Проблемы реализации основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы.
В последнее время одна из важных проблем в образовании – это внедрение ФГОС. Основной идеей, которая заложена в государственные стандарты второго поколения, является идея развития.
Главная задача педагогической деятельности – помочь человеку в умении действовать, подготовить школьника к саморазвитию, воспитывать и развивать свободную, жизнелюбивую, талантливую личность с научными знаниями о природе и человеке, основывающуюся на созидательной творческой деятельности и нравственном характере взаимоотношений между людьми. Современное образование и развитие в нём человека - это непрерывный процесс самодвижения личности ребёнка.
Значение первостепенной важности в современном подходе приобретает ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Результатом считаются как предметные знания, так и умения применять эти знания в практической деятельности.
Именно эта задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной модели, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
В связи с этим перед учителем встают новые задачи, изменяются технологии обучения, открываются новые возможности в преподавании своего предмета.
Среди множества направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее верными и разносторонними являются такие, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению.
Технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в субъектных отношениях учителя и ученика. Совместно вырабатываются цели, содержание, даются оценки. Наиболее интересным является обучение в команде или группе.
Особенности организации групповой работы учащихся на уроке:
- деление класса на группы или микро-группы для решения конкретных учебных задач;
- выполнение задания группой под руководством лидера или учителя;
- задания в группе выполняются таким приёмом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Например, при изучении творчества одного из поэтов класс делится на группы. Количество учащихся в группе соответствует количеству заданий для группы. Задания внутри группы участники распределяют сами, готовятся и обсуждают в группе.
Как сделать процесс обучения более гибким, как приспособить его к каждому обучающемуся?
Ответ на этот вопрос дает принцип дифференцированного образовательного процесса и как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся, позволяет более активно использовать потенциальные возможности школьников. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться.
Дифференциация (от лат. differentia – различие) - расчленение, разделение целого на различные формы и ступени. Дифференцированным считается образовательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Например, при изучении в 5 классе темы "Члены предложения" возможно выбрать задание самостоятельно в соответствии со своими способностями.
1 группа.
А)Найти главные и второстепенные члены в предложениях.
2 группа.
А) Найти главные и второстепенные члены в предложениях.
Б) Определить, какой частью речи они выражены.
3 группа.
А) Составьте схемы предложений. Составьте свои предложения по схемам.
Для формирования УУД необходимо создание проблемных ситуаций на уроке. На мой взгляд, это наиболее действенная современная технология, дающая более эффективное усвоение знаний.
При использовании проблемных ситуаций на уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ученик получает не готовые знания, а «добывает» их в процессе. При этом обучающиеся учатся выявлять затруднения в собственной деятельности, находить причины затруднений, устанавливать план своей дальнейшей работы, выбирать приёмы и систему достижения поставленной цели, осуществлять поиск нужной информации. Ребята учатся исследовать, формулировать свое позицию, работать в сотрудничестве.
Примеры проблемных ситуаций на уроках литературы и русского языка.
Выпишите сначала предложения с однородными членами, а затем остальные. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Однородные члены и обобщающие слова при них подчеркните, составьте схемы ОЧ. Обозначьте часть слова, в которой находится вставленная орфограмма. (Приводятся предложения из повести А. Рыбакова «Кортик»).
Возможный вариант модификации задания:
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Подчеркните слова, которые служат средствами связи последующих предложений с предшествующими.
Обсудите в парах:
1) Каким стилем написан данный текст?
2) Какова тема текста?
3) С какой целью автор нам его рассказывает?
Возможна работа по парам:
1.
Перескажите этот текст от лица одного из ребят, которые участвовали в описываемых событиях. Адресат – родители одного из героев.
Подумайте, какой стиль будет уместен в данном случае?
2.
Представьте, что вы стали свидетелем описанных писателем событий и решили написать о поступке героев в местную газету. Придумайте для этой заметки название.
Подумайте над тем:
1) В каком стиле вы будете писать?
2) Какова будет ваша цель (проинформировать читателей, пробудить в них те или иные чувства, призвать к чему, убедить в чем-то)
Данные задания способствуют развитию коммуникативных возможностей: способность к конструктивному ведению диалога, ориентирование в коммуникативном пространстве и т.п.
Среди современных образовательных технологий наиболее интересными, на мой взгляд, являются бинарные и интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях. Интегрированный урок – это форма занятий, которая применяется на всех ступенях обучения. Основные цели таких уроков – воспитание культуры ценностной ориентации учащихся и развитие интеллектуальных способностей, в первую очередь таких, как синтез, обобщение на различных уровнях, сопоставление и установление межпредметных и универсальных связей.
Например, по теме «Гласные е-и в корнях с чередованием» (интерграция: русский язык, литература, история) (5-й класс) предлагаются следующие задания:
Задание 1. Прочитайте текст Н.С. Шера о А.С. Пушкине. Что вы узнали из данного текста о поэте? Найдите ошибки, допущенные в предложениях.
Задание 2. Прочитайте текст и скажите, о чем в нем идет речь. Дайте заглавие тексту.
Задание 3. Помогите героям сказок. Определите, из каких сказок они к нам пришли и кто является автором.
Напишите слова из сказок, вставляя буквы. Обозначьте орфограмму.
Поскольку в качестве материалов для подобных уроков можно использовать тексты из учебников по любому предмету, не будет преувеличением сказать, что русский язык является средством, способным интегрировать практически все предметы школьной программы в единое целое.
действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей была и остаётся дидактическая игра. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, процесс обучения становится более эффективным.
В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду неприметных. Коллективный командный дух, желание одержать победу преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.
Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ребёнок сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. На уроках русского языка могут использоваться следующие игровые задания: игра со словом, «Найди пару», «Кто больше», « Поймай мяч», «Собери слово», кроссворды, загадки и т.п.
Учитель может проводить уроки-экскурсии, КВН, ролевые игры, уроки-соревнования, театрализованные уроки.
В методике преподавания русского языка и литературы особое место занимает метод проектов, так как позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть рефлексивность и пассивность учащихся в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий..
На мой взгляд, эффективный вид проекта — мини-проект. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение — миниатюры, создание собственных сказок, басен. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат.
Результат проектной деятельности в виде презентации может быть представлен как альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ, стенгазета; киносценарий; видео-, диа- или слайд-фильм; публикация; буклет... и т.п.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Повысить интерес к изучаемым предметам, активизировать познавательную деятельность учеников, развивать их творческий потенциал помогает использование информационно-компьютерных технологий.
Компьютер стал привычным атрибутом на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности.
ИКТ позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков
Для того чтобы вызвать интерес к литературному произведению, на уроках просматриваются фрагменты фильмов, спектаклей. На уроках литературы звучат аудио-записи. Например, в 5 классе при изучении сказок А.С. Пушкина просматривался фрагмент из мультфильма «Сказка о мертвой царевне», в 6ом классе при изучении романа «Дубровский» - фрагмент из художественного фильма.
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
Использование новых технологий на уроке позволяет персонифицировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, укрепить творческие и познавательные способности учащихся, улучшить учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе.