СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы профессионального самоопределения молодежи

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются основные проблемы профессионального самоопределения молодежи,  факторы, оказывающие влияние на выбор старшеклассниками своего будущего профессионального пути.

 

Просмотр содержимого документа
«Проблемы профессионального самоопределения молодежи»

Степанова Виктория Сергеевна, Дегенгарт Анна Валерьевна

г. Нижний Тагил,


ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: молодежь, профессия, профессиональное самоопределение, дифференциация, индивид.

АННОТАЦИЯ: В статье рассматриваются основные проблемы профессионального самоопределения молодежи, факторы, оказывающие влияние на выбор старшеклассниками своего будущего профессионального пути.


Viktoria Stepanova, Degengart Anna Valerevna

 Nizhny Tagil,


PROBLEMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF YOUTH


KEY WORDS: youth, profession, professional self-determination, differentiation, individual.

ANNOTATION: The article deals with the main problems of professional self-determination of young people, the factors that influence the choice of high school students of their future professional path.

В современном обществе наблюдается проблема профессионального самоопределения молодежи, существует противоречие между объективно сложившимися потребностями общества и субъективными профессиональными устремлениями молодежи.

Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности и процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован чужими советами и неверными представлениями о своих способностях, склонностях и личностных особенностях.

С необходимостью определения своего дальнейшего пути ребенок сталкивается в период от 14 до 17 лет. В периодизации развития личности по Э. Эриксону, описывающей весь жизненный путь человека, результатом успешного развития в данный возрастной период является самоопределение. Именно в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте процесс профессионального самоопределения вступает в решающую стадию, когда дифференцируются, индивидуализируются и становятся осознанными интерес к различным видам деятельности, формируется готовность к выбору профессии.

В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Исследованиями в области профессиональной ориентации и профконсультирования занимались такие ученые, как: Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистякова. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение – это осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. [1, с. 321]

Важно, чтобы процесс выбора профессии ребенком прошел успешно, иначе у подростка в дальнейшем может наступить кризис профессионального самоопределения, который характеризуется неудачным формированием и реализацией профессиональных намерений, несформированностью «Я - концепции», и в конечном итоге проблемой ее коррекции.

В большинстве образовательных учреждений профессиональному самоопределению молодежи уделяют недостаточное внимание или не уделяют вовсе, как правило, данная подготовка ограничивается несколькими занятиями педагога-психолога, но их недостаточно для комплексного изучения склонностей, личностных качеств, индивидуальных особенностей. Не во всех школах осуществляют целенаправленную работу по профессиональному самоопределению учащихся, а именно проводя курсы занятий по данной дисциплине. В результате ребенок, выходя из стен школы, бывает абсолютно не готов выбрать профессиональное учебное заведение и профессию.

По мнению Л.А. Гегель и С.П. Бабочкиной, на профессиональный выбор старшего школьника могут повлиять ряд факторов:

Семья. Она является основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. Семья формирует личность ребенка своей средой, интересами, включенностью в жизнь общества, являясь его органической частью. Взгляды, убеждения и личный опыт родителей так же влияют на ребенка в момент определения им профессией. Главная задача семьи - это сформировать у ребенка положительное отношение к труду, а также создать условия для развития их скрытых способностей.

Обучение в школе. В школе происходит первичная социальная адаптация ребенка, работа в коллективе, общение со сверстниками. В процессе обучения происходит формирование личности учащихся, их ценностных установок. Но не во всех российских школах ведется эффективная профориентационная работа. Это можно объяснить нехваткой специалистов в данной области. [8, с. 83-84]

Сверстники. Выбор профессии может зависеть и от межличностных отношений со сверстниками, что носит двусторонний характер. С одной стороны, старшеклассник боится оказаться в новом коллективе один, поэтому выбирает ту профессию, где будут его друзья, даже если она ему не по душе и способностей к ней у него нет. С другой стороны, ребенок может проявить лидерские качества, начнется формирование его собственной самооценки, развитие индивидуальности, что ведет к познанию себя, своих склонностей, черт характера, сильных и слабых сторон личности. [5, с.15]

Средства массовой информации. Современные масс-медиа влияют на стиль и образ жизни человека, формируют у молодежи иллюзорные представления о самоидентификации, которые существенно влияют на поведение молодых людей в обществе и их ориентацию в мире ценностей. Сейчас интернет диктует нашей молодежи, какие профессии «модные» и «современные». В связи с чем, формируется острая нехватка кадров в области профессий практического труда. Кроме того, СМИ пропагандируют обществу новые потребности - достижение материального благосостояния любой ценой, формируя в человеке зависть, злость, агрессию, амбициям, заставляет молодых людей проводить жизнь в погоне за иллюзорными ценностями. [9, с 115]

Правильный выбор профессии - длительный и сложный процесс, охватывающий значительный период жизни. Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной:

- с формированием профессиональной направленности личности,

- знанием своих способностей, склонностей, состояния здоровья,

- учетом желаний,

- устойчивыми профессиональными намерениями,

- достаточной информированностью о профессиях и рынке труда.

Для выявления профессиональных предпочтений старшеклассников и согласованности их планов с родителями, мы провели в МБОУ СОШ №64 опрос законных представителей детей.

90 % родителей точно знают, в какое профессиональное учебное заведение будет поступать их ребенок, 5 % не смогли ответить на данный вопрос, 5 % респондентов указали, что ребенок после школы пойдет служить в армию.

75 % родителей считают, что больше всех на выбор профессии их детей повлияли учителя, 6 % - самостоятельный выбор детей, 19 % - приняли решение с помощью родителей.

Из 100 % опрошенных лишь 15 % учащихся планируют продолжить обучение в г. Нижнем Тагиле, остальные будут поступать в учебные заведения мегаполисов.

На основании вышеизложенного, в связи с динамично развивающимися условиями жизнедеятельности населения, перед образовательными учреждениями стоит приоритетная задача организации работы по содействию в профессиональному самоопределению учащихся. Профессиональное самоопределение — многолетний процесс, это не единичное решение, а цепочка различных решений, принимаемых на протяжении определенного времени, при этом каждый шаг связан с предыдущим и последующим.
Поскольку современный рынок труда требует новых широких и гибких знаний, умений и навыков, то задачей образовательных учреждений является формирование и развитие у молодого поколения таких способностей, которые позволили бы ему комфортно адаптироваться к быстро изменяющимся социальным условиям и создавать новое социальное пространство; стоит задача научить учащихся самостоятельному взаимодействию с динамичным миром профессионального труда.

Список литературы

1. Зотова Н.Н. Готовы ли подростки выбрать профессию? // Экология и жизнь. - 2012. №12. С. 36-39.

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2010 г. 159 с.

3. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2008 г., 176 с.

4. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / cост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. Волгоград: Учитель, 2009 г. 283 с.

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2010 г. 464 с.

6. Содержание процесса профессионального самоопределение как необходимого условия для развития личности, его типы и уровни / -[Электронный ресурс] URL: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-19206 ( Дата обращения 06.03.2017)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!