СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы формирования культуры чтения в коррекционной школе и пути её решения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, оказывающее на них нравственно- эстетическое воздействие. При этом книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. Книга сближает детей с нарушениями слуха с миром говорящих людей.  Каждый урок в коррекционной  школе выполняет комплекс задач, направленных на осуществление требований программы и коррекции недостатков развития, обучающихся с нарушениями слуха. Уроки литературы  выполняют образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Проблемы формирования культуры чтения в коррекционной школе и пути её решения.»

Проблемы формирования культуры чтения в коррекционной школе и

пути её решения.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Много славных дел ждёт школьников, прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, оказывающее на них нравственно- эстетическое воздействие. При этом книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать у детей с нарушениями слуха? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы школьникам помогают ответить герои литературных произведений. Именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у них интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала. Так как я работаю в коррекционной школе-интернате, то я буду говорить о детях с нарушениями слуха. Для них чтение имеет исключительно важное значение. Оно вводит их в жизнь, помогает понять и правильно оценить общественные явления, осознать себя как личность, найти своё место в жизни. Книга сближает детей с нарушениями слуха с миром говорящих людей. Каждый урок в коррекционной школе выполняет комплекс задач, направленных на осуществление требований программы и коррекции недостатков развития, обучающихся с нарушениями слуха. Уроки литературы выполняют образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Дети с нарушениями слуха приходят в школу с глубоким речевым недоразвитием. Их речь аграмматична, звуковая сторона речи искажена. В процессе чтения они допускают ошибки разного характера. Прежде всего, это ошибки произношения: искажение отдельных звуков и целых слов, замена одних звуков другими, более лёгкими по произношению, неправильное произношение аффрикат, смещение звонких с глухими, неправильное употребление смягчений. Для преодоления этих ошибок провожу работу по формированию фонематического слуха школьников; специальные упражнения по выяснению слоговой структуры слова; коррекцию недостатков произношения. Отмеченные недостатки чтения постепенно преодолеваются посредством целенаправленной педагогической деятельности.

Моя задача на уроках литературы – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;  сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи;  стараться поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами. Оценивая поступки литературных героев, обучающийся соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

На своих  уроках литературы применяю:

Организации самостоятельного чтения, как дома, так и на уроках литературы;формирование основ читательской культуры, литературного вкуса обучающихся; расширение их читательского и культурного кругозора;формирование их первичных представлений об особенностях творчества известных русских и зарубежных писателей;развитие воображения и литературно-творческих способностей.

Кроме этого использую разнообразные задания аналитического, проблемного, творческого и игрового характера, которые формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект обучающегося. Например, творческие задания:

–придумай продолжение рассказа, 
– творческий пересказ с изменением лица рассказчика,
– сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом, 
– выразить свои чувства и «изобразить» словами картины. Использование словесного рисования помогает увидеть мир и других людей через призму своего осознания и свою душу – это способ самовыражения и самопознания, путь развития эмоциональной сферы ребенка, эстетического и нравственного его развития. Именно через рисунки детей к произведениям можно получить очень важную информацию о том, например, представляет ли обучающийся художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу.

Читательский рейтинг – направленное на осознание школьником своих читательских впечатлений: написание мини-сочинений, отзыв о прочитанной книге (по модели – опоре, самостоятельно), дописывание сюжета, составление структурных схем (опоры) – развитие события в произведении. Для углубления интереса к чтению особое значение имеют игровые задания: викторины, кроссворды, литературные игры с использованием компьютерных технологий.

На уроке провожу разнообразную работу над текстом это:

чтение всего текста (по заданию учителя); деление на части, составление плана; чтение по готовому плану; пересказ после чтения; чтение обучающимся нового текста, заранее подготовленного дома; чтение цепочкой по предложению; самостоятельное чтение вполголоса; поиск отрывка по рисунку; ответы на вопросы; нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос; чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу; чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении; пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

Также работаю над культурой речи обучающихся. Применяю такие приёмы как:

работа над орфоэпическим правильным чтением,

над выразительным чтением и дикцией (скороговорки; увеличение и уменьшение силы голоса, прочитать радостно, с огорчением, с восторгом и т.д.),  
словарная работа (составим свой толковый словарик; ключевые (опорные) слова), 
работа над грамматическим строем речи обучающегося (разговор по телефону; пересказ,диалог, монолог),
– над содержанием и логической структурой речи (Что такое текст. Тема и заголовок текста).

Для примера остановимся на одной из достаточно сложных для понимания обучающихся с нарушениями слуха тем: «Творчество Н.В. Гоголя». В этом возрасте важно заинтересовать ребят таким сложным писателем, как Гоголь, поэтому я позволила себе изложить известные легенды, связанные с его рождением и смертью. Это производит большое впечатление на ребят, отчасти объясняет им, почему таким мистическим писателем он был. Далее предлагаю звуковую презентацию, объясняющую политическую обстановку на Украине, описанную в повести Гоголя, иначе обучающимся многое будет не понятно. Этот урок будет первым перед изучением повести после знакомства с биографией писателя. Далее представлена система занятий, связанная с творчеством Н. В. Гоголя.

Занятие № 1 «Тарас и его сыновья» рассказывает о взаимоотношениях Тараса с его сыновьями в начале повести. В ходе беседы заполняется сравнительная таблица Остапа и Андрия.

Остап

Андрий

1)Поведение в Бурсе - (Не был лидером в плохих делах).

2)Отношение к учебе- (Не хотел учиться "Закапывал учебники"; Нашел в себе силу воли после угрозы отца ).

3)Отношение к товарищам - (При поимке не выдавал никого, но часто подставлял свою спину).

4)Увлечение - (Был увлечён военным делом).


5)Характерные поступки -(Не предавал товарищей в бурсе, а после и доблестно сражался на войне, был патриотом своей Родины).

1) Был лидером в плохих делах.


2)Науки давались легко. Был умным и способным.



3)Главный зачинщик при поимке ловко увёртывался от розг, всегда выходит сухим из воды.

4) Жил не столько мечтами о будущем, сколько настоящим, гулял, влюблялся.

5) В начале повести Андрий считался лучшим, чем Остап более душевным и человечным, способным на более тонкие, нежные чувства и переживания, а после предал товарищей на войне, перешёл на сторону врага.


Занятие № 2 «Запорожская Сечь» это урок-мастерская. Рисунки обучающихся. Детям необходимо перечитать сцену въезда в Сечь в конце 2 главы. Подумать, что изобразить на переднем плане, что на заднем, каких людей на них изобразить, что они будут делать? В какой цветовой гамме будет выполнен рисунок?

Занятие № 3 «Два брата»

На этом уроке ребята готовятся к сравнительной характеристике Остапа и Андрия. Здесь обобщается и повторяется ранее изученный материал и включается новый.Предлагается вспомнить характеристику Остапа и Андрия. Идёт работа с 5 главой. Задаётся ряд вопросов: Почему Андрий идёт в осаждённый город? Что объединяет Андрия с Сечью? и т.д.

Занятие № 4 «Образ Тараса Бульбы»

В ходе беседы вычленяются черты главного героя. Составляется план будущего сочинения.

Занятие № 5 «Три смерти в повести Гоголя»

Основной метод на уроке - художественный пересказ и текстуальный анализ. Заполняется сравнительная таблица.


Опрос сравнения

Андрий

Остап

Тарас

1. Как погиб?

От руки отца.

Взяли в плен и казнили поляки.

Сожгли на костре.

2.Какие качества проявил в свой последний час?

Страх, покорность,

Стойкость, верность слову, выносливость.

Сила одолела силу. Верность христианству, непокорность, забота о казаках.

3. Его последние слова. Как они характеризуют героя?

Шептал имя прекрасной полячки. Не раскаялся.

«Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»

Нужно душевное утешение родного человека. Поддержка.

«К берегу, спускайтесь. У берега стоят челны, все забирайте, чтоб не было погони». «Прощайте, товарищи! Вспоминайте меня и весной прибывайте сюда…» Преданность товариществу.


Итак, к концу изучения повести у нас готовы материалы к трём темам: "Два брата", "Образ Тараса" и "Три смерти в повести", пишется сочинение. Материал представлен в последовательно связанных друг с другом слайдах-схемах. Анализируя слайды, обучающиеся проговаривают подготовленный материал, что особенно важно для развития речи, активизации словесно-логического мышления.Героическая повесть «Тарас Бульба» представляет необычайно благодатный материал для разговора о настоящих красивых людях, о сущности подвига, о человеческом достоинстве, о долге и предательстве, о том, что значит быть истинным патриотом своей родины. Все эти вопросы очень важны для воспитания подрастающего поколения в наше сложное и очень противоречивое время.

На современном этапе развития общества совершенствование системы обучения детей с нарушениями слуха осуществляется на принципах всемерной гуманизации, демократизации образования, дифференцированного подхода к развивающему обучению и воспитанию обучающихся. Учитывая особенности психического развития неслышащих и слабослышащих школьников, реализуя во всех компонентах учебно-воспитательного процесса принципы коррекционной направленности, наша школа-интернат ставит задачей приблизить уровень развития своих воспитанников к развитию слышащих детей, создать все условия для наиболее полной и социальной адаптации в обществе. Начало процесса педагогической абилитации совпадает с началом процесса включения ребёнка-инвалида в среду здоровых людей (т.е. слышащих) – взрослых и детей. Ребёнок не должен быть ограничен в общении. Постепенно пространство общения расширяется за пределы школы-интерната.