Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Березка» города Белово»
Проблемы
социально-коммуникативного развития
дошкольников
Составила:
старший воспитатель ВКК
Москалева А.М.
Беловский городской округ, 2025
При работе с детьми мы сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, низким уровнем социальной адаптации, недостаточной сформированностью социальных умений. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Особенно остро эти проблемы стоят у дошкольников с ОВЗ. Результаты ряда исследований свидетельствуют о наличии определенных нарушений в личностно-эмоциональной сфере ребенка – это повышенная тревожность, хроническое эмоциональное напряжение, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения, в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно поставить себя на место обиженного и почувствовать, что испытывает другой.
Специфика нарушений процесса социальной адаптации детей обусловлена трудностями поведения, недоразвитием смысловой стороны речи, являющейся основным средством общения, особенностями самовосприятия и самооценки, особенностями восприятия и понимания личности других людей.
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
содержание игр изменилось, часто дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами;
произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Все эти особенности препятствуют формированию социально-коммуникативных умений дошкольников. Поэтому работа педагога должна быть направлена на их развитие:
умение организовывать общение:
включающее умение слушать собеседника,
умение эмоционально сопереживать,
проявлять эмпатию,
умение решать конфликтные ситуации;
умение пользоваться речью;
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Реабилитационная функция работы педагога должна быть направлена на создание условий развития социальных умений дошкольников. К ним относятся социальная ситуация развития, формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, совместная игровая деятельность, которые создают зону ближайшего развития ребенка.
Проблемы социально-коммуникативного развития сдошкольников и особенности психофизического развития дошкольников.
Проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников | Особенности психофизического развития дошкольников |
- трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками; | - общая соматическая ослабленность; - речевая недостаточность; |
- напряжённые отношения со сверстниками; - замкнутость, застенчивость, нежелание публичности; | - дети критичны к своему дефекту; |
- неумение собирать, анализировать и оценивать материал; - неумение решать проблемные или конфликтные ситуации; | - у детей снижена вербальная память и продуктивность запоминания; - дети отстают в развитии словесно-логического мышления; |
- неумение задавать вопросы, вести беседу; | - низкий познавательный интерес к окружающей жизни; |
- дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. | - низкий уровень развития волевой сферы, индивидуальные особенности отношений в среде сверстников. |
В дошкольных учреждениях этим вопросам уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитию звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т. д.
Решая проблему социально-коммуникативного развития дошкольников, необходимоо развитие коммуникативных навыков, направленных на сверстника. Это обогащение опыта совместной деятельности и расширение форм общения между детьми.
Педагогу необходимо ставить перед собой следующие задачи:
развитие связной диалогической и монологической речи;
развитие навыков ситуативно-делового общения;
развитие умения выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета;
формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;
развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки.
Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь со взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивный потенциальный словарь стал активным, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. Разговаривая со взрослым, дошкольник не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык! Другое дело - сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.
Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента.
Для достижения наилучших результатов в вопросе формирования речевых навыков применяются различные технологии. Одной из которых является «Утренний сбор» (программа «Сообщество»), автор Колин Бейн. Данная технология рассчитана на детей школьного возраста.
Проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников | Задачи, решаемые с помощью технологии «Утренний сбор» |
- трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками; | - развитие словарного запаса; - развитие стремления у детей выражать свое отношение к окружающему, умение самостоятельно находить для этого различные речевые средства; |
- напряжённые отношения со сверстниками; | - создание комфортного социально-психологического климата в детском коллективе; |
- неумение решать проблемные или конфликтные ситуации; | - умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать; - умение адекватно реагировать на реплики, обращаясь непосредственно друг к другу; - умение решать проблемные или конфликтные ситуации; - развитие саморегуляции; |
- замкнутость, застенчивость, нежелание публичности; | - приобретение опыта публичного выступления; |
- неумение собирать, анализировать и оценивать материал; | - умение анализировать и оценивать излагаемый материал; |
- неумение задавать вопросы, вести беседу; | - умение запрашивать информацию; - умение работать с изученной информацией; |
- дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. | - формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. |
Представляем этапы и задачи технологии.
Технология «Утренний сбор»
Сбор (звонит колокольчик)
Выбор приветствия, приветствие
Обмен информацией (новости)
Заслушивание сообщения
Обсуждение, вопросы по сообщению
Групповая деятельность (игра)
Пожелания на предстоящий день