Министерство образования и науки Республики Казахстан
Управление образования Восточно-Казахстанской области
КГКП «Педагогический колледж им. М.О.Ауэзова» г.Семей
Доклад
на тему: Проблемы любительского (самодеятельного) творческого коллектива
Подготовила: Гафкенова С.К.
Вступление
Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. К примеру, хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца.
По мнению исследователя Л.П. Емельяновой, художественная самодеятельность является не только школой собственно художественного мастерства, но, - что, может быть, еще более важно, - школой жизни, школой гражданственности. Другими словами, пробуждаясь к активной художественной деятельности и развивая свои способности, человек не просто утверждает себя в искусстве, а, прежде всего, утверждает себя как член общества, чья деятельность и чей талант общественно необходимы и полезны. [4, c.123]
Любительские занятия представляют собой весьма эффективный вид рекреации. Об этом свидетельствуют не только повседневный опыт, но и специальные научные исследования. Изучая проблемы адаптационного синдрома, знаменитый канадский ученый Ганс Селье пришел к выводу, что практически каждому взрослому человеку необходимо наряду с основной работой иметь любительское увлечение, как можно более приятное, полезное и созидательное. Подобное хобби, по его мнению, становится для личности отдушиной, дает возможность наиболее полного отдыха и самовыражения, отвращает от вредного безделья или бегства в воображаемую жизнь с помощью алкоголя и наркотиков. [15, c.16-35]
Можно заметить, что любительское творчество повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства к профессиональному могут быть разными.
Если профессиональное искусство можно назвать работой, то самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей привлекает не материальная выгода от занятий творчеством, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.
Однако, несмотря на то, что существуют теоретически обоснованные признаки и характеристики любительского творчества, при практической организации условий, необходимых для успешного функционирования художественной деятельности как социально-культурного и социально-педагогического явления, сегодня они зачастую не учитываются.
Таким образом, цель доклада: изучить проблемы любительского хореографического коллектива.
Для успешного достижения цели был поставлен ряд задач:
- раскрыть сущность понятий "любительское творчество", "любительский художественный коллектив";
- изучить особенности руководства любительским хореографическим коллективом.
- раскрыть проблемы любительского хореографического коллектива
Объектом исследования является любительский хореографический коллектив.
Предметом исследования - личностные и профессиональные проблемы руководителя любительского хореографического коллектива.
Методы, использованные в ходе исследования - анализ психолого-педагогической и культурологической литературы по проблеме исследования, включенное наблюдение.
Практической базой исследования является ансамбль танца "Шугла" педагогического колледжа им.М.О.Ауэзова г.Семей В.К.О
1.Любительское творчество
Любительское творчество - уникальное социально-культурное явление, с много типной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры. Как известно, досуг - это часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности. Поэтому наиболее объективная оценка деятельности любительского творчества - это динамика интеллектуального и общекультурного развития личности любителя. [8, c.21-25]
Тем самым, можно сказать, что "любительство" сегодня - это такое состояние деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способность "творить", стремиться к конкретной нравственной цели. Эта уверенность вовлекает в сферу художественного творчества многих талантливых людей, которые готовы отдать этой деятельности свое свободное время. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результате ими создаются материальные и духовные ценности.
В процессе любительской деятельности человек создает свою микросреду, тем самым снимая напряжение, стрессы. Любительство - это своеобразный уход от однообразия реальности. Оно не связано с реализацией достижений в профессиональной деятельности. Однако любительство - это не только отдых, но и труд, так как индивид в результате рекреации занят трудом. Это активное расслабление, переключение на ту сферу, которая не затронута основным видом жизнедеятельности человека, его профессией. Любитель - творец - "сам себе хозяин", "сам себе режиссер", создающий свой собственный мир, проявляющийся в индивидуальных и массовых формах. Создаваемый в процессе творчества мир связан с повседневной реальностью и внутренним субъективным миром человека. Творческая необходимость, представляющая внутреннее состояние человеческого познания, выражается в способности воображения и является одним из путей к художественному воспитанию.
Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей, отличается внутренним единством, организованностью, подготовленностью и психологической коммуникативностью. В нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и само утверждается. Вступая в коллективные связи, личность приобретает благоприятные условия для своего социального развития, удовлетворения потребности в творческой самореализации, применения способности и дарований, для самопроявления и самосовершенствования.
Любительский художественный коллектив - это организованная группа, в которой все участники объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех, и в которых межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной художественно-творческой деятельности.
2. Проблемы любительского творческого коллектива
Воспитательный и образовательный процесс в любом коллективе специфичен по организационным формам и характеру деятельности, методике проведения и используемым средствам. Специфика эта определяется основным предметом деятельности, которую выполняют члены коллектива. В ансамбле танца "Шугла", педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению учащихся в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений. Так на занятиях студенты не только получают знания, но и учатся в первую очередь общению. И здесь возникает первая проблема - это загруженность внутри колледжными мероприятиями 1 курсов. Обязательное участие во всех мероприятиях. Но видя их на конкурсах, фестивалях, классных часах, мы раскрываем творческий потенциал первокурсников, их таланты.
Среди первых курсов, которые участвуют в подготовительной группе, происходит формирование их как участников ансамбля, как части одной большой дружной команды. Они начинают постигать азы хореографии и здесь главное не "сломать" учащегося. Потому что многие приезжают из сёл, аулов, где нет специалистов, где они были сами и режиссерами и постановщиками. И поэтому, на занятиях необходимо создавать ситуацию успеха, которая определяется сочетанием условий, обеспечивающих сам успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать педагог. Большими помощниками для преодоления этих трудностей являются учащиеся основной группы, вторые, третьи курсы. Здесь возникает вторая проблема – это практика в школах, 3 курсы уходят на практику, месяц, два их нет. Но и в этом есть свои плюсы. В школах они начинают работать с детьми, помимо своей специальности они пробуют себя в роли хореографа, ставят свои постановки. Получают письма благодарности от администрации школ
На этот период их заменяют студенты 2 курсов. В подростковом периоде (17 - 18 лет) у учащихся формируется потребность во "взрослом" обращении. Возникновение чувства взрослости у подростка - одно из центральных психологических новообразований возраста. Оно определяется сдвигами в физическом и половом созревании, развитием социальных функций. Тем самым учащиеся подражают педагогу, сверстникам. Возникает потребность самоутверждения, занять достойное место в коллективе. И это им предоставляется в работе с подготовительной группой, учащихся 1 курсов. У них воспитывается чувство ответственности за себя и подопечных. Так старшие участники коллектива помогают "разбирать" сложные комбинации, на концертах помогают с костюмами и гримом. Учащиеся 1 курсов же "заряжают" старших своей энергией, оптимизмом.
Педагогический процесс в ансамбле танца "Шугла" строится по принципу урока - репетиционные, коллективные занятия, на которых участники практически осваивают и закрепляют необходимые знания и навыки, а также индивидуальное общение руководителя и участников коллектива. Здесь возникает третья проблема Урок состоит из ряда этапов, первым из которых является разминка, состоящая из стабильного комплекса упражнений, цель которой - разогрев организма и снятие излишней психологической напряженности (возбуждения, заторможенности). Этому способствуют привычный, индивидуально подобранный комплекс упражнений.
Следующим этапом урока является непосредственное разучивание новых движений и отработка, т.е. "оттачивание до автоматизма", уже ранее разученных танцевальных движений и комбинаций. Это способствует развитию у участников коллектива зрительной и двигательной памяти, музыкальности и чувство ритма, выработке эстетически правильной осанки и походки. Кроме этого у участников воспитывается чувство ответственности за общее дело, прививаются навыки культурного поведения и внимательного отношение друг к другу, умение искренне радоваться достижениям своих однокурссников, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей.
Заключительным этапом урока является повторение и отработка уже готовых танцевальных номеров, совершенствование техники и манеры исполнения. Что и отражает главную цель, которую преследует коллектив в ходе учебных занятий - представление освоенных навыков и умений на "обозрение" зрителей.
Всегда нужно найти возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. Есть талантливые ученики, которые после окончания колледжа работают педагогами казахского языка, английского языка и ведут любительские танцевальные кружки. Тем самым, следует отметить, что занятия учащихся в ансамбле танца "Шугла" являются прекрасным средством их воспитания, так как:
1. Занятия организуют и воспитывают учащихся, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.
2. Занимаясь в коллективе, учащиеся развивают в себе особо ценное качество - чувство "локтя", чувство ответственности за общее дело.
3. Занятия риучают учащихся четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы.
4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством.
5. Занятия определяют педагогические и организаторские способности учащихся.
Заключение
Основные выводы:
1. Жизнь современного человека многогранна и разнообразна в своих проявлениях. От того, как отдыхает человек, во многом зависит его самочувствие, здоровье и, в конечном счете, его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие и на характер отдыха, способ использования свободного времени, на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Вот почему в числе важных элементов досуга существенное место занимает любительское художественное творчество.
2. Потребность в общении, самовыражении, стремление участвовать в общественной жизни, желание приобщиться к искусству, побуждает множество людей разного возраста участвовать в самодеятельности. Любительское творчество многообразно, каждый может выбрать тот вид, который ему по душе. Любительство сегодня - это такой вид деятельности, благодаря которому увеличивается уверенность в себе, укрепляется вера в свою способность "творить", стремиться к конкретной нравственной цели. Основная задача любительского творчества заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации в сфере досуга. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результате ими создаются материальные и духовные ценности.
3. Хореографические коллективы вызывают сегодня самый большой интерес среди всех жанров. Имеющие самый большой количественный состав в системе любительского художественного творчества, они обладают весьма значительным воспитательным потенциалом, определяемым природой хореографического искусства и необычными возможностями построения педагогического процесса.
4. Деятельность руководителя - это деятельность специалиста широкого профиля, сложная, комплексная, включающая художественно-творческое, педагогическое и организаторское направления. В этом ее специфика, определяя которую следует подчеркнуть, что указанные направления - это не просто педагогическая, организаторская, а художественно-педагогическая, художественно-организаторская деятельности, которые наряду с художественно-творческой предполагают высокий уровень художественной культуры.
5. Самое главное все проблемы решаемы, в каждом минусе нужно находить свой плюс. Сущность профессиональной деятельности руководителя творческого коллектива определяет сущность его профессионального мастерства как синтез профессионализма, творческой неповторимости, высокой духовности личности, увлеченной своей профессией, самосовершенствующейся, стремящейся к творческой самореализации.
Список литературы
1. Алексеева, Э.Ф. Фольклор в контексте народной культуры / Э.Ф. Алексеева. - М.: Советский композитор, 1998. - 237 с.
2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В.В. Иванова, коммент. Л.С. Выготского и В.В. Иванова, вступит. ст. А.Н. Леонтьева. - 3-е изд - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
3. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Е.И. Григорьева. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. - 284с.
4. Емельянов, Л.П. Фольклор и художественная самодеятельность / Л.П. Емельянов. - Л.: Наука, 1992. - 256 с.
5. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом / Л.Д. Ивлева. - Челябинск, 2004. - 258 с.
6. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / А.С. Каргин - М.: Просвещение, 2008. - 365 с.
7. Коршунов, А.М. Теория отражения и творчество / А.М. Коршунов. - Москва: "Политиздат", 1971. - 255 с.
8. Мурашко, В.Г. Коллективы любительского художественного творчества в современной социокультурной ситуации // Социально-педагогическая работа - 2010. - № 9 - с.21-25
9. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013. - Режим доступа: http://www.pravo. by. - Дата доступа: 04.04.2013.
10. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 399 с.
11. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие / Л.Е. Пуляева. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 325 с.
12. Сивурова, Л.П. Любительское художественное творчество // Современная Беларусь: Энциклопедический справочник. В.3 т. Т.3. Культура и искусство / редкол.: М.В. Мясникович [и др.]. Ї Минск: Белорус. наука, 2007. - С.683-729.
13. Смирнова, Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся культурно просветительных учреждений: Учебное пособие для студ. культ. - просвет, фак. ин-тов культуры, искусств, пед. вузов и ун-тов / Е.И. Смирнова. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.
14. Смирнова, Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.05/Е.И. Смирнова. - М., 1989. - 488 с.
15. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. - 2-е изд. - Москва: МГУКИ, 2003. - 296с.
16. Тарасенко, Т.В. Развитие профессиональных навыков менеджера танцевального коллектива / Т.В. Тарасенко. - Ауезовские чтения-3. ЮКГУ им.М. Ауезова, 2001. - Т.3. - с.29-31
17. Ткаченко, С.Т. Работа с танцевальным коллективом / С.Т. Ткаченко. - М.: Педагогика, 1998. - 234 с.
4