Яковлева Людмила Феногеновна,
учитель физики и информатики
МБОУ «Марьяновская
средняя общеобразовательная школа»
Марьяновского муниципального района
Омской области
Проблемы и пути их решения в профессиональной деятельности педагога при работе с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Два года назад я стала работать не только с классами, но и с детьми, которые составляют особую категорию обучающихся, с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. При работе с ними учителю приходится сталкиваться со многими трудностями и выработать свой стиль работы. Когда я впервые столкнулась с проблемой обучения детей с ОВЗ, сразу обозначились следующие проблемы:
Проблема первая - преодоление психологических барьеров и профессиональных стереотипов. Ни для кого не секрет, что зачастую эти дети ограничены от внешнего мира, и учитель для них чужой человек, поэтому необходимо было добиться доверия, а для этого надо было, принять этих детей такими, какие они есть. Кроме того первое время у меня была просто паника: как их можно научить и обучить чему-либо!? Пришлось проанализировать ситуацию обучения и преподавания, внести в нее необходимые корректировки, с учётом специфики заболевания, изучить специальную литературу, Интернет-источники. Только после того, как я приняла ребёнка со всеми его проблемами, перестала его жалеть, ребёнок принял меня, и пошли первые успехи. Отсюда делаем вывод, что повышение квалификации учителя является непрерывным мероприятием.
В школе мы привыкли, что родители и дети подстраиваются под наши требования, здесь учитель приспосабливается к ситуации, приходиться корректировать план занятий согласно и личной занятости взрослых. Поэтому возникла вторая проблема - установить контакт с родителями. Именно родители являются экспертами в отношении своих детей. Они знают способности, интересы и потребности своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет им очень много переживаний, поэтому обязательно необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности родителей, уровень их образования, состояния, в котором они находятся в данный момент. Подчас от учителя они ждут не просто квалифицированного совета, а товарищеской взаимопомощи. Только в сотрудничестве и взаимодействии с родителями педагог может выстроить эффективную стратегию для наиболее успешного обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
Третья проблема - методическое сопровождение.
Трудность состояла в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала, который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность учащихся в меру их способностей и подготовленности. Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев пользуются непроизвольным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Моим хорошим помощником стал компьютер. Его применение дало возможность улучшить качество обучения и воспитания, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Занятия стали интереснее, эмоциональнее, это позволяет воспитанникам в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение и глубже погрузиться в изучаемый материал, даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Четвёртая проблема – система оценивания.
Применяемая в обычной школе система оценок не совсем подходила к данным детям. Пришлось разработать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями. Моим ребятишкам нравится использование смайликов. Каждый смайлик соответствует определённой оценке. Одними смайликами ребёнка оценивает учитель, другими ребёнок отражает своё состояние и даёт себе самооценку. Система очень информативна. С одной стороны, ребёнок понимает, как его оценили, с другой - обратная связь. Это мотивирует детей, информирует их об успехах и показывает, как они могут улучшить свои результаты.
Пятая проблема -большой объём затраченного времени при подготовке к занятиям.
Работа с учащимися с особенностями требует колоссального терпения, психологической готовности, настроя, внимания, более тщательной подготовки и понимания своих учеников. Они изначально в силу своих особенностей не могут освоить программу на уровне среднего школьника. Содержание учебной программы по предмету к каждому уроку необходимо адаптировать, что отнимает очень много времени. Вновь на помощь пришёл компьютер и Интернет. Огромное спасибо всем, кто делится своими дидактическими материалами, советами - это очень помогает экономить время, которого нам постоянно не хватает.
Заметила: дети плохо воспринимали временные рамки урока, они учились, пока было желание или им было интересно, или пока не уставали. На помощь пришла игра. Игры - отличное дополнение к учебному процессу в развитии важнейших психических качеств личности! Они помогают воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Что же я поняла за это время:
педагог является важным звеном в системе инклюзивного образования;
надо быть настоящим профессионалом, т.е. обладать комплексом необходимых педагогических и психологических знаний, умений и навыков, для того чтобы работать с детьми, требующими особой заботы;
наконец, чтобы этого добиться, необходимо постоянно самосовершенствоваться, развивать личностные и профессиональные компетенций как залог успешности своей деятельности в инклюзивном образовании и предупреждения вероятных ошибок.
Я считаю важным организовать педагогам обучение работе с детьми с ОВЗ (с разными диагнозами) и сделать его доступным. Только вместе наша работа даст положительные результаты. Работать с учениками с особенностями трудно, но результаты будут, если подойти творчески к процессу обучения, работать совместно с психологами, родителями, общественными организациями.
Интернет источники:
Александрова М. В. Результаты, трудности и особенности обучения детей с ОВЗ (из опыта работы) // Образование и воспитание. — 2017. — №4. — С. 22-25.
Правилина А. А. Профессиональная подготовка педагогов как фактор профилактики социальной дезадаптации детей с ОВЗ в образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 166–170. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95656.htm.
http://fgosovz24.ru/assets/files/usloviya-realizacii/metodicheskie-materialy-dlya-uchitelej-nachalnoj-shkoly-i-specialistov-razrabotka-i-realizaciya-individualnoj-obrazovatelnoj-programmy-dlya-detej-s-ovz.pdf
https://infourok.ru/trudnosti-rebenka-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-obschenii-979978.html
https://infourok.ru/statya_o_rabote_s_detmi_s_ovz-165889.htm
Наши славные мальчишки,
Вы пока что шалунишки,
Но и вам всем предстоит
Нашей родине служить!
С 23-им поздравляем
И от всей души желаем
Сильными чтоб стали вы
Стали так же чтоб умны.
Чтобы все вы успевали,
От других не отставали,
Чтоб когда пошли служить,
Нас могли вы защитить!
А еще в ваш праздник славный
Мы, ребята, просим вас,
Чтоб защитой и охраной
Были вы всегда для нас.