СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы плоскостопия у подростков и пути их исправления

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемы плоскостопия у подростков и пути их исправления»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №23









Исследовательская работа

Проблемы плоскостопия у подростков и пути их исправления





Выполнила:

Афанасьева Анастасия,

ученица 8 класса «А»

МОУ СОШ №23

Руководитель:

Пахмутова О.А.,

учитель биологии





Комсомольск-на-Амуре

2020 г

Рецензия

на исследовательскую работу

«Проблемы плоскостопия у подростков и пути их исправления» ученицы 8А класса Афанасьевой Анастасии Андреевны

Исследовательская работа «Проблемы плоскостопия у подростков и пути их исправления» выполнена в соответствии со всеми требованиями к оформлению: содержание включает в себя введение, литературный обзор по теме, исследовательскую часть, выводы, список использованной литературы.

В ведение обозначена актуальность темы, выдвинута гипотеза, указана цель исследования и задачи, а так же объект, предмет исследования и методы исследования.

В литературном обзоре Анастасия дает определение понятию «ОДС», факторы, приводящие к плоскостопию. В исследовательской части проводит опрос среди учащихся, с целью выявления количества учащихся нарушениям ОДС, с помощью нескольких методик определялось наличие плоскостопия у учащихся 8А класса, а так же членов семьи. В конце работы даются рекомендации, как избежать нарушений ОДС у подростков.

При подготовке работы Афанасьева Анастасия продемонстрировала умения анализировать и структурировать материал, работать с несколькими источниками научно-популярной литературы.

Работа может быть допущена к защите.

Учитель биологии О.А. Пахмутова










Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Теоретическая часть. …………………………………………………………5

1.1 Что такое плоскостопие………………………………………………………5

1.2 Виды плоскостопия…………………………………………………………...6

1.3. Степени плоскостопия……………………………………………………….8

1.4 Симптомы плоскостопия…………………………………………………….9

1.5 Причины развития плоскостопия…………………………………………..10

1.6 Лечение плоскостопия……………………………………………………..11

2.Практическая часть………………………………………………………...13

2.1 Опрос среди учащихся 8 классов…………………………………………...13

2.2 Тест на выявление плоскостопия у учащихся 8 классов………………….13

2.3 Тест на выявление плоскостопия у членов моей семьи…………………...14

2.4 Метод Фринлянда……………………………………………………………15

2.5 Профилактика плоскостопия……………………………………………… 16

2.6. Основные упражнения против плоскостопия……………………………..17

Заключение………………………………………………………………………18

Список литературы……………………………………………………………19

Приложение………………………………………………………………………20



Введение

Кто-то считает плоскостопие серьезной проблемой, кто-то вообще не обращает внимания на состояние своих ног. При плоскостопии нет температуры, а в начальной стадии вообще ничего не болит. Стоит ли волноваться? Ответ однозначен — стоит. Наконец есть мнение, что все болезни от плоскостопия, потому что на ступнях находятся энергетические точки. Поэтому плоскостопие обязательно нужно лечить и проводить профилактику этого заболевания.

Тема для меня интересна, актуальна и значима, потому что здоровье стоп – это здоровье всего организма. Ещё в древности люди определили, что на стопе находится множество биологически активных точек,которые связаны совсем внутренними органами. Здоровая стопа обеспечивает комфортные условия жизни и долголетие. Также актуальность темы в том, что увеличивается множество школьников разного возраста, а также взрослых людей, страдающих плоскостопием. Большинство из них ничего не знают об этой болезни и о ее профилактике.

Цель работы: Выявить наличие плоскостопия среди учащихся 2, 8 классов и членов моей семьи, а так же разработать рекомендации по профилактике плоскостопия.









Задачи:

1. Изучить литературу по выбранной теме

2.Провести исследование по выявлению наличия или отсутствия плоскостопия среди школьников разного возраста моей школы, а также среди моих родственников.

3. Сделать выводы по итогам исследования.

4.Предложить ряд рекомендаций по профилактике и лечению заболевания.

Методы исследования: Анализ научной литературы по теме, диагностическое тестирование, сравнение.

Объект исследования: Учащиеся разных возрастов: восьми лет (2 класс), 13-14лет (8 класс), и взрослые люди разного возраста.

Предмет исследования: плоскостопие.

Гипотеза: Профилактика - лучшее лекарство лечения плоскостопия.

Практическая ценность моей работы состоит в том, что диагностика может выявить заболевание на начальной стадии и предотвратить его дальнейшее развитие, что положительно повлияет на здоровье учеников, а также моих родственников.













1.Теоретическая часть

1.1 Что такое плоскостопие?

Человеческая ступня — уникальна. Она пружинит! Спрашивается, для чего нам "пружинить"? Чтобы организм не испытывал перегрузок и стрессов при хождении или беге. И соответственно не изнашивался, не болел. А пружинит стопа за счет уникальной конструкции, которую поддерживает система связок и мышц. Когда этот мышечно-связочный механизм по каким-то причинам ослабевает, развивается плоскостопие[10]. Порой, родители не осознают серьезность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Плоскостопие – очень коварная болезнь, деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Если раньше вас ничего не беспокоило, то сегодня уже начинают гудеть ноги от прогулки, а завтра, если ничего не предпринять, начнётся дикая боль в стопах. И это ещё полбеды. Плоскостопие ускоряет износ опорно-двигательного аппарата. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Плоскостопие может вызвать много других, самых разнообразных болезней: искривление позвоночника, боль в спине, радикулит, грыжа межпозвоночных дисков, артрит, остеохондроз, боль в икрах, быструю утомляемость, непривлекательный вид ног. Это в особенности касается дам, потому как при плоскостопии придётся забыть про элегантную обувь, а ещё косточка большого пальца растёт и уже не только элегантную, но обычную обувь будет неудобно носить[6].





1.2 Виды плоскостопия

Врожденное плоскостопие

Встречается довольно редко (3 % всех случаев плоскостопия) и является следствием внутриутробных пороков развития структурных элементов стопы. Или же возникает на фоне врожденной недостаточности соединительной ткани. При этом помимо плоскостопия обнаруживаются и другие признаки недостаточности соединительной ткани — близорукость, дополнительная хорда в сердце, перегиб желчного пузыря и др. Лечение врожденного плоскостопия проводят практически с первых дней жизни ребенка[6].

Приобретенное плоскостопие

Встречается в любом возрасте, бывает продольным, поперечным, травматическим, паралитическим, рахитическим, статическим

1.Продольное. Является опущение поперечного свода стопы, что само бывает крайне редко. Продольно-поперечное плоскостопие встречается гораздо чаще, такой вид называют комбинированным. Такой недуг как поперечное плоскостопие появляется вследствие слабости мышц. Масса тела распределяется неправильно, кости не выдерживают и раздвигаются. 2.Поперечное. Характеризуется плоскостью свода стопы. При этом теряются амортизационные функции стопы при ходьбе. Продольная форма заболевания чаще всего мучает женщин. Может даже возникать сколиоз 1 степени из-за большой нагрузки.

3.Травматическое. Развивается вследствие переломов костей стопы и голеностопного сустава или при повреждении мягких тканей, укрепляющих свод стопы.

4.Паралитическое. Возникает после перенесенного полиомиелита. Причиной в этом случае является паралич мышц стопы и большеберцовых мышц.

5.Рахитическое. Развивается после перенесенного рахита. Рахит нарушает нормальное формирование костей стопы. Кости становятся менее прочными и под воздействием нагрузки, при ослаблении мышц

и связок, стопа деформируется и образуется плоскостопие.

4.Статическое.Встречается наиболее часто (82,1 %) и возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей.

 Статическое плоскостопие

Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:

  • на подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;

  • на тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями;

  • под внутренней и наружной лодыжками;

  • между головками предплюсневых костей;

  • в мышцах голени из-за их перегрузки;

  • в коленном и тазобедренном суставах;

  • в бедре из-за перенапряжения мышц;

  • в пояснице на почве компенсаторно-усиленного лордоза (прогиба). При статическом плоскостопии различают продольное и поперечное плоскостопие.  В редких случаях сочетаются две формы плоскостопия[7].







1.3 Степени плоскостопия

Изучив литературу выяснили , что тяжесть заболевания плоскостопием может быть различной. Несостоятельность связочного аппарата - наиболее ранняя стадия заболевания. Форма стопы при этом не изменена, но в результате растяжения связок возникают боли, которые появляются после длительной ходьбы или к концу дня. После отдыха боли в стопах проходят.

При слабовыраженном плоскостопии (I степени) после физических нагрузок появляется в ногах чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Отмечается усталость при ходьбе, походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает.

Комбинированное плоскостопие - следующая, 2-я стадия болезни. Своды стопы исчезают, стопа распластана. Боли в стопах постоянные и более сильные. Боль охватывает всю ногу вплоть до коленного сустава. Отмечается значительное затруднение ходьбы.

Наконец, III степень плоскостопия – резко выраженная деформация стопы. Нередко больные только на этом этапе обращаются к врачу. Ведь боль в стопах, голенях, которые почти всегда отечны, в коленных суставах ощущается постоянно. Часто болит поясница, появляется мучительная головная боль. При III степени плоскостопия занятия спортом становятся недоступными, значительно снижается трудоспособность, даже спокойная, непродолжительная ходьба затруднена. В обычной обуви человек уже передвигаться не может[6].









1.4 Симптомы плоскостопия

Симптомами плоскостопия может быть:

  •  ваша обувь стоптана и изношена с внутренней стороны

  • ноги быстро утомляются при ходьбе и работе на ногах

  • появляется усталость и боли в ногах к концу дня, судороги, чувство тяжести, отечность

  • отечность в области лодыжек

  • очень трудно ходить на каблуках

  • нога словно выросла - приходится покупать обувь на размер больше (особенно по ширине)

  • стопа стала широкой настолько, что вы уже не влезаете в любимые туфли.

  • ноющие боли стоп и голени при ходьбе и стоянии

  • трудно удерживать равновесие при приседании

  • часто наблюдается врастание ногтей

  • «косточка» на пальце, удлиненные и искривленные пальцы

  • наблюдается деформация голеностопного сустава, коленного и даже тазобедренного суставов (со стороны опорно-двигательного аппарата)

  • изменение походки (она становиться тяжелой, косолапой)

Однако перечисленные признаки могут соответствовать не только плоскостопию, но и другим заболеваниям - например, варикозному расширению вен. В любом случае при появлении неприятных или болевых ощущений в области стопы необходимо обратиться к ортопеду[7].







1.5 Причины развития плоскостопия

Причин плоскостопия много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Но перечислю их все:

  • наследственная предрасположенность

  • общее плохое физическое развитие

  • врожденная слабость связочного аппарата

  • снижение силы мышц после длительного пребывания в постели в результате болезни

  • перенесенные инфекции, диатез, ожирение, упадок питания

  • ослабление связочно-мышечного аппарата в результате перегрузки увеличенным весом тела в периоде усиленного роста, при поднятии тяжестей (например, ношение младших братьев и сестер)

  • ношение некачественной и нерациональной обуви: с чрезмерно мягкой или жесткой подошвой, ношение обуви без каблука, в теплое время года перегрев тканей стопы в резиновых туфлях или кедах

  • ходьба с излишне разведенными носками или широко расставленными ногами

  • избыточный вес

  • долгое стояние на ногах

  • беременность

  • ходьба на высоких каблуках (в обуви на высоких каблуках и с острыми носами женщина опираемся не на всю стопу, а лишь на головки плюсневых костей)

  • профессиональная деятельность, когда человек вынужден по несколько часов кряду стоять[11].

1.6 Лечение плоскостопия

Важным фактором при лечении плоскостопия является время. Чем раньше больной обратиться за помощью, тем больше шансов остановить прогрессирование заболевания у взрослых и добиться выздоровления у детей.

Детям, в отличие от взрослых, чаще всего ставят диагноз «продольное плоскостопие» и лечение его не предусматривает хирургического вмешательства в этом возрасте. Иногда плоскостопие может быть врожденным, в таком случае лечение следует начинать с того момента, когда был поставлен диагноз. Для лечения врожденного плоскостопия используют специальные гипсовые повязки или лангеты. Врожденное плоскостопие встречается достаточно редко. Так как главными причинами опущенного свода стопы ребенка являются неокрепшие кости, слабые мышцы и связки, то лечение, как правило, носит «тонизирующий» характер[12].

Плоскостопие у детей и его лечение, как и у взрослых, требует ношения специальной ортопедической обуви и ортопедических стелек. Ребенку не следует ходить босиком по ровным и твердым поверхностям, таким как пол. Зато полезно ходить по неровностям, траве, песку или мелкому гравию. Во время лечения уделяется внимание походке ребенка. В норме ребенок при ходьбе должен ставить стопы параллельно, опираться на внешний край стопы[5].

Для лечения плоскостопия у детей применяется лечебный массаж и лечебная физкультура. Главные задачи массажа при плоскостопии - это снижение имеющегося утомления в определенных мышечных группах, снятие болевого синдрома и восстановление рессорных функций стопы. Кроме того массаж помогает восстановить нормальное лимфо- и кровоснабжение стопы и голени, а также придает тонус мышцам. Делая массаж стоп при плоскостопии, следует уделять внимание не только мышцам и связкам свода стопы, но и не забывать о мышцах голени. В лечении плоскостопия массаж рекомендуется сочетать с лечебной гимнастикой. Смысл у этих двух техник схожий. Они благоприятно сказываются на состоянии мышечного аппарата не только стоп, но и ног в целом[1].

Улучшают кровоснабжение и повышают тонус мышц с помощью специальных закаливающих процедур, к примеру, контрастные ванны для стоп.

Правильно подобранная обувь является важным фактором при лечении плоскостопия. По рекомендациям врачей ортопедов предпочтение стоит отдать обычным кожаным туфлям.

Выбирая обувь при плоскостопии, не забывайте обращать внимание на такой важный фактор как «комфорт». Самочувствие ваших ног всегда подскажет вам правильный выбор туфлей или сапог. А что касается выбора ортопедической обуви, то тут следует довериться врачам-ортопедам[3].













2.Практическая часть

2.1. Опрос среди учащихся 8 классов моей школы.

Был проведен небольшой опрос среди учащихся 8 класса.

Вопросы анкетирования:

1.Что такое плоскостопие?

2.Причины появления плоскостопия

3.Профилактика болезни.

4.Как влияет плоскостопие на организм?

По результатом опроса составлена диаграмма, из которой видно, что 50% детей не знают причин появления плоскостопия и как оно влияет на организм. Большая часть опрошенных знает, что такое плоскостопие и профилактику болезни. (См. Приложение 1, рис.1)

2.2. Выявление плоскостопия у учащихся 8 классов

Был проведен тест на наличие плоскостопия у учащихся 8 классов.

Определить наличие плоскостопия можно с помощью достаточно простого теста. Для этого нужно взять лист бумаги и встать на него босыми ногами, предварительно смазав их чем-нибудь жирным, например, маслом. Но самое главное следить за тем, чтобы вес вашего тела распределялся равномерно. (См. Приложение 1, рис.2-3)

При анализе листков с отпечатком свода стопы было проанализировано 87 работ (из них 44 девочки и 43 мальчика):

8А-30 человек (13-мальчиков, девочек-17)

8Б-30 (5-мальчиков, 25-девочек)

8Ф- 27 человек (10- мальчиков, 17 девочек). Все результаты исследования представлены в таблице.

На ней видно, что у 55% мальчиков и 75% девочек выявлено плоскостопие. (См. Приложение 2, рис.4)

Учащимся с плоскостопием рекомендую посетить врача, выполнять упражнения против плоскостопия, делать массаж стоп, носить правильно подобранную обувь. Обувь должна быть комфортной и соответствовать размеру ноги. Девочки не носите в раннем возрасте обувь на высоком каблуке, шпильки. Высота каблука не должна превышать 2-3см. Не ходите босиком по твёрдому покрытию, даже такому как пол в квартире. Прекрасным средством профилактики плоскостопия служит ходьба босиком по земле[4].

2.3.Выявление плоскостопия у моей семьи

Используя тот же метод на выявление плоскостопия я решила проверить наличие плоскостопия у членов моей семьи.

Результаты я представила в виде таблицы (См. Приложение 3, таблица 1)

Все результаты я озвучила в своей семье и дала рекомендации:

Бабушке: Обследование у ортопеда, обязательно выполнять упражнения, сбросить вес.

Тёте Алене: подобрать более удобную обувь, выполнять профилактические упражнения, массаж.

Дедушке: Обследование у ортопеда, обязательно выполнять упражнения, массаж, носить правильно подобранную обувь.

Всем остальным членам семьи для профилактики плоскостопия можно выполнять упражнения. Спортивную обувь использовать, только для занятий спортом, а не для постоянного ношения.

2.4 Метод Фринлянда

Как проверить плоскостопие в домашних условиях по методу Фринлянда. Необходимо измерить длину с высотой ступни. Высоту нужно уменьшить на 100 и разделить полученную цифру на длину. Если полученный коэффициент составляет 29-31, то это считается нормой. При показателе 27-29 есть риск плоскостопия. Если коэффициент меньше 25, то патология выражена. Важно помнить, что домашние методы диагностики не должны быть основополагающими. Диагноз может поставить только специалист, он же должен порекомендовать методы лечения и профилактические меры[1].

Используя данный метод, я решила выявить наличие плоскостопия у учеников 2 А класса моей школы (28 человек 10 мальчиков и 18 девочек). (См. Приложение 4, рис.6)

На диаграмме показано, что у 25% девочек и 75 % мальчиков было выявлено плоскостопие, а у 60% девочек и у 35 % мальчиков нет этого заболевания.

Детям, у которых было выявлено плоскостопие, я рекомендую посетить хирурга - ортопеда, т.к. точный диагноз может поставить только специалист, он же должен порекомендовать методы лечения и профилактические меры. Также рекомендую выполнять упражнения, носить правильно подобранную обувь. Правильно подобранная обувь является важным фактором при лечении плоскостопия. Причем кожа должна быть достаточно мягкой, а на подошве должен быть небольшой каблук. Также вполне подойдут качественные спортивные кроссовки. В обуви должен быть каблук, обычно средних размеров. В детской обуви он должен иметь высоту 0,5 см и по площади занимать не меньше трети всей подошвы. Носок должен быть широкий. Подошва должна быть гибкой, хорошо гнуться при ходьбе[8].

Этими критериями выбора обуви полезно руководствоваться и тем, у кого плоскостопия нет.

2.5 Профилактика плоскостопия

  • Обувь обязательно должна иметь жесткий задник, фиксирующий пятку, небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше) и стелькой с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы;

  • Общее закаливание организма и воспитание правильной осанки;

  • Комплекс упражнений по физкультуре и упражнения на укрепление стопы;

  • Ежедневный рацион ребенка с достаточным количеством богатых кальцием и фосфором продуктов;

  • Достаточное количестве солнечных ванн или профилактический прием витамина Д в зимнее время.

  • Ежегодный осмотр у ортопеда.

  • Давать отдых стопам при любой возможности.

  • Избавление от лишнего веса[2].

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.

Вот почему в настоящее время придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов[3].

2.6. Основные упражнения против плоскостопия

В энциклопедиях о здоровье и в интернете я нашла множество упражнений, которые нужно выполнять при плоскостопии.

Вот некоторые из них, являющиеся самыми эффективными.

  • Вращение стопами стоя и сидя.

  • Подъем на пальцы и опускание на пятки.

  • Ходьба на пальцах.

  • Полуприседания на пальцах.

  • Небольшие подскоки на пальцах.

  • Ходьба по гимнастической палке ступнями вдоль и поперек.

  • Исходное положение: сидя на стуле, голени располагаются вертикально.

  • Максимально сгибаем пальцы

  • Сгибаем пальцы и одновременно поворачиваем стопы к нутрии

  • Максимально поворачиваем стопы вовнутрь навстречу друг другу

  • Перемещаем мелкие предметы (детали конструктора, фишки домино и т.п.), захватывая их пальцами одной стопы.

  • Переносим эти предметы через условную линию.

  • Сминаем ее во всех направлениях, захватывая пальцами.

  • Гладим стопой противоположную голень от голеностопного сустава вверх.

  • Катаем мяч круговыми движениями по часовой стрелке.

  • И против часовой стрелки.

  • Захватываем мяч стопами.

  • Поднимаем и опускаем мяч.

  • Раскатываем подошвами вперед-назад отрезок пластиковой трубки [9,12].



Заключение

В ходе своего исследования я узнала очень много о плоскостопии.

Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы и приводит к множественным заболеваниям. Оно бывает врожденным и приобретенным. Приобретенное плоскостопие встречается в любом возрасте, бывает травматическим, паралитическим, рахитическим, статическим. Тяжесть заболевания плоскостопием может быть различной. Причин плоскостопия много: это и наследственная предрасположенность, парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек и другие причины. Но существуют различные меры профилактики и лечения плоскостопия. В ходе изучения данной темы я узнала, что такое плоскостопие, каковы симптомы, чем опасно плоскостопие, какие меры профилактики и лечения существуют.

Было проведено исследование по выявлению плоскостопия у учеников моей школы и у членов моей семьи и дала рекомендации для профилактики развития данного заболевания.

Таким образом, цель моей работы достигнута: выявила наличие плоскостопия среди учащихся 2, 8 классов и членов моей семьи, а так же разработала рекомендации по профилактике плоскостопия. Гипотеза подтвердилась - профилактика лучшее лекарство лечения плоскостопия.

Результаты работы были представлены на уроке биологии «Осанка. Плоскостопие»







Список используемой литературы

1.Аленькин П.Ф. «Массаж и движения». Екатеринбург.,Средне-Уральское книжное издательство, 1992 год.

2.Белая М.А. «Руководство по лечебному массажу», 2-е изд. – М.: Медицина, 1983

3.   Вавилова Е.Н. «Укрепление здоровья детей». М. 1995 г.

4.Данько Ю.И. «Очерки физиологических упражнений». М.: Медицина. 1974 г.

5.Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления». М. 1994 г.

6.Зайцев А.А., Копеева Е.П. Палищук Н.К. Самугуб С.А. «Физическое воспитание дошкольников». – Калининград, 1997 г.

7.Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. «Биомеханика двигательного аппарат человека». – М.: ФиС, 1981 г.

8«Как вырастить здорового ребенка» / Под ред. В.П. Алферова. – Л.: Медицина, 1991 г.

9.Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г.

10.Легафт П.Ф. «Анатомия мышечной системы». – Л.: ФиС, 1938 г.

11.Легафт П.Ф. «Собрание педагогических сочинений». – М.: ФиС, 1953, Т. 4.

12.«Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте». / По д ред.  С.М. Иванова. М.: Медицина. 1975 г.

4