Степанова Виктория Сергеевна, Дегенгарт Анна Валерьевна
г. Нижний Тагил,
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молодежь, профессия, профессиональное самоопределение, дифференциация, индивид.
АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются основные проблемы профессионального самоопределения молодежи, факторы, оказывающие влияние на выбор старшеклассниками своего будущего профессионального пути.
Viktoria Stepanova, Degengart Anna Valerevna
Nizhny Tagil,
PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH
KEY WORDS: youth, profession, professional self-determination, differentiation, individual.
ANNOTATION: The article deals with the main problems of professional self-determination of young people, the factors that influence the choice of high school students of their future professional path.
В современном обществе наблюдается проблема профессионального самоопределения молодежи, существует противоречие между объективно сложившимися потребностями общества и субъективными профессиональными устремлениями молодежи.
Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности и процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован чужими советами и неверными представлениями о своих способностях, склонностях и личностных особенностях.
С необходимостью определения своего дальнейшего пути ребенок сталкивается в период от 14 до 17 лет. В периодизации развития личности по Э. Эриксону, описывающей весь жизненный путь человека, результатом успешного развития в данный возрастной период является самоопределение. Именно в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте процесс профессионального самоопределения вступает в решающую стадию, когда дифференцируются, индивидуализируются и становятся осознанными интерес к различным видам деятельности, формируется готовность к выбору профессии.
В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Исследованиями в области профессиональной ориентации и профконсультирования занимались такие ученые, как: Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистякова. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение – это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. [1, с. 321]
Важно, чтобы процесс выбора профессии ребенком прошел успешно, иначе у подростка в дальнейшем может наступить кризис профессионального самоопределения, который характеризуется неудачным формированием и реализацией профессиональных намерений, несформированностью «Я - концепции», и в конечном итоге проблемой ее коррекции.
В большинстве образовательных учреждений профессиональному самоопределению молодежи уделяют недостаточное внимание или не уделяют вовсе, как правило, данная подготовка ограничивается несколькими занятиями педагога-психолога, но их недостаточно для комплексного изучения склонностей, личностных качеств, индивидуальных особенностей. Не во всех школах осуществляют целенаправленную работу по профессиональному самоопределению учащихся, а именно проводя курсы занятий по данной дисциплине. В результате ребенок, выходя из стен школы, бывает абсолютно не готов выбрать профессиональное учебное заведение и профессию.
По мнению Л.А. Гегель и С.П. Бабочкиной, на профессиональный выбор старшего школьника могут повлиять ряд факторов:
Семья. Она является основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. Семья формирует личность ребенка своей средой, интересами, включенностью в жизнь общества, являясь его органической частью. Взгляды, убеждения и личный опыт родителей так же влияют на ребенка в момент определения им профессией. Главная задача семьи - это сформировать у ребенка положительное отношение к труду, а также создать условия для развития их скрытых способностей.
Обучение в школе. В школе происходит первичная социальная адаптация ребенка, работа в коллективе, общение со сверстниками. В процессе обучения происходит формирование личности учащихся, их ценностных установок. Но не во всех российских школах ведется эффективная профориентационная работа. Это можно объяснить нехваткой специалистов в данной области. [8, с. 83-84]
Сверстники. Выбор профессии может зависеть и от межличностных отношений со сверстниками, что носит двусторонний характер. С одной стороны, старшеклассник боится оказаться в новом коллективе один, поэтому выбирает ту профессию, где будут его друзья, даже если она ему не по душе и способностей к ней у него нет. С другой стороны, ребенок может проявить лидерские качества, начнется формирование его собственной самооценки, развитие индивидуальности, что ведет к познанию себя, своих склонностей, черт характера, сильных и слабых сторон личности. [5, с.15]
Средства массовой информации. Современные масс-медиа влияют на стиль и образ жизни человека, формируют у молодежи иллюзорные представления о самоидентификации, которые существенно влияют на поведение молодых людей в обществе и их ориентацию в мире ценностей. Сейчас интернет диктует нашей молодежи, какие профессии «модные» и «современные». В связи с чем, формируется острая нехватка кадров в области профессий практического труда. Кроме того, СМИ пропагандируют обществу новые потребности - достижение материального благосостояния любой ценой, формируя в человеке зависть, злость, агрессию, амбициям, заставляет молодых людей проводить жизнь в погоне за иллюзорными ценностями. [9, с 115]
Правильный выбор профессии - длительный и сложный процесс, охватывающий значительный период жизни. Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной:
- с формированием профессиональной направленности личности,
- знанием своих способностей, склонностей, состояния здоровья,
- учетом желаний,
- устойчивыми профессиональными намерениями,
- достаточной информированностью о профессиях и рынке труда.
Для выявления профессиональных предпочтений старшеклассников и согласованности их планов с родителями, мы провели в МБОУ СОШ №64 опрос законных представителей детей.
90 % родителей точно знают, в какое профессиональное учебное заведение будет поступать их ребенок, 5 % не смогли ответить на данный вопрос, 5 % респондентов указали, что ребенок после школы пойдет служить в армию.
75 % родителей считают, что больше всех на выбор профессии их детей повлияли учителя, 6 % - самостоятельный выбор детей, 19 % - приняли решение с помощью родителей.
Из 100 % опрошенных лишь 15 % учащихся планируют продолжить обучение в г. Нижнем Тагиле, остальные будут поступать в учебные заведения мегаполисов.
На основании вышеизложенного, в связи с динамично развивающимися условиями жизнедеятельности населения, перед образовательными учреждениями стоит приоритетная задача организации работы по содействию в профессиональному самоопределению учащихся. Профессиональное самоопределение — многолетний процесс, это не единичное решение, а цепочка различных решений, принимаемых на протяжении определенного времени, при этом каждый шаг связан с предыдущим и последующим.
Поскольку современный рынок труда требует новых широких и гибких знаний, умений и навыков, то задачей образовательных учреждений является формирование и развитие у молодого поколения таких способностей, которые позволили бы ему комфортно адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям и создавать новое социальное пространство; стоит задача научить учащихся самостоятельному взаимодействию с динамичным миром профессионального труда.
Список литературы
1. Зотова Н.Н. Готовы ли подростки выбрать профессию? // Экология и жизнь. - 2012. №12. С. 36-39.
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2010 г. 159 с.
3. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2008 г., 176 с.
4. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / cост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. Волгоград: Учитель, 2009 г. 283 с.
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2010 г. 464 с.
6. Содержание процесса профессионального самоопределение как необходимого условия для развития личности, его типы и уровни / -[Электронный ресурс] URL: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-19206 ( Дата обращения 06.03.2017)