детей в обществе?
Образы детства, возникающие в произведениях художественной культуры, так или иначе отражают важные стороны социальной реальности. На протяжении истории человечества образ ребенка и детства в культуре, в том числе, и в произведениях литературы и искусства, изменялся.
Русская и зарубежная литература, пронизанная сочувствием к слабым и угнетенным, никогда не остаётся в стороне от этой темы, старается привлечь внимание к судьбам таких детей. Литература воспитывает в людях бережное и чуткое отношение к детям – сиротам, призывает к состраданию. Изучение произведений о детях сиротах – одна из актуальных и интересных проблем в русской и зарубежной литературе.
Цель работы - изучить тему сиротства и беспризорного детства в прозе А. Приставкина.
Биография А. Приставкина
Анатолий Игнатьевич Приставкин (17 октября 1931, Люберцы (Московская область) - 11 июля 2008, Москва) - советский и российский писатель, общественный деятель.
Родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулёза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал в Серноводской на консервном заводе. После войны стал участвовать в самодеятельности, начал сам писать стихи - вскоре они были опубликованы в газете. В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом.
После службы в армии А. Приставкин поступил в Литературный институт им. А.М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и который окончил в 1959 году. Тогда же Приставкин дебютировал как прозаик - в № 6 журнала «Юность» за 1959 г. был напечатан цикл рассказов «Военное детство». На строительстве Братской ГЭС он стал собкором «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков.
В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге» (1964); «Селигер Селигерович» (1965); роман «Голубка» (1967), по мотивам которого в 1978 году был снят одноименный фильм. В 70-е и 80-е годы были опубликованы повести «Солдат и мальчик», «Радиостанция Тамара», роман «Городок». С 1981 года А. Приставкин преподавал в Литературном институте, вел семинар прозы; доцент кафедры литмастерства.
Всемирную известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая», затрагивающая тему депортации чеченцев и ингушей в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его душу, - мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году она была отмечена Государственной премией СССР. В мае 1990 года на экраны вышел одноимённый фильм-драма по повести «Ночевала тучка золотая».
В 1988 году появилась повесть «Кукушата». В 1990 году она была отмечена Общегерманской национальной премией по детской литературе. Повести «Солдат и мальчик», «Кукушата», романы «Городок», «Рязанка» (1991), «Долина смертной тени» (2000), «Вагончик мой дальний» (2004), документальная повесть «Тихая Балтия» (1990), сборник сказок «Летающая тетушка» (2007) также переведены на многие иностранные языки.
В 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР.
С 1992 года Анатолий Приставкин - Председатель Комиссии по помилованию при Президенте РФ, а с декабря 2001 года - советник Президента РФ по вопросам помилования. Работа А. Приставкина по посту председателя первой общероссийской комиссии по вопросам помилования была отмечена Благодарностями Президентов России Б.Н. Ельцина и
В.В. Путина. Опыт работы А. Приставкина в Комиссии по вопросам помилования нашёл отражение в его документальном романе «Долина смертной тени».
В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый». Это, во многом автобиографическое произведение, было задумано им ещё в конце 1980-х, однако в 1991 году во время беспорядков в Риге рукопись романа пропала из гостиничного номера, в то время, как Приставкин на баррикадах призывал войска прекратить насилие. В произведении использованы фрагменты авторского исследования, посвящённого жизни и творчеству Григория Карповича Котошихина, подьячего Посольского приказа, вынужденного бежать в Швецию от преследований со стороны московского царя Алексея Михайловича и казнённого в Стокгольме по обвинению в убийстве на бытовой почве в 1667 году. Первым читателем рукописи романа стал близкий друг писателя, президент Российского книжного союза Сергей Степашин, которому принадлежит объёмное предисловие к книге. Роман был представлен публике Мариной Приставкиной на открытии Московской международной книжной выставки в сентябре 2008 года.
Скончался 11 июля 2008 года в Москве. Похоронен 14 июля 2008 года на Троекуровском кладбище Москвы [6].
Проблема сиротства и беспризорного детства в детской литературе
Перечень авторов, обращавшихся на страницах своих сочинений к теме беспризорности и сиротства в первые послереволюционные годы и вплоть до начала 1930-х гг., огромен. Часто их произведения обладали невысокой художественностью, отличались схематизмом повествования, но и среди этих авторов были такие, чье творчество достойно упоминания.
Первым в ряду значимых писателей советской эпохи, осветивших тему детского бродяжничества, стал Александр Неверов. В 1923 г. выходит в свет его повесть «Ташкент - город хлебный». В ней за сюжетную основу взяты события, разразившиеся в 1921 г. в Поволжье, а именно страшный голод, явившийся следствием летней засухи. Герой - двенадцатилетний Мишка Додонов - отправляется в долгую дорогу в Узбекистан, чтобы заработать денег и привезти зерна. Это произведение отчасти автобиографично: будучи родом из Самарской губернии, Неверов отправился в числе многих других добывать для своей семьи хлеб в среднеазиатскую республику.
В романе В.Я. Шишкова «Странники» повествуется о беспризорниках, перековавшихся в достойных граждан социалистического общества. Его можно отнести уже к ранним образцам романа-воспитания. Герои, пройдя круги ада беспризорности и преступной жизни, выходят после своих скитаний на путь истинный, т.е. становятся представителями рабочего класса. Нужно отметить, что беспризорничество было «удобной» темой для претворения в литературе социалистических идей воспитания нового человека. Так как последнее мыслилось как возможное только в контексте полного отказа от всего личного, т.е. от семьи и родного дома, образ беспризорника становился идеальным для созидания из него строителя коммунистического общества. В этом произведении писатель не прибегает к использованию эвфемизмов, описывая правдивое состояние дел. Дети улиц в 1920-1930-х гг., неминуемо попадавшие в криминальную среду и в сферу проституции, не только физически растлевались, но и ломались психологически. Поэтому любое стремление рассказать о проблеме «без прикрас» априори не могло быть связано с тем привычным для классической литературы XIX в описанием детей и детства. Изображение скитающихся по бескрайним просторам родины детей-сирот в литературе XX столетия было совсем иным: благопристойных, вызывающих умиление и жалость ребят сменили грязные, оборванные, ругающиеся матом и пьющие водку малолетние преступники. Дети, выведенные на страницах романа Шишкова, выпивают, нюхают кокаин, устраивают массовые побоища, поражающие своей жестокостью. Тем не менее, автор не изображает их как людей, пропащих для общества, окончательно падших и погрязших в пороках. В каждом из главных героев теплятся и чувство доброты, и чувство любви к ближнему, в ком-то в большей, в ком-то в меньшей степени [3].
Однако, безусловно, самым знаменитым произведением об уличных подростках советской эпохи является повесть «Республика Шкид». Написанная бывшими беспризорниками Леонидом Пантелеевым и Григорием Белых, она является достоверным отражением воспоминаний авторов. Здесь мы снова, как и в повести Неверова, и романе Шишкова, сталкиваемся с особыми проявлениями и характерными чертами литературы модерна, а именно универсальными образами и мотивами.
После войны в литературе, и не только в детской, была распространена «теория бесконфликтности». Попытки писать правдиво жестко пресекались. После победы над фашизмом нужно было во всем придерживаться победного, «мажорного» тона, невзирая на то, что до дня победы были четыре долгих года бедствий и миллионы человеческих смертей. В эти годы стало активно развиваться направление деревенской прозы. Тема сиротского детства раскрывается в ней полно и ярко. Образы детей сирот выведены у Фёдора Абрамова в первой части тетралогии «Братья и сестры», в которой рассказывается в частности о судьбе семьи Пряслиных, потерявшей в годы войны своего кормильца. Абрамов рисует мальчишку-подростка, мужественно взявшего на себя роль главы семейства, заботу о матери и младших братишке и сестренке.
В контексте произведений, рассказывающих о судьбах осиротевших детей и таких же осиротевших взрослых, в ряду самых значимых следует назвать «Судьбу человека» Михаила Шолохова. Этот, по меткому выражению Н.Л. Лейдермана, «монументальный рассказ» ознаменовал целую веху в истории советской литературы. Именно с его публикации в 1957 г. начинает сходить на нет теория бесконфликтности. Шолохов в этом произведении проповедует «мысль семейную», которая заключается в том, что два человека, потерявших семью, могут и должны переживать свое горе вместе, создать новую семью и продолжать жить. В повести Шолохова так и происходит - «два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы», становятся одной семьей... В 1960-е гг. выходит на литературную арену молодой писатель Виктор Астафьев. Первая часть его романа «Последний поклон», посвященная детству писателя, знакома каждому со школьных лет. В зарисовках из деревенской жизни много горечи, страдания, суровой правды сиротской жизни, однако перед нами пример произведения о детстве, которое проникнуто светом и романтикой этой прекрасной поры. Ребенок, росший без родителей, представлен вовлеченным в единство с деревенскими жителями, с природой родного края, со всем бесконечным миром, который он любит и стремится познать. И это особое чувство единения притупляет боль сиротства маленького Вити. Несмотря на постоянную органическую включенность темы беспризорности и сиротства в советскую литературу в 1950-1980-е гг., произведений, где бы она выступала в качестве главной, не так уж много [2].
В 1990-е гг., на литературную арену выходит постмодернизм, фактически вытесняя другие направления. Писать о беспризорниках перестали - отображать действительность не входило в концепцию и задачи, которые ставили перед собой представители такого художественного метода, как постмодернизм. В детской литературе проблема беспризорничества нашла серьезное художественное воплощение - в фантастике Владислава Крапивина.
Владислав Крапивин во многом опирается на опыт произведений о беспризорниках, написанных в XX в. Цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался в преддверии этих событий - в конце1980-х - начале 1990-х, когда в стране проходили не менее тяжелые перестроечные процессы. Писатель уже тогда предвидел, как построение нового общества скажется на детях.
Таким образом, русским писателям XX века было важно подчеркнуть явление беспризорности живой человеческой души, оказавшейся неприкаянной и не сумевшей адаптироваться к существованию в условиях новой жизни.
Тема сиротства и беспризорного детства в прозе А. Приставкина
В 1980-е гг. к проблеме сиротства и беспризорного детства обращается писатель Анатолий Приставкин. Казалось бы, тема в отечественной литературе уже исследована, но произведения А. Приставкина заставляют ужаснуться и говорить не о трудном, а потерянном навсегда детстве, называя виновников страдания детей – взрослых. Особенно трагично эта тема звучит в повести «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца».
В центре произведения спецрежимный детский дом в захолустном Голятвино, где в изоляции от местного населения находятся дети с одинаковой фамилией – Кукушкины.
В кабинете Чушки, директора Голятвинского спецприёмника, висит портрет Сталина, под которым надпись: «Людей надо заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбованное плодовое дерево». Весь авторский сарказм направлен на фигуру директора Томилинского детского дама, который воровал у своих воспитанников хлеб не только для своей семьи, но и сытых «величиной с телят» собак (Открыто звучит голос автора, который спустя столько лет шлёт проклятие в его адрес). Предмет интереса Чушки тоже свиньи, которых он кормит пищей воспитанников. В глаз детям он никогда не смотрит для него - это неодушевлённые предметы [2].
Не менее отвратительны и фигуры шефов. Начальник станции – Козёл, которому Чушка в благодарность за бесплатный уголь поставляет для работы девочек, которых тот насильничает; начальник ОРСА – Помидор, обжирающий детей; начальник поселковой милиции – Наполеончик и директор школы – Уж, устроившие ужасную сцену деления дров на глазах у детей. Оба жадны и мстительны и никак не могут поделить завезённые поссоветом дрова. В итоге Уж сжигает их – лишь бы не достались сопернику. А в детском доме дети промёрзли до костей.
Воспитанием детей практически никто не занимался. Один из детей получил кличку Хвостик после того, «когда у него сзади болтался хвостик, и все заметили – это глист торчал, который наполовину вылез прям в дырочку штанов». Анатолий Приставкин не идеализирует своих героев. Спецрежимные ребята грубы и циничны, не умеют пользоваться посудой, столовыми приборами «Я сел так, чтобы не прикасаться к скатерти. Теперь я рассмотрел, что на столе стояли ваза, и ещё какие-то пузырьки, в них, как потом выяснилось, была соль и что-то ещё, совсем бесплатное, и никто не шарапал, не крал, не совал в карман. Чудно. У нас исчезло бы сразу. Мигнуть не успели». Во время дня рождения всё в том же ресторане детдомовцы пытаются нагадить в кадку с фикусом.
Приставкин показывает страшные условия, в которых живут дети. «Никогда в жизни не приходилось держать в руках целую буханку хлеба». Кормили только какой-то мутной жижицей, в которой может попасться кусок чёрной мороженой картошки или сгусток нерастворившейся манки; за крошечку сахарина дети продавались в рабство. По весне, забравшись на липу, рискуя головой, слизывали сладкий сок и ели почки. «О конфетах только легенды рассказывали, никто их в глаза не видел» [4].
Голод обратил и спецрежимных в маленьких зверёнышей. Еда у детей всегда одинаковая: «затируха с капелькой постного масла и крошечная паечка хлеба». И дети каждый раз облизывали тарелку, «пытаясь выжить из металла ещё одну каплю затирухи». Упоминая конфеты в «Кукушатах…», Анатолий Приставкин показывает реакцию детей, которым не приходилось видеть наяву настоящую, в фантике, о ней лишь по рассказам знали. «Не бывает так, чтобы одному человеку отдали на съедение целую конфету». А хвостик обалдел от счастья, когда нюхал пахнущий конфетой фантик.
Дети завшивлены, и время от времени их гоняют в камеру – душегубку, где раздевают догола и прожаривают и их самих, и их одежду. Но вши остаются, а одежда, и без того трухлявая, заплатка на заплатке, жары не выдерживает и ползёт. Карболовое масло, которым насильно обмазывают детей, - на самом деле дёготь. От него невозможно ни отмыться, ни очиститься, и оно распространяет такой ядовитый запах, от которого шарахаются даже кошки и собаки. Перед «вшидавкой» директор самолично подвергает детей унизительному обыску: отбирает всё, что найдёт в карманах.
Приставкин подчёркивает, что единственная возможность выжить, - соблюдение законов братства. Колька с Сашкой всегда вместе, один голова, другой – ноги; так живут и Кукушата: Сергей Егоров (единственный, у кого есть имя), Шахтёр, Сандра, Сверчок, Ангел, Бесик, Мотя и маленький Хвостик. Все они ничего не помнят о своих родителях, о доме, близких людях. Колька с Сашкой даже не знают слов «отец» и «мать», Сергей долго не может произнести «это непонятное, совсем чужое слово «отец». Тем более, что само понятие родства вычёркивалось из памяти детей. «Нам продиктовали сочинение, где каждый из нас писал, что мы отрекаемся от каких-то предателей и изменников, которых мы не знали и знать не хотим». Писатель показывает и родственников, отказавшихся от детей [7].
Анатолий Приставкин никогда не даёт портретной характеристики своих героев. У них нет прошлого, а если есть, то писатель упоминает о нём всего в двух – трёх предложениях. Но Приставкин подчёркивает, что дети без имени и прошлого намного человечнее лиц, окружающих детей. Сергей выносит на своей руке из подвала ресторана случайно попавшего туда муравья. Сергей отказывается ехать с Машей, Мотя ночует у подвала, где заперли Корешка, за свободу которого дети готовы отдать жуликам все деньги.
Отметим ещё одну особенность повестей А. Приставкина – изображение недолгого момента счастья, которое вскоре сменится трагедией. Таким событием в жизни детей становится день рождения. Подчеркнём, что дети не имеют даже представления об этом празднике. «Но праздник есть праздник – терпи. У Сашки по спине вверх – вниз мурашки забегали, холодно от волнения стало. А Колька чуть мимо скамейки не сел, осоловел от всей этой нечеловеческой картины».
«Колька посмотрел на Сашку и зажмурился. Ни фига себе, подумалось. Каждый день так ходить. В глазах рябит. И вообще, не одежда это для колонистов, сопрут сразу. Кто увидит, подумает, что они не колонисты, а какие-нибудь жулики! Разве у нормального человека может быть столько на себе добра! Показаться бы, да и заначку! А потом на барахолку!». Это реакция братьев на подарки. Слёзы невольно наворачиваются, когда читаешь о том, как дети спрашивают, будет ли завтра опять день рождения, не понимают значения слова «подарок».
Единственный из спецприёмника, кто имел хоть какое-то представление о дне рождения, - Сергей Егоров. Он пытается устроить праздник для всех ребят, отдав свою сберкнижку. Именно тогда в подвале ресторана приходит понимание счастья: «Любовь – это все родные приходят к тебе домой, чтобы поздравить с рождением». Полупьяные подростки веселятся, ещё не зная, что завтра уже не будет Корешка, а спустя всего несколько дней погибнут все Кукушата [2].
Обратим внимание на героев, с которыми приходится сталкиваться детдомовцам. Наряду с жуликами и хапугами писатель показывает героев, которые «определяют меру своего духовного достоинства»: проводница Дуся, врач Кукушкина, которой переломали позвоночник за то, что она посмела помочь детям. И обязательно герои Анатолия Приставкина пройдут через новое испытание – испытание предательством.
Один из самых страшных эпизодов повести – момент смерти детей. Страшная натуралистическая картина, изображающая растерзанного Сашку; дырявый сарай, в котором прячутся дети, окружают «легавые» и всех убивают. И опять детдомовцы возвышаются над своими мучителями. Провожающий Сашку Колька не хочет мстить, лишь хочет спросить: зачем? Умирающий Серёжа пытается спасти Сандру и Хвостика.
Подводя итог, отметим, что повесть завершается одной мыслью – неотвратимость духовной расплаты, которая наступит спустя несколько лет. И обязательно для каждого прозвучит своя песнь для успокоения сердца.
Заключение
Тема сиротства и беспризорного детства и в художественной литературе, и в реальной жизни остается глобальной и злободневной проблемой. При смене времен, социальных событий проблемы детей-сирот остаются теми же.
Проблемы, которые сопутствуют сиротству, это: социальное неравенство общества, падение нравственных устоев.
Проанализировав художественные произведения, можно сделать следующие выводы:
- идея добра и милосердия - главная идея книг художественной литературы, которая утверждается ею через изображение противоречий, конфликтов, которые ранят людей, особенно юных,
- произведения о детях-сиротах не просто констатируют все эти «плохо» и «хорошо», но и пытаются научить отличать их,
- в произведениях ярко рисуются социальные проблемы современного общества (беспризорность, неполные семьи, воспитание в интернате и др.),
- не всегда поступки, поведение человека отражают его духовность, внутренние качества,
- часто в судьбе ребенка важную роль играют не родители, а посторонние люди.
Список литературы:
Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. - М.: Просвещение, 2011. – 197 с.
Головина Л.Г. Проблема беспризорности в русской литературе ХХ века: к вопросу о мифологемах «Дом» И «Семья» (на примере произведений
А. Неверова, В. Шишкова, Л. Пантелеева и Г. Белых, А. Приставкина,
В. Крапивина). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-besprizornosti-v-russkoy-literature-hh-veka-k-voprosu-o-mifologemah-dom-i-semya-na-primere-proizvedeniy-a-neverova-v-shishkova-l
История русской литературы XX века. 20-50-е годы. Литературный процесс. - М.: Изд-во Московского университета, 2006. – 205 с.
Приставкин Анатолий Игнатьевич // Русская литература XX века: учеб. книга для учащихся ст. классов. Ч. 2./ авт.-сост. Г. С. Меркин. – М. : Смоленск, 1995. – С. 319 – 334.
Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: биобибл. словарь: в 3 т. / под ред. Н. Н. Скатова. – М. : Олма-Пресс Инвест, 2005. –Т. 3. П –Я. – 830 с. : ил. – (С. 128 – 130).
Русские детские писатели XX века: биобибл. словарь. – М. : Флинта, Наука. – 1997. – 504 с. – (С. 353 –355).
Шигапова Э.Н. Тема сиротства в художественной литературе. http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414114/