СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы современного музицирования

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важных аспектов культурной стороны жизни общества, которому уделяется незначительное внимание, является проблема современного любительского и профессионального музицирования. Этапы развития музыкального искусства различных форм и видов рассматривались в контексте многих научных областей: музыкальная история, теория музыки, эстетика, психология и социология.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы современного музицирования»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ


А.В. Грин

г. Суджа Курской области


Науч. рук. – М.Л. Космовская

г. Курск

Одним из важных аспектов культурной стороны жизни общества, которому уделяется незначительное внимание, является проблема современного любительского и профессионального музицирования. Этапы развития музыкального искусства различных форм и видов рассматривались в контексте многих научных областей: музыкальная история, теория музыки, эстетика, психология и социология.

Однако такой подход к поставленной проблеме позволяет говорить о музицировании в педагогическом, эстетическом или воспитательном аспектах. При этом не затрагиваются основные и наиболее важные стороны поставленного вопроса, постоянно изменяющиеся в условиях интеграции культур разных стран, технического прогресса, влияния СМИ.

В проблеме современного музицирования можно выделить множество вопросов. Однако основными, требующими особого внимания являются:

  • роль профессионального и любительского музицирования в современной художественной культуре;

  • функции профессии учителя музыки и возможности его профессиональной подготовки в современных условиях;

  • музицирование в условиях новых информационных технологий. Для понимания значимости данной проблемы и необходимости ее решения важно рассматривать музыку как элемент системы общественно значимых наук. Взаимосвязь истории искусства и музицирования позволяет увидеть особые свойства, присущие всем видам художественного

творчества; осознать, что оно находится вне времени и не принадлежит определенной нации, что позволяет с уверенностью говорить о важности музыкального искусства для межкультурного взаимодействия. Связь искусства и образования позволяет рассматривать культурное пространство учебных заведений как оптимальную среду для развития творческих способностей. В результате такого подхода к музыке элитарный слой общества становится более широким.

Данное исследование является актуальным, поскольку оно определяется необходимостью осознания музицирования как элемента эстетико-культурной стороны общества, отвечающим социальному заказу своего времени.

Итак, рассмотрим перечисленные ранее проблемы. В современной художественной культуре музицированию отводится особая роль

«противовеса» негативным тенденциям. Так, музыканты-профессионалы воздействуют на просвещенную аудиторию, то есть музыкантов- любителей, посредством создания эталона исполнительского и композиторского творчества, направлений развития музыки.

Существенной особенностью современности популяризация музыки системой массовой информации. Это ускорило процесс интеграции культур. Одновременно происходит объединение академических и эстрадных жанров.

Поскольку академическое образование зачастую консервативно и не успевает за новыми технологиями, любительское музицирование оказывается более благоприятной средой для творческих экспериментов и выявления новых талантов.

Второй вопрос – функции профессии учителя музыки и возможность его профессиональной подготовки. Стремительное развитие науки и техники формируют новый социальный заказ, в том числе и качественное музыкальное образование. Его успешное выполнение во многом будет

зависеть от подготовки учителей музыки, причем важное значение будет иметь не только уровень профессиональных знаний, но и общий набор компетенций молодого специалиста. Несоответствие уроков музыки реальным социальным требованиям приводит к отказу общеобразовательных школ от музицирования, даже любительского. Исправить положение может изменение предметов обучения, более гибкая подготовка учителей музыки (например, предметы по электронным музыкальным инструментам или музыкальным технологиям). Однако практика последних лет показывает, что такой подход, подразумевающий слияние музыкальной культуры с общей, оборачивается безразличием детей к классической музыке.

Исходя из этого основным заданием учителя музыки является привнесение в процесс обучения творческого начала, пробуждение устойчивого интереса. В этой связи, реальные функции учителя музыки в общеобразовательной школе выходят далеко за границу собственно урока музыки. Молодой специалист помимо педагогической деятельности выполняет работу музыканта, то есть организует внеклассные музыкальные занятия, курирует музыкальные мероприятия, выступает руководителем художественной самодеятельности.

Третий вопрос – музицирование в условиях современных информационных технологиях. Наличие аудиозаписей, интернета изменили музицирование. Для молодого музыканта они дают много новых возможностей, но и выдвигают целый ряд важных проблем.

Преимущества музыкальных технологий:

  • сохранение выдающихся исполнений,

  • возможность исполнителя анализировать себя через звукозапись,

  • стимулирование исполнителя к уникальности своей музыки.

Последнее очень важно, поскольку исполнитель, записывая свою музыку, имеет возможность множество раз повторять запись, улучшать ее с помощью эффектов. Во время живого выступления деятельность музыканта является единым целым, присутствует спонтанность, импровизация.

Современный музыкальный вуз должен учить музыканта тому, как грамотно использовать компьютер и Интернет в своей профессиональной деятельности. С одной стороны, информационные технологии дают неограниченные возможности для самовыражения, способствует глобализации культуры. Но это приводит к стандартизации: исполнители придерживаются «эталонного» исполнения, слушатели теряют восприимчивость к разнообразным вариациям и импровизациям.

Вряд ли о сегодняшнем музицировании можно сказать, что оно абсолютно благополучно. Причина этого заключается в том, что музыкальное образование не заинтересованно в формировании широкого слоя профессиональных музыкантов и слушателей. Утрачивается традиция художественной самодеятельности, при этом не создаются финансовые и социальные условия для создания альтернативного музицирования. Не развиты образовательные формы, которые могли бы помогать в совершенствовании или восстановлении навыков музицирования.

Для решения поставленной проблемы необходимо создание элитарного слоя культуры – создателя передовых идей, «двигателя» молодежи, вдохновителя. Центральное место в этой сфере занимает образовательное культурное пространство – оптимальной средой для развития всех видов художественного творчества.

Литература:


  1. Ардаширова Э. Г. Интеграция музыкального искусства с естественно — математическими и гуманитарными науками в педвузе. М.: Владос, 2001. 66 с.

  2. Артынова Л. Л. Страницы истории // Методические записки по вопросам музьшального образования: сб. ст. / Ред. Н. Л. Фишман. М., 1966. Вып. 1. С. 46-48.

  3. .Базиков А. С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 2003. 52 с.

  4. Быкова Э. В. Культура народная, элитарная и массовая: метод, разработка по курсу

«Культурология» // Наука о культуре: итоги и перспективы: науч.-информ. сб. М., 2003. Вьп. 4. С. 15—64:

  1. Вальтер Б. О музыке и музицировании. М.: Музгиз, 1962. 176 с.