Просмотр содержимого документа
«Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания»
Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Зачем изучать ОБЖ?
В соответствии с Конституции РФ полная гражданская ответственность гражданина РФ за соблюдение социальных норм и правил жизнедеятельности, принятых в обществе, наступает с 18 лет.
Культура безопасности жизнедеятельности – это совокупность мировоззренческих взглядов и убеждений, личностных качеств и профессиональных знаний, умений и навыков человека, касающихся обеспечения безопасности жизнедеятельности, и активная деятельность по снижению уровня опасностей, рисков и угроз.
Культура БЖ включает в себя
- Вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной среды
- Умения и навыки безопасного поведения
- Знание способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях
Культура безопасности жизнедеятельности – часть общей культуры человека в современном мире.
Изучение причин техногенных аварий и катастроф за последние десятилетия в России свидетельствуют о низкой культуре БЖ людей в производственной и бытовых сферах, даже при наличии необходимых знаний.
- Почему взрослые не всегда соблюдают правила ТБ?
- Почему подвергают опасности не только свои, но и чужие жизни?
- Почему человеческий фактор – самая частая причина аварий?
- Как объяснить парадокс: знаний много, а культуры мало?
Вероятные причины низкой культуры БЖ в обществе:
- Психологические
- Духовные
- Социальные
- Экономические
- Образовательные
Психологические причины: снижение внимания к потенциальным опасностям в привычных условиях.
- Экономия сил – действия, связанные со стремлением облегчить трудовые условия (рабочие не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, не выполняют защитные операции, выбирают более легкие, но и более опасные действия, рабочие позы и движения.
- Адаптация к опасности происходит, когда человек по мере работы в опасных условиях привыкает.
Психологические причины
- Недооценка опасности базируется на появлении в сознании уверенности в отсутствии ответственности за свои ошибки.
- Самоутверждение в глазах коллег, желание нравиться окружающим сопровождается эгоизмом.
- Во имя выполнения плана любой ценой люди идут на ускоренные действия на основании несоблюдения технических мероприятий по обеспечению профилактики чрезвычайных ситуаций и аварий.
- Ориентация на идеалы . В результате общения с нарушителем режима труда молодой сотрудник на фоне отсутствия опыта и критического подхода к событиям копирует деятельность своего внушителя.
Психологические причины
- Привычка работать с нарушениями также влияет на ситуацию. Многократно работая в определенных целях с нарушениями, она формирует в сознании уверенность и спокойствие, в конечном счете, ведущее к трагедии.
- Стрессовые состояния снижают глубину анализа ситуации, способствуют быстрому принятию решения без всесторонней оценки и согласования с данными о путях предупреждения ЧС.
- Склонность к риску как черта характера. Такие люди испытывают удовлетворение при повышении скорости при управлении ТС.
- Утомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки.
Духовные причины низкой культуры БЖ в обществе:
- низкая личностная заинтересованность и осознание личной ответственности за свою и чужую жизнь
- преобладание в сознании неправильных ценностей, заставляющих перекладывать ответственность на других, нарушая правила ТБ.
Социальные причины низкой культуры БЖ в обществе:
низкий уровень культуры соблюдения БЖ в общественных местах, на предприятиях, отсутствие жесткого контроля нарушений и наказания.
Экономические причины:
- нестабильность экономики
- сильное расслоение общества
- неуверенность большинства людей в завтрашнем дне.
Образовательные причины:
- слаборазвитое критическое и аналитическое мышление
- отрывочные теоретические знания
- недостаток опыта для представления последствий нарушения БЖ.
Эти причины оказывают влияние на качество культуры БЖ в обществе
Цель современного общего образования – развитие ключевых компетенций личности: информационных, когнитивных, коммуникативных, социальных.
Компетентность - наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Ключевые компетенции выпускника школы – это общие способности личности, обеспечивающие эффективное решение задач в различных сферах жизнедеятельности.
Образованность – необходимое условие не только профессионального становления личности, но и качества жизни человека, его благополучия и безопасности в современном мире.