СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей и родителей дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«"Проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников"»





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Березка» города Белово»






Проблемы

социально-коммуникативного развития

дошкольников











Составила:

старший воспитатель ВКК

Москалева А.М.


















Беловский городской округ, 2025












При работе с детьми мы сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, низким уровнем социальной адаптации, недостаточной сформированностью социальных умений. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Особенно остро эти проблемы стоят у дошкольников с ОВЗ. Результаты ряда исследований свидетельствуют о наличии определенных нарушений в личностно-эмоциональной сфере ребенка – это повышенная тревожность, хроническое эмоциональное напряжение, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения, в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно поставить себя на место обиженного и почувствовать, что испытывает другой.

Специфика нарушений процесса социальной адаптации детей обусловлена трудностями поведения, недоразвитием смысловой стороны речи, являющейся основным средством общения, особенностями самовосприятия и самооценки, особенностями восприятия и понимания личности других людей.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

  • содержание игр изменилось, часто дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами;

  • произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

  • отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Все эти особенности препятствуют формированию социально-коммуникативных умений дошкольников. Поэтому работа педагога должна быть направлена на их развитие:

  • умение организовывать общение:

    • включающее умение слушать собеседника,

    • умение эмоционально сопереживать,

    • проявлять эмпатию,

    • умение решать конфликтные ситуации;

  • умение пользоваться речью;

  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Реабилитационная функция работы педагога должна быть направлена на создание условий развития социальных умений дошкольников. К ним относятся социальная ситуация развития, формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, совместная игровая деятельность, которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Проблемы социально-коммуникативного развития сдошкольников и особенности психофизического развития дошкольников.

Проблемы социально-коммуникативного развития

дошкольников

Особенности

психофизического развития дошкольников

- трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

- общая соматическая ослабленность;

- речевая недостаточность;

- напряжённые отношения со сверстниками;

- замкнутость, застенчивость, нежелание публичности;

- дети критичны к своему дефекту;


- неумение собирать, анализировать и оценивать материал;

- неумение решать проблемные или конфликтные ситуации;

- у детей снижена вербальная память и продуктивность запоминания;

- дети отстают в развитии словесно-логического мышления;

- неумение задавать вопросы, вести беседу;


- низкий познавательный интерес к окружающей жизни;


- дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

- низкий уровень развития волевой сферы, индивидуальные особенности отношений в среде сверстников.


В дошкольных учреждениях этим вопросам уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитию звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т. д.

Решая проблему социально-коммуникативного развития дошкольников, необходимоо развитие коммуникативных навыков, направленных на сверстника. Это обогащение опыта совместной деятельности и расширение форм общения между детьми.

Педагогу необходимо ставить перед собой следующие задачи:

  • развитие связной диалогической и монологической речи;

  • развитие навыков ситуативно-делового общения;

  • развитие умения выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета;

  • формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;

  • обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;

  • развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;

  • развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки.

Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь со взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивный потенциальный словарь стал активным, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. Разговаривая со взрослым, дошкольник не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык! Другое дело - сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.

Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента.

Для достижения наилучших результатов в вопросе формирования речевых навыков применяются различные технологии. Одной из которых является «Утренний сбор» (программа «Сообщество»), автор Колин Бейн. Данная технология рассчитана на детей школьного возраста.



Проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников

Задачи, решаемые с помощью

технологии «Утренний сбор»

- трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками;


- развитие словарного запаса;

- развитие стремления у детей выражать свое отношение к окружающе­му, умение самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

- напряжённые отношения со сверстниками;

- создание комфортного социально-психологического климата в детском коллективе;

- неумение решать проблемные или конфликтные ситуации;


- умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать;

- умение адекватно реагировать на реплики, обращаясь непосредственно друг к другу;

- умение решать проблемные или конфликтные ситуации;

- развитие саморегуляции;

- замкнутость, застенчивость, нежелание публичности;

- приобретение опыта публичного выступления;


- неумение собирать, анализировать и оценивать материал;

- умение анализировать и оценивать излагаемый материал;

- неумение задавать вопросы, вести беседу;


  • умение быстро реагировать на вопросы;

- умение запрашивать информацию;

- умение работать с изученной информацией;

- дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

- формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справед­ливость, скромность.


Представляем этапы и задачи технологии.

Технология «Утренний сбор»

  1. Сбор (звонит колокольчик)

  1. Выбор приветствия, приветствие

  2. Обмен информацией (новости)

  3. Заслушивание сообщения

  1. Обсуждение, вопросы по сообщению

  2. Групповая деятельность (игра)

  3. Пожелания на предстоящий день