СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы преподавания истории ВОВ в современной российской школе.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопросы: Великая Отечественная война как один из существующих элементов исторической памяти; тема Великой Отечественной войны в учебном процессе современной российской школы; методические проблемы преподавания истории Великой Отечественной войны в школе; дефицит профессионально-подготовленных методических пособий по данной тематике.В статье рассматривается вопросы: Великая Отечественная война как один из существующих элементов исторической памяти; тема Великой Отечественной войны в учебном процессе современной российской школы; методические проблемы преподавания истории Великой Отечественной войны в школе; дефицит профессионально-подготовленных методических пособий по данной тематике.В статье рассматривается вопросы: Великая Отечественная война как один из существующих элементов исторической памяти; тема Великой Отечественной войны в учебном процессе современной российской школы; методические проблемы преподавания истории Великой Отечественной войны в школе; дефицит профессионально-подготовленных методических пособий по данной тематике.В статье рассматривается вопросы: Великая Отечественная война как один из существующих элементов исторической памяти; тема Великой Отечественной войны в учебном процессе современной российской школы; методические проблемы преподавания истории Великой Отечественной войны в школе; дефицит профессионально-подготовленных методических пособий по данной тематике.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы преподавания истории ВОВ в современной российской школе.»

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ

PROBLEMS OF TEACHING THE HISTORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN MODERN RUSSIAN SCHOOLS



Аннотация. В статье рассматривается вопросы: Великая Отечественная война как один из существующих элементов исторической памяти; тема Великой Отечественной войны в учебном процессе современной российской школы; методические проблемы преподавания истории Великой Отечественной войны в школе; дефицит профессионально-подготовленных методических пособий по данной тематике.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, историческая память, методика преподавания отечественной истории, персонализация Великой Отечественной войны.


Abstract. The article examines the following issues: the Great Patriotic War as one of the existing elements of historical memory; the theme of the Great Patriotic War in the educational process of a modern Russian school; methodological problems of teaching the history of the Great Patriotic War at school; the shortage of professionally prepared methodological manuals on this topic.

Key words: Great Patriotic War, historical memory, methods of teaching Russian history, personalization of the Great Patriotic War



Актуальность темы заключается в возрождении и укреплении интереса к прошлому нашей страны.

«Преподавание принадлежит к разряду деятельностей, силу которых чувствуют только те, на кого обращены они, кто непосредственно испытывает на себе их действие; стороннему трудно растолковать и дать почувствовать впечатление от урока учителя или лекции профессора. В преподавательстве много индивидуального, личного, что трудно передать и ещё труднее воспроизвести, — заметил В.О.Ключевский в одном из очерков.

Преподавая историю Великой Отечественной войны, учитель сталкивается с проблемой содержательного характера. Главным источником знаний для учащихся, бесспорно, является учебник, но его содержание может быть дополнено многими ранее неизвестными фактами и событиями. В сегодняшнем информационном обществе огромное количество ранее не известной нам информации, только надо уметь ею пользоваться, находить, систематизировать и анализировать, используя возможности сети ИНТЕРНЕТ, исторические документы. Особенно актуально это в последнее время, когда предпринимаются попытки переписать, исказить историю Великой Отечественной войны.

Искажение истории - основная тема в современной информационной войне. Попытки пересмотра событий и итогов Второй мировой войны проводятся на самом высоком уровне и приобретают все более активный и наступательный характер:

1. Заявления премьер-министра Украины Арсения Яценюка о том, что в 1941 году именно СССР напал на Германию и Украину.

2. Высказывания главы министерства иностранных дел Гжегожа Схетыны о том, что концлагерь Освенцим освободили украинские войска, а не части Красной Армии.

3. Заигрывание с нацизмом и попытки стереть постыдные факты из истории стали чаще всего приходить из Европы. Последний вопиющий пример этому - Латвия. На правах председательства в Евросоюзе, Рига запретила проведение в Париже выставки «Угнанное детство», посвященной малолетним узникам нацистского концлагеря Саласпилс, который по мнению латвийских властей был воспитательно-трудовым лагерем.

Здесь будет уместна цитата главного идеолога 3-го рейха Йозефа  Геббельса: «Чем больше ложь, тем скорее в нее поверят». История Великой Отечественной войны фальсифицируется, переписывается, существует множество мифов о войне. События Великой Отечественной войны, как и вся история Советского Союза, многие годы не дают покоя фальсификаторам разных мастей... Фальсификация истории - это разновидность захватнической войны... Фальсификация истории Великой Отечественной войны - это ложь на уничтожение.

Изучение Великой Отечественной войны должно обладать повышенной взвешенностью и отличаться многообразными подходами. Особое внимание следует уделять работе с документами. Их должно быть больше, чем в ныне действующих учебниках. Главный акцент должен делаться на изучение первоисточников, устных и письменных: от официальных (приказы и постановления правительства, сводки Совинформбюро) до фотографий, фронтовых, писем из семейных архивов учеников, рассказов очевидцев. Все это помогает восстановить связь времен, приблизить события тех далеких дней, пережить их заново, облекая в судьбы конкретных людей – еще живущих или уже ушедших. А главное нужно сделать так, чтобы документ стал равным компонентом наряду с авторским текстом.

Рассматривать события ВОВ следует с учетом всей стратегической обстановки мировой войны в целом. Учебники по этому периоду пока не совсем отвечают современным концептуальным посылкам. Возникают определенные трудности с системой изложения материала, отсутствием документов и противоречивостью суждений. Публикации современных зарубежных и отечественных авторов по военной тематике не всегда отличаются правдивостью и логичностью. Задача учителя - научить ребят разбираться в источниках информации, учитывая субъективность мнений.

Одной из важных организационных проблем является нехватка времени, то есть количество часов, отведенных на изучение данной темы. Учитель, с точки зрения преподавания не совсем свободен, он вынужден придерживаться программы, согласно которой на изучение темы Великой Отечественной войны отводится очень мало часов.

У истории есть свой воспитывающий потенциал, напрямую зависящий от содержания. Наше общество ожидает, что учителя вложат в школьников не только знания, но и чувства, прежде всего патриотизма.

Главная цель преподавания истории Отечества, есть своевременное ознакомление школьников в доступном их возрасту изложении с важнейшими событиями минувшего. Важнейшие задачи: формирование у молодежи интереса к изучению истории и сохранении исторической памяти. Результативным механизмом в этом процессе, по нашему мнению, является воображение и деятельностный подход в обучении, что должно навязчиво способность пробуждению в учащихся живой и сознательной любви к отечеству.

Важно, чтобы объяснялась связь между отдельными эпизодами, чтобы они попутно получали общее представление обо всем ходе отечественной истории, поэтому рассматривать в качестве самодостаточной цели лишь усвоение последовательности событий не следует. Равным образом должно быть исключено из обучения все, что может быть усвоено, только памятью, например, имена и даты которых почему-либо нельзя связать в уме учащихся с живыми и образными представлениями.

Рассказы педагога при этом не должны иметь характер лекций. Главной целью не должно быть лишь повторение в сокращенном виде того, что рассказал учитель, главное - это разъяснение отдельных частей нового урока, установление логической и психологической связей с предыдущим урока, выяснение внутреннего смысла событий, формирование эмпатии к участникам событий.

При составлении календарного плана следует иметь ввиду, что для изучения истории недостаточно одних лишь фактов, имен и дат, история не есть дело одной памяти, и что умение рассказать урока может быть целью для ученика.

Задача учителя, и в целом предметного блока гуманитаристики, способствовать формированию чувств сопричастности судьбе Отечества и гордости за славное его прошлое.

Список литературы:


  1. Белослудцева В.В. Методика преподавания истории: учебно-методическое пособие / В.В. Белослудцева; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2021. – 88 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/belosludcevametodika-prepodavaniya-istorii.pdf (дата обращения: 22.09.2024).

  2. Горлова Н.А. Дети нового типа сознания и современное образование / Н.А. Горлова [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pedagogikacultura.ru/deti-novogo-soznaniya/gorlova-n-a-deti-novogo-tipa-soznaniya-isovremennoe-obrazovanie (дата обращения: 22.09.2024).

3. Современные технологии и практики преподавания истории и обществознания в контексте управления качеством образования: сб. учеб.-метод. матер. / З.В. Валиева [и др.]; под науч. ред. канд. ист. наук А.В. Сметанина; Пермский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». – Пермь: Редакционноиздательский отдел НИУ ВШЭ – Пермь, 2020. – 80 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://perm.hse.ru/editorial_publishing/education3 (дата обращения: 22.09.2024)