Проблемы формирования культуры чтения в коррекционной школе и
пути её решения.
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Много славных дел ждёт школьников, прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, оказывающее на них нравственно- эстетическое воздействие. При этом книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать у детей с нарушениями слуха? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы школьникам помогают ответить герои литературных произведений. Именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у них интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала. Так как я работаю в коррекционной школе-интернате, то я буду говорить о детях с нарушениями слуха. Для них чтение имеет исключительно важное значение. Оно вводит их в жизнь, помогает понять и правильно оценить общественные явления, осознать себя как личность, найти своё место в жизни. Книга сближает детей с нарушениями слуха с миром говорящих людей. Каждый урок в коррекционной школе выполняет комплекс задач, направленных на осуществление требований программы и коррекции недостатков развития, обучающихся с нарушениями слуха. Уроки литературы выполняют образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Дети с нарушениями слуха приходят в школу с глубоким речевым недоразвитием. Их речь аграмматична, звуковая сторона речи искажена. В процессе чтения они допускают ошибки разного характера. Прежде всего, это ошибки произношения: искажение отдельных звуков и целых слов, замена одних звуков другими, более лёгкими по произношению, неправильное произношение аффрикат, смещение звонких с глухими, неправильное употребление смягчений. Для преодоления этих ошибок провожу работу по формированию фонематического слуха школьников; специальные упражнения по выяснению слоговой структуры слова; коррекцию недостатков произношения. Отмеченные недостатки чтения постепенно преодолеваются посредством целенаправленной педагогической деятельности.
Моя задача на уроках литературы – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи; стараться поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами. Оценивая поступки литературных героев, обучающийся соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
На своих уроках литературы применяю:
Организации самостоятельного чтения, как дома, так и на уроках литературы;формирование основ читательской культуры, литературного вкуса обучающихся; расширение их читательского и культурного кругозора;формирование их первичных представлений об особенностях творчества известных русских и зарубежных писателей;развитие воображения и литературно-творческих способностей.
Кроме этого использую разнообразные задания аналитического, проблемного, творческого и игрового характера, которые формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект обучающегося. Например, творческие задания:
–придумай продолжение рассказа,
– творческий пересказ с изменением лица рассказчика,
– сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом,
– выразить свои чувства и «изобразить» словами картины. Использование словесного рисования помогает увидеть мир и других людей через призму своего осознания и свою душу – это способ самовыражения и самопознания, путь развития эмоциональной сферы ребенка, эстетического и нравственного его развития. Именно через рисунки детей к произведениям можно получить очень важную информацию о том, например, представляет ли обучающийся художественный образ произведения и адекватны ли его представления авторскому образу.
Читательский рейтинг – направленное на осознание школьником своих читательских впечатлений: написание мини-сочинений, отзыв о прочитанной книге (по модели – опоре, самостоятельно), дописывание сюжета, составление структурных схем (опоры) – развитие события в произведении. Для углубления интереса к чтению особое значение имеют игровые задания: викторины, кроссворды, литературные игры с использованием компьютерных технологий.
На уроке провожу разнообразную работу над текстом это:
чтение всего текста (по заданию учителя); деление на части, составление плана; чтение по готовому плану; пересказ после чтения; чтение обучающимся нового текста, заранее подготовленного дома; чтение цепочкой по предложению; самостоятельное чтение вполголоса; поиск отрывка по рисунку; ответы на вопросы; нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос; чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу; чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении; пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
Также работаю над культурой речи обучающихся. Применяю такие приёмы как:
– работа над орфоэпическим правильным чтением,
– над выразительным чтением и дикцией (скороговорки; увеличение и уменьшение силы голоса, прочитать радостно, с огорчением, с восторгом и т.д.),
–словарная работа (составим свой толковый словарик; ключевые (опорные) слова),
– работа над грамматическим строем речи обучающегося (разговор по телефону; пересказ,диалог, монолог),
– над содержанием и логической структурой речи (Что такое текст. Тема и заголовок текста).
Для примера остановимся на одной из достаточно сложных для понимания обучающихся с нарушениями слуха тем: «Творчество Н.В. Гоголя». В этом возрасте важно заинтересовать ребят таким сложным писателем, как Гоголь, поэтому я позволила себе изложить известные легенды, связанные с его рождением и смертью. Это производит большое впечатление на ребят, отчасти объясняет им, почему таким мистическим писателем он был. Далее предлагаю звуковую презентацию, объясняющую политическую обстановку на Украине, описанную в повести Гоголя, иначе обучающимся многое будет не понятно. Этот урок будет первым перед изучением повести после знакомства с биографией писателя. Далее представлена система занятий, связанная с творчеством Н. В. Гоголя.
Занятие № 1 «Тарас и его сыновья» рассказывает о взаимоотношениях Тараса с его сыновьями в начале повести. В ходе беседы заполняется сравнительная таблица Остапа и Андрия.
Остап | Андрий |
1)Поведение в Бурсе - (Не был лидером в плохих делах). 2)Отношение к учебе- (Не хотел учиться "Закапывал учебники"; Нашел в себе силу воли после угрозы отца ). 3)Отношение к товарищам - (При поимке не выдавал никого, но часто подставлял свою спину). 4)Увлечение - (Был увлечён военным делом). 5)Характерные поступки -(Не предавал товарищей в бурсе, а после и доблестно сражался на войне, был патриотом своей Родины). | 1) Был лидером в плохих делах. 2)Науки давались легко. Был умным и способным. 3)Главный зачинщик при поимке ловко увёртывался от розг, всегда выходит сухим из воды. 4) Жил не столько мечтами о будущем, сколько настоящим, гулял, влюблялся. 5) В начале повести Андрий считался лучшим, чем Остап более душевным и человечным, способным на более тонкие, нежные чувства и переживания, а после предал товарищей на войне, перешёл на сторону врага. |
Занятие № 2 «Запорожская Сечь» это урок-мастерская. Рисунки обучающихся. Детям необходимо перечитать сцену въезда в Сечь в конце 2 главы. Подумать, что изобразить на переднем плане, что на заднем, каких людей на них изобразить, что они будут делать? В какой цветовой гамме будет выполнен рисунок?
Занятие № 3 «Два брата»
На этом уроке ребята готовятся к сравнительной характеристике Остапа и Андрия. Здесь обобщается и повторяется ранее изученный материал и включается новый.Предлагается вспомнить характеристику Остапа и Андрия. Идёт работа с 5 главой. Задаётся ряд вопросов: Почему Андрий идёт в осаждённый город? Что объединяет Андрия с Сечью? и т.д.
Занятие № 4 «Образ Тараса Бульбы»
В ходе беседы вычленяются черты главного героя. Составляется план будущего сочинения.
Занятие № 5 «Три смерти в повести Гоголя»
Основной метод на уроке - художественный пересказ и текстуальный анализ. Заполняется сравнительная таблица.
Опрос сравнения | Андрий | Остап | Тарас |
1. Как погиб? | От руки отца. | Взяли в плен и казнили поляки. | Сожгли на костре. |
2.Какие качества проявил в свой последний час? | Страх, покорность, | Стойкость, верность слову, выносливость. | Сила одолела силу. Верность христианству, непокорность, забота о казаках. |
3. Его последние слова. Как они характеризуют героя? | Шептал имя прекрасной полячки. Не раскаялся. | «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» Нужно душевное утешение родного человека. Поддержка. | «К берегу, спускайтесь. У берега стоят челны, все забирайте, чтоб не было погони». «Прощайте, товарищи! Вспоминайте меня и весной прибывайте сюда…» Преданность товариществу. |
Итак, к концу изучения повести у нас готовы материалы к трём темам: "Два брата", "Образ Тараса" и "Три смерти в повести", пишется сочинение. Материал представлен в последовательно связанных друг с другом слайдах-схемах. Анализируя слайды, обучающиеся проговаривают подготовленный материал, что особенно важно для развития речи, активизации словесно-логического мышления.Героическая повесть «Тарас Бульба» представляет необычайно благодатный материал для разговора о настоящих красивых людях, о сущности подвига, о человеческом достоинстве, о долге и предательстве, о том, что значит быть истинным патриотом своей родины. Все эти вопросы очень важны для воспитания подрастающего поколения в наше сложное и очень противоречивое время.
На современном этапе развития общества совершенствование системы обучения детей с нарушениями слуха осуществляется на принципах всемерной гуманизации, демократизации образования, дифференцированного подхода к развивающему обучению и воспитанию обучающихся. Учитывая особенности психического развития неслышащих и слабослышащих школьников, реализуя во всех компонентах учебно-воспитательного процесса принципы коррекционной направленности, наша школа-интернат ставит задачей приблизить уровень развития своих воспитанников к развитию слышащих детей, создать все условия для наиболее полной и социальной адаптации в обществе. Начало процесса педагогической абилитации совпадает с началом процесса включения ребёнка-инвалида в среду здоровых людей (т.е. слышащих) – взрослых и детей. Ребёнок не должен быть ограничен в общении. Постепенно пространство общения расширяется за пределы школы-интерната.